Культура древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 17:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы рассмотреть культуру древней Индии
Для достижения данной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- определить сущность материальнаой культуры Древней Индии;
- изучить главные историко-культурные памятники духовности Древней Индии;
- рассмотреть особенности мировоззренческие системы индийской культуры

Содержание

Введение 4
1 Материальная культура Древней Индии 5
2 Главные историко-культурные памятники духовности Древней Индии («Веды», «Махабхарата», «Рамаяна») 10
3 Мировоззренческие системы индийской культуры (брахманизм, чарваки, буддизм, индуизм) 18
Заключение 25
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 9. индияdocx.docx

— 75.16 Кб (Скачать файл)

В брахманизме решающее значение придавалось  обрядам — сложному ритуалу жертвоприношений богам, поминальных приношений предкам и т.д. Точное исполнение ритуала чтения священных текстов на непонятном для народа языке (санскрите) требовало длительного обучения; это способствовало росту значения брахманства (духовного сословия). Весьма стойким было представление о ритуальной чистоте, нарушение которой требовало обязательных очистительных обрядов. Брахманизм развивал представление о способности человека посредством аскетических подвигов добиться благоволения богов и приобретения сверхъестественных способностей. В борьбе с буддизмом и под его влиянием брахманизм в 1-м тысячелетии н. э. трансформировался в индуизм.

Индуизм. В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм) , деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появление двух направление в индуизме- вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран- главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

В ранних индуистских текстах говорится  о десяти оватарах (низхождениях) Вишну. В восьмом из них он предстает  в облике Кришны- героя племени  Ядавов. Это оватара стала излюбленным  сюжетом, а ее герой персонажем многочисленных сочинений. Культ Кришны такую популярность, что из Вишнаизма выделилось одноименное  направление. Девятая аватару, где  Вишну предстает в виде Будды - результат включения в индуизм, буддистских представлений.

Большую популярность очень рано приобрел культ  шивы, который в триаде главных  богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется  с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель  скота, и танцор- шаман. Это говорит  о том, что в ортодоксальный культ  Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать  им можно только родится; что варна- социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. “Книгой  книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической  поэмы “Махамхарата” , в центре которой - любовь к богу и через  это - путь религиозному освобождению.

Буддизм. Значительно позднее чем ведизм Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо это факт.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется “нирваной” . Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдания, которое  возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию  и его радостям. Поэтому следует  отказаться от желаний и следовать  “восьмеричному пути” - праведным  взглядам, праведному поведения, праведным  усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В  буддизме огромную роль играла этическая  сторона. Следуя “восьмеричному пути”  человек должен полагаться на самого себя, а неискать помощи извне. Буддизм  не признавал существование бога творца от которого зависит все в  мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий  человека заключается в его лично  ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного “я” можно достичь  нирваны.

К периоду маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и  махасангики. Последнее учение легло  в основу махаяны. Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. одним из важнейших  в доктрине махаямы является учение о ботхисатве-существе способное  стать буддой, приближающееся к достижении нирваны, но из сострадания к людям  в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И будда и ботхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством ботхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре  он рисуется ужасным, полным страданий  и боли. Куда вы не посмотрите везде  стремления и страсти, пустота и  зной разрушительных желаний.” Мир  полон связи и изменений. Все  это и есть сансара” . Человек, живущий  в мире сансары должен ориентироваться  на сочетание четырех этических  норм. Тхарма-важнейшая часть основного  морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и  обязанности людей различных  каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных  побуждений; Мокша - учение о том, как  избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливымтаковы нравственные ориентиры древней  индии.

 

 

Заключение

Итак, культура Древней Индии –  это уникальное явление. Она сохранила  древнейшие религиозно-философские  традиции ведизма, брахманизма, буддизма, индуизма, передала западному миру достижения в области точных наук. Истоком своеобразия индийской  культуры следует считать особенности  географической и этнической истории  Индии.ндия является одним из древнейших очагов культуры на Востоке. Достижения археологической науки позволяют  утверждать, что этот регион был  заселен с глубокой древности  и на его территории имела место  последовательная смена местных  культур. Признаки оседлых земледельческих  культур относятся уже к VII тыс. до н. э. И с этого времени начинается процесс формирование специфического культурного облика, столь непохожего даже на близлежащие регионы.

Эта система начала формироваться  еще в ригведийский период, основополагающей структурной единицей выступала варна. По отношению к понятию «варна» использовались такие характеристики, как определенная совокупность людей, сфера или группа носителей определенных признаков, определенная сфера человеческой деятельности. Но на ранних этапах вся совокупность подразделялась скорее всего только на несколько групп, ариев (пришлого индоевропейского населения) и дасов. Применительно к социальной сфере эти группы людей объединялись совершением определенных ритуальных действий (восхваление богов, очищение от скверны).

В «Гимне Пуруше», дается мировоззренческое обоснование социальной градации индийского общества, существовавшего неравенства и системы варн. Пуруша в индийской традиции рассматривается как первочеловек либо вселенская душа. И именно из этой субстанции и происходят варны. Брахманы появляются из уст Пуруши, кшатрии – из его рук, вайшьи – из бедер, а шудры – из ног. Это выступает обоснованием той ситуации, что физическая власть находилась в руках у кшатриев, моральная – у брахманов, а вайшьи, как податное сословие, вынуждены своим трудом содержать брахманов и кшатриев.

Значимое место в системе  древнеиндийской культуры занимает человек и его совершенствование, этот аспект составляет основополагающий стержень культуры и мировоззрения. Так, главное внимание в науке  Древней Индии состояло в психологической  работе с человеком.

Для Древней Индии характерно распространение  значительного количества религиозно-философских  систем – ведизм, брахманизм, адживикизм, джайнизм, буддизм, индуизм, которые  в системе индийской культуры, формируют и мировоззрение, и  образ жизни

 

Список использованной  литературы

 

    1. Гриненко Г. Культурология. Хрестоматия  по истории мировой культуры. –  М., 1998.
    2. Миркина З., Померанц Г. Великие религии мира. – М., 1995.
    3. Введение в культурологию /Ред Попов Е. – М., 1995.
    4. Тимошинов В. Культурология. – Алматы, Любое издание.
    5. Древние цивилизации /Под ред.Бонгард-Левина Г. – М., 1989.
    6. Мифы народоа мира. Т.1-2, М., 1991-1992.
    7. История и культура Китая. – М., Любое издание.

 


Информация о работе Культура древней Индии