Культура античного мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:39, лекция

Краткое описание

Как уже говорилось, в эпоху архаики радикальные преобразования произошли буквально во всех сферах жизни греческого общества. Их совокупность в науке получила название «архаической революции». Она «привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции».

Вложенные файлы: 1 файл

5. Культура архаики.docx

— 57.94 Кб (Скачать файл)

Не поддавайтесь оцепенению!

Когда невзгода встала насущная

Перед глазами, – всякий помни

Быть пред бедой настоящим мужем.

   (Пер. М. Гаспарова)

 

Но в его стихах есть и другие мотивы: радость жизни и печаль неразделенной любви, воспевание красоты природы и размышление о неизбежности смерти. Как все традиционные застольные песни, завершались они призывом: «Будем пить. Где вино, там и истина». Алкею подражали многие греческие поэты, знаменитый римский поэт Гораций и др.

Аристократка Сапфо возглавляла кружок, в котором знатных девушек готовили к будущей семейной жизни: обучали умению себя вести, музицированию, стихосложению и танцам. Музам и этим девушкам и посвящала свои стихи поэтесса. Героиней творчества Сапфо является женщина пылко любящая, ревнующая, страдающая. Стихи Сапфо отличают искренность чувств, выразительность языка:

 О, приди ж ко мне и теперь! От горькой

Скорби дух избавь и, чего гак страстно

Я хочу, сверши и союзницей верной

Будь мне, богиня!

   (Пер. В. Вересаева)

 

Влияние стихов Сапфо чувствуется в поэзии римлян Катулла и Горация.

Поэт Арион с острова Лесбос (VII-VI вв. до н. э.) почти всю жизнь провел вдали от родного острова Лесбос - при дворе коринфского тирана Периандра. Поэт прославился составлением дифирамбов. Он превратил их из чисто культовых песен в повествовательное произведение. Полагают, что именно Арион ввел в дифирамб хор сатиров. У Геродота есть легенда о том, что когда певец возвращался в Коринф, моряки решили бросить его в море, чтобы завладеть имуществом. По просьбе поэта ему разрешили в последний раз спеть песню в праздничном наряде под аккомпанемент кифары. Закончив петь, Арион бросился в море. От смерти его спас дельфин, который на своей спине привез певца в Коринф.

По тематике стихов иониец Анакреонт (VI в. до н. э.) был близок к Алкею и Сапфо. После вторжения персов он бежал из родного малоазийского города Теос и большую часть жизни провел при дворах правителей - Поликрата на Самосе, Гиппарха в Афинах и фессалийских царей. В поэзии Анакреонта уже нет серьезности, характерной для творчества его предшественников. Она полна игрового, изящного и веселого эротизма. Анакреонт любил изображать себя седовласым, но жизнерадостным любителем вина и любовных приключений:

Бросил шар свой пурпуровый

Злотовласый Эрот в меня

И зовет позабавиться

С девой пестрообутой.

Но, смеяся презрительно

Над седой головой моей,

Лесбиянка прекрасная

На другого глазеет.

   (Пер. В. Вересаева)

Впоследствии, в александрийскую эпоху, появляются многочисленные подражания изящной поэзии Анакреонта – «анакреонтика», которая оказала влияние на всю европейскую поэзию. Архаическая эпоха породила и другие литературные жанры - басни, торжественные гимны и т. д.

Эзоп. Уроженец Фригии, живший в VI веке до н.э. Геродот пишет о том, что он был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю и был убит жителями Дельф. Прославился сочинением басен – коротких нравоучительных рассказов, в которых героями выступают животные. В III веке до н. э. басни Эзопа были записаны в 10 книгах Деметрием Фалерским (ок. 350 - ок. 283 до н. э.).

Музыка

Древнегреческая лирика тесно связана с музыкой. Поэт часто исполнял свои произведения, аккомпанируя на различных музыкальных инструментах. Из щипковых были распространены:

Лира - плоский округлый корпус с кожаной мембраной, от 3 до 11 жильных, кишечных, льняных или конопляных струн. Согласно мифу первая была изготовлена Гермесом из панциря черепахи и подарена Аполлону.

Кифара состояла из корпуса (узкой деревянной коробки), двух ручек (прикрепленных к корпусу в продольном направлении), перекладины (ига), соединяющей ручки и струн (7, позже 12) одинаковой длины, но разной толщины и натяжения. Струны прикреплялись снизу к передней части корпуса и сверху к перекладине параллельно плоскости корпуса и ручек.

Псалтерий имел треугольный или четырехугольный, чаще трапециевидный корпус. Струны защипывали пальцами или плектром.

Широко применялись также духовые и ударные музыкальные инструменты:

Рог, прямой или закрученный спиралью, с расширяемым раструбом в конце. Использовался во время ритуальных церемоний и на поле боя.

Авлос - пара отдельных цилиндрических или конических трубок из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела несколько пальцевых отверстий. Использовался для сопровождения сольного и хорового пения, тан-цев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов, а также в театре.

Флейта, известная также под названием сиринга - от 5 до 13 скрепленных между собой трубок. Согласно мифу ее создал влюбленный в нимфу Сирингу бог лесов Пан. Убегая от Пана, Сиринга просила сестер превратить ее в трость, Пан же сделал из этой трости свирель, которая стала его любимым инструментом.

Тимпан (предшественник литавр) и кимвалы (предшественник тарелок).

 

III. Философия, архитектура и искусство эпохи архаики.

 

Зарождение античной философии

В эпоху архаики греческая мысль переходит от мифологического восприятия мира к рациональному, философскому его объяснению. Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку её задачей является поиск ответов на наиболее общие вопросы о мире и месте человека в нем. смысле человеческой жизни. Самая ранняя ее форма – натурфилософия, объяснение природы в ее целостности, зарождается в ионийских полисах Малой Азии.

Первые греческие философы происходили из Милета - самого развитого полиса греческого мира периода архаики. Представители милетской школы пытались выяснить, что является первоосновой мира. Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н. э.) считал, что все в мире происходит из воды и все опять превращается в воду, которая находится в непрерывном движении. Да и сама Земля представляет собой плоский диск, лежащий на воде.

Его ученик Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.) утверждал, что люди не созданы богами, а произошли из рыб особой породы. В основе всего сущего лежит апейрон, т. е. первоматерия. Она безгранична, вечна, неизменна, все вещи возникают из нее и в нее же возвращаются после гибели. Анаксимандр же создал первую геометрическую модель Вселенной, в центре которой находится Земля, парящая в воздухе. С именем Анаксимандра связывают создание географической карты и небесного глобуса.

Анаксимен (ок. 585-525 до н. э.) считал первоосновой всего воздух, при разрежении которого рождается огонь, а при сгущении - ветер, облака, вода и земля. Таким образом, воздух является «душой мира», источником жизни.

Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н.э.), выступал против традиционной народной религии. Первооснову мира он видел не в устойчивой первоматерии, а в непрерывном движении и изменении. Суть его учения выражала краткая фраза: «Все течет» - panta rhei. Платон писал: «Гераклит говорит, что всё движется и ничего не стоит, и, уподобляя сущее течению реки, прибавляет, что дважды в одну и ту же реку войти невозможно». Олицетворением этой изменчивости Гераклит считал огонь. По его мнению, мир не создан богами или людьми. Мир есть и будет вечным живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Своим учением Гераклит заложил основы диалектики.

Принципиально иную теорию создал Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) с острова Самос. В италийском Кротоне он создал пифагорейскую школу, религиозно-философское братство. Пифагор проповедовал переселение душ, которые за грехи, прежде чем попадут в загробный мир, могут побывать в телах многих людей и животных. В своей теории об устройстве мира он опирался на математические знания египтян и вавилонян. Философ считал, что числа выражают сущность вещи, а их пропорции и соотношения определяют порядок и гармонию в окружающем мире. Пифагор и его школа много сделали для развития математических знаний в Греции.

Становление философского и научного знания могло привело к возникновения новой области мышления, отдельной от религии и мифологии. Была сформулирована идея космического порядка, покоящегося на законах, которым в равной мере подчиняются все составные элементы. Образ социального, регулируемого полиса греческие философы перенесли на физическую Вселенную - Космос.

Упорядоченный космос стал доступен для постижения человеческой мыслью. К концу VI в. до н. э. на смену традиционному мифу, основанному на поэтической фантазии, пришел логос, понимаемый как истинное, научно обоснованное объяснение. Новая философская мысль выстраивала мировой порядок на принципах равновесия, равенства и симметрии. Создание научной картины мира знаменовало интеллектуальный переворот в духовной культуре Древней Греции.

Архитектура

Архитектура. Уже в начале архаической эпохи определился приоритет общественной, прежде всего храмовой, архитектуры. На фоне однотипных, простых и непритязательных частных жилищ в каждом полисе выделялись монументальные здания, посвященные богам - покровителям общины. Если в начале архаики храмы повторяли микенский мегарон, то затем они сменяются религиозными зданиями нового типа. Простейший из них - храм в антах, состоял из одного небольшого помещения - наоса, открытого на восток. Между антов – выступов боковых стен были помещены две колонны.

Простиль, более развитый тип храма, имел на фасаде уже четыре колонны. Амфипро- стиль имел колоннаду как с переднего, так и с заднего фасада, где был вход в сокровищницу. Но основным типом храма стал периптер - храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Он сложился во второй половине VII века до н.э., и дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций.

Развитие и совершенствование архаической архитектуры привело к возникновению в VII веке до н.э. архитектурных ордеров (от лат. ordo – строй, порядок). Они отличались определенным сочетанием пропорций основных частей здания, особенностями их художественной обработки. Первые ордерные храмы были построены греками-дорийцами в середине VII в. до н.э. Храм этого ордера, известного как дорического, представлял собой целлу – прямоугольное помещение со статуей бога.

Целла была окружена колоннадой, поддерживающей антаблемент (перекрытие) с крышей. Дорическая колонна была относительно невысокой с отношением диаметра основания к высоте 1 к 6. Ее прорезали вертикальные желобки – каннелюры. Колонна завершалась простой капителью, состоящей из эхина - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки. Ниже эхина колонну опоясывает небольшая бороздка.

На капители колонн опирается антаблемент. Он состоит из фриза, включающего чередующиеся триглифы (плиты с тремя полосами) и метопы (плиты с рельефами мифологического содержания), и карниза. Фронтон (треугольное пространство на фасаде под крышей) украшался скульптурами и рельефами мифологического содержания. Дорический храм с массивным антаблементом и невысокими колоннами выглядел приземистым и тяжеловесным.

Более изящными и легкими были храмы, созданные в ионическом ордере, возникшем в середине VI века до н. э. в Ионии. Колонны, которые покоились на базах (каменных подушках), были тоньше и выше (отношение диаметра основания к высоте 1 к 9). Капитель была украшена волютами (завитками в виде спиралей). Покоящийся на колоннаде антаблемент с гладким фризом был легче и казался изысканнее. Греческие храмы с раскрашенными в яркие цвета архитектурными деталями, рельефами и скульптурами выглядели нарядно и празднично.

Скульптура.

Развитие архитектуры способствовало расцвету всех видов античного искусства, но в первую очередь монументальной скульптуры. Первоначально помещаемые в храмах изображения богов были грубыми и примитивными. Однако совершенствование техники обработки камня и металлов повлияло и на развитие изобразительного искусства. В VII - VI вв. до н.э., помимо богов и героев, начинают изображать атлетов, победивших на спортивных состязаниях, и доблестных воинов, прославивших свое имя и свой полис.

Одной из самых распространенных скульптур становится курос - обнаженная мужская фигура как образ идеального гражданина. Женская фигура – кора – всегда изображалась в одежде. Однако изображения еще условны, фронтальны, статичны (прямое влияние Востока). Мастера пока не умеют передавать внутренний мир людей, лица которых они оживляют лишь условной, так называемой архаической, улыбкой.

 

Живопись.

Больших успехов достигли греческие художники, творчество которых дошло до нас по преимуществу в виде росписей по керамике. В VII - начале VI в. до н. э. четкому геометрическому стилю приходит на смену ориентальный стиль, отражавший восточное влияние, под воздействием которого развивалось искусство эпохи архаики. Сосуды покрывают рядами пестрых изображений восточных животных, фантастических существ или растительным орнаментом.

Но в VI в. утверждается исконно греческий чернофигурный стиль: роспись черным блестящим лаком по светлому фону обожженной глины. Рисунки создавали, как правило, на мифологические темы. Самым известным мастером, работавшим в чернофигурном стиле, был Эксекий (VI в. до н. э.).

При всем мастерстве художников чернолаковые изображения производили впечатление плоской тени. Чтобы добиться их объемности, изменили стиль росписи: фон стали покрывать черным лаком, а изображение - оставлять цвета глины или расписывать. Так в конце VI в. до н. э. появился краснофигурный стиль, достигший расцвета в эпоху классики.

Информация о работе Культура античного мира