Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:39, лекция
Как уже говорилось, в эпоху архаики радикальные преобразования произошли буквально во всех сферах жизни греческого общества. Их совокупность в науке получила название «архаической революции». Она «привела к расколу между теми народами, которые традиционно шли по единому пути, определенному восточными цивилизациями и восточным типом государственности, и народом Греции, который избрал античный путь эволюции».
Духовная и художественная культура эпохи архаики во всей полноте отразила сложный и противоречивый процесс формирования полисного строя и заложила основы для расцвета античной культуры и цивилизации в классическую эпоху.
Театр
Древнегреческий театр родился в Афинах из мистерий в честь бога Диониса. Празднества сопровождались представлениями, в которых рассказывалось о страданиях, гибели и воскрешении Диониса. Первоначально хор исполнял песнопения в честь божества – дифирамбы. Затем выделился актер, исполняющий роль Диониса. Хор, изображающий спутников бога - сатиров, был одет в козлиные шкуры. Отсюда и название первого театрального жанра – трагедия, буквально «песнь козлов».
Позже возник другой жанр – комедия. Название его произошло от комос - ритуального шествия, сопровождавшегося игрой на музыкальных инструментов и отличавшегося фривольностью и непринуждённостью. Цель комедии, по словам Аристотеля - «воспроизведение дурного, порочного, но такого только, что возбуждало бы смех, а не отвращение».
Для представлений служила специальная площадка – оркестра. За ней находилась скене - палатка, где переодевались актеры. На склоне горы или возвышенности размещались сидения для зрителей – театрон. Актеры выступали в масках, одевая на ноги специальную обувь - котурны, зрительно увеличивающие рост и придающие величавость походке.
Культура семьи и быта.
Семья была патриархальная, моногамной. Главное социальное предназначение ее - рождение и воспитание детей. Мужчина были обязан мужчин заводить семью. Тот, кто уклонялся, по достижении 30 лет платил штраф за безбрачие. Девушки вступали в брак в 15-16 лет. Осуждались браки по расчету. В Спарте богатые женихи брали жен из бедных семей. Отец невесты часто выбирал достойного жениха, после чего тот на длительный срок поселялся в доме будущей жены. Здесь присматривались к его характеру, воспитанности, здоровью. Перед браком совершался обряд обручения. Если его не было, то дети считались незаконными.
Финал свадьбы – семейное торжество в доме невесты. Комната ее украшалась цветами. Совершалось купание в священном источнике. Невеста на свадебный пир одевала фату. Существовал строгие запрет пить на свадьбе допьяна. Жених должен был оставался трезвым. После свадьбы молодые направлялись в дом жениха. Сопровождающие пели гименеи – свадебные песни. Жених вносил невесту в дом на руках.
Удел замужней женщины – домашнее хозяйство, ткачество, шитье. На улицу она выходила только в сопровождении мужчины или рабыни. При встрече мужчиной закрывала тканью лицо кроме глаз. То же - при участии в празднествах и религиозных обрядах. Понятие «супружеская измена» измена относилось только к женщинам. Муж имел право убить жену и ее любовника. При этом сам был свободен в связях на стороне, за исключением замужних женщин.
Бездетный брак мог быть расторгнут. Обязанность старого бездетного мужа - привести в дом юношу. Если бесплодна жена, то муж мог договориться с супругом плодовитой женщины, чтобы та выносила ребенка. Стремление иметь не менее 2-х сыновей.
Жилище и еда. Дом – для ночлега, основное время на агоре и стадионе. Дом 2-х или одноэтажный. Во внутреннем дворике устраивался жертвенник. Дом делился на две половины: мужскую - андрон и женскую - гинекей. Стены жилых помещений оштукатуривались и покрывались росписью. Полы выкладывались каменной плиткой или мозаикой. В домах попроще полы делались глинобитными. Набор мебели был скромным: столик - трапедза, ложе - кине, небольшие табуреты и кресла. Одежда хранилась в шкафах и сундуках. Посуда была, пожалуй, главным, если не единственным украшением греческого дома.
Древние греки были непритязательны в еде. Ели два или три раза в день. Основной рацион – овощи, рыба, фрукты. Обязательной приправой к блюдам был рыбный соус – гарон. Мясо ели редко. Пили разбавленное вино. За столом без гостей женщины сидели, мужчины полулежали. Ели руками, совершая частое их омовение.
Одежда - шерстяные и льняные ткани. Никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки.
Мужчины. Одежда состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен. Жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.
Во время работы надевали ещё более простую одежду - экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный.
Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий. Юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы - хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.
Женщины. Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом.
Верхней женской одеждой был пеплос. Для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной.
Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас - низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного под подбородком.
Обувь.
Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы - сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви - крепиды. Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной.
Дополнительная литература
Вейс Герман. История цивилизации: архитектура, вооружение, одежда, утварь. Т.1. Классическая древность. – М., 1999.
Велишский Франтишек. Быт и нравы древних греков и римлян. – М., 2000.
Латышев В.В. Очерк греческих древностей. – Спб., 1997.