Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 13:45, реферат
Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”.
ª Введение..................................................................................
ª Генезис культуры.................................................................
ª Типологические определения культуры..........................
ª Возникновение и смена культур........................................
ª Субкультура или контркультура......................................
ª Культура-основа общества.................................................
ª Вместо заключения..............................................................
Литература.................................................................................
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
культуролгия
Культура
в современном
её понимании
Содержание:
ª
Введение......................
ª
Генезис культуры......................
ª
Типологические определения культуры......................
ª
Возникновение и смена культур.......................
ª
Субкультура или контркультура.................
ª
Культура-основа общества......................
ª
Вместо заключения....................
Литература....................
ªВведение
Понятие культура относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Для нас вполне привычно звучат такие словосочетания, как “культура ума”, “культура чувств”, “культура поведения”, “физическая культура”. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребер и Клайдж Клакхон с 1871 г. по 1919 г. было дано всего 7 определений культуры, то с 1920 по 1950 они насчитали 157 определений этого понятия. Позже количество определений значительно увеличилось. Л.Е.Кертман насчитал более 400 определений.
Считается что слово “культура”
В обыденном сознании культура
служит оценочным понятием и относится
к таким чертам личности, которые точнее
было бы назвать не культурой, а культурностью.
ª
Генезис культуры
В ХХI веке генезис культуры трактуется по-разному. Наиболее распространенны: Марксистская теория и орудийно-трудовая концепция. Первая предполагает, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873-1876 гг. Она представлена в статье “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, которая являлась одной из глав его работы “Диалектика природы”. Энгельсу принадлежит классическая формула - “Труд создал человека”. Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.
Согласно орудийно-трудовой
Но сознание рождается только как результат труда, но, чтобы заняться деятельностью, нужно иметь
нечто подобное интеллекту. Речь обретается внутри общности. Но какая сила побуждает жить сообща и искать общения ? Все эти компоненты культурогенеза сцеплены, связаны, но непонятно, как они порождают друг друга.
Основатель психоанализа З.
Главная задача культуры, по Фрейду,
настоящая причина её
Фрейд считал, что религия оказала
культуре огромные услуги. Она
активно содействовала
Кроме Фрейда и Энгельса
человека.
Язык, искусство, религия, наука –
это различные стадии этого процесса.
ª
Типологические определения культуры
Специалисты
по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон
проанализировали свыше ста основных
определений и сгруппировали их следующим
образом.
1. Описательные определения,
восходящие в своей основе к концепции
основоположника культурной антропологии
Э. Тейлора. Суть таких определений:
культура - это сумма всех видов
деятельности, обычаев, верований; она
как сокровищница всего созданного людьми
включает в себя книги, картины и т. п. ,
знание путей приспособления к социальному
и природному окружению, язык, обычай,
систему этикета, этику, религию, которые
складывались веками.
2. Исторические
определения, подчеркивающие
традиций
и социального наследия, доставшихся
современной эпохе от предшествовавших
этапов развития человечества. К ним
примыкают и генетические определения,
утверждающие, что культура
является результатом исторического развития.
В нее входит все, что искусственно, что
люди произвели и что передается от поколения
к поколению - орудия, символы, организации,
общая деятельность, взгляды, верования.
3. Нормативные определения, акцентирующие
значение принятых правил и норм.
Культура - это образ жизни индивида,
определяемый социальным окружением.
4. Ценностные
определения: культура -
это материальные и социальные ценности
группы людей, их институты, обычаи, реакции
поведения.
5. Психологические
определения, исходящие из
всех
результатов такого приспособления.
6. Определения
на базе теорий обучения :
культура - это поведение, которому
человек научился, а не получил в качестве
биологического наследства.
7. Структурные определения,
8. Идеологические определения:
культура - это поток идей, переходящих
от индивида к индивиду посредством особых
действий, т. е. с помощью слов или подражаний.
9. Символические определения:
культура – это организация различных
феноменов (материальных предметов, действий,
идей, чувств), состоящая в употреблении
символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп
определений схватывает какие-
избирательна, изучаема, основана на символах,
т. е. не
включает биологических компонентов человека
и передается отличными от биологической
наследственности механизмами, она эмоционально
воспринимается или отбрасывается индивидами.
И все же этот перечень свойств не дает
нам достаточно полного понимания тех
сложных явлений, которые имеются в виду,
когда речь заходит о культурах майя или
ацтеков, Киевской Руси или Новгорода.
Ряд исследователей (Ф. Нортроп, П. Сорокин и др. )
предприняли попытки установить закономерности, лежащие в основе возникновения и развития тех или иных типов культуры, а также вскрыть главный элемент, который определяет данный тип, независимого от того, является ли он уникальным или в той или иной степени присущ различным культурам. Так, Ф. Нортроп положил в основу своей попытки методологический принцип, в соответствии с которым тип культуры определяется присущими ей формами и способами познания - именно они диктуют всю организацию опыта, норм, идеалов, идей, доминирующих в данном обществе. Это позволило различить два типа культур - восточные и западные. Первые характеризуются интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира, вторые - интеллектуализмом, познанием в форме теоретических концепций. Первый тип культуры создает нетехнические цивилизации с их писательными науками и импрессионистским искусством. Время в таких цивилизациях воспринимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и природа, и качественно не отличающаяся от нее история. Поэтому в восточных культурах популярны концепции переселения душ и высшего блага как слияния с природой, Подход к социальным явлениям с точки зрения непосредственного наблюдения ведет здесь к заключению, что, раз индивид рождается в семье, то она возвышается над индивидом. Семейные отношения переносятся и на
общество
в целом, в результате чего складывается
иерархия социальных статусов, которую
венчает обожествляемая личность монарха,
императора. Второй тип культуры создает
технические цивилизации с их
концепциями равенства людей, равных
возможностей, одинаковых норм, с развитой
этикой и демократией. Искусство технических
цивилизаций основано на геометрических
формах и перспективе. И в этой концепции
есть меткие важные наблюдения особенностей
развития культуры. Интересно то, что чем
дальше в прошлое забирается Нортроп,
тем больше у него верных замечаний. но
и здесь основные вопросы остаются без
ответа. Чем вызваны к жизни различные
формы и способы познания мира? Не особенностями
ли материального производства и складывающихся
на его основе социальных организаций
восточных и западных обществ?
П.
Сорокин в свою очередь