Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:05, контрольная работа
Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово "культура" есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.
Введение 3
1. Понятие и компоненты культуры 4
1.1. Нормы: обычаи, нравы, законы. 5
1.2. Ценности 6
1.3. Символы и язык 7
1.4. Техника 9
2. Формы и виды культуры 11
3. Основные функции культуры в жизни человека и общества 14
4. Восприятие и роль культуры в обществе. 16
5. Развитие и распространение культуры 19
Заключение 21
Список используемой литературы 23
Одной их составных частей
модели нового типа человека является
техническая культура. Технический
фон бытия современного человека
является единым для всего человечества.
Он предполагает два нормативных
параметра поведения людей: обращение
с техникой согласно инструкции по
эксплуатации и определённую традицию
использования технических
В 1959 г. американский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 70 универсалий — общих для всех культур элементов.
Культурные универсалии— это такие нормы, ценности, правила, традиции и свойства, которые присущи всем культурам независимо от географического расположения, исторического времени и социального устройства общества.
В реальности общество состоит из различных групп, чьи культурные запросы и проявления различны. В зависимости от того, кто производит культурные образцы, каков уровень элементов культуры и какая группа является ее носителем, различают три формы культуры:
И два вида:
1. Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу. Элитарная (высокая) культура трудна для понимания неподготовленного человека. Она на десятилетия опережает уровень восприятия средне образованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества. Когда уровень культуры населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.
2. Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, ее называют любительской (не по уровню, а по происхождению) и коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы.
3. Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Она не выражает изысканных вкусов аристократии и духовных запросов народа. Время ее появления — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись) сделали доступными массовые образцы для всех социальных слоев общества. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка, цирк — примеры массовой культуры. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная. Но она авторская и у нее самая широкая аудитория. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие. Поэтому образцы массовой культуры, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.
Совокупность ценностей,
верований, традиций и обычаев, которыми
руководствуется большинство
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. При всех культурных различиях базовые ценности субкультуры и общей культуры остаются едиными. Почти в любом устойчивом обществе формируются молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре.
Контркультура — субкультура, которая противостоит доминирующей культуре, находится в конфликте с господствующими ценностями. В каждом современном обществе существует делинквентная контркультура — субкультура преступных сообществ (криминалитета). У преступников складывается своя особая асоциальная субкультура, т.е. своя мораль, своя система ценностей и норм, противостоящая ценностям общества, в которой само преступление является морально оправданным. Делинквентная контркультура чаще развивается в низших слоях общества.
Ее ценности и установки возникают в результате иммиграции из других стран, внутренней миграции из сельской местности в город, перемещения из одной социальной группы в другую, когда мигрант не может или не хочет быстро освоить ценности новой среды.
Сложная структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Коротко охарактеризуем основные.
Место и роль культуры в обществе велики. Она взаимодействует с экономикой, политикой, правом, этикой, моралью, определяет их содержание.
Культура и общество не могут существовать друг без друга. Это внебиологические формы совместной жизнедеятельности людей. Несмотря на их тесную связь, между ними существуют и различия. Если деятельный подход, то общество следует рассматривать как коллективный субъект деятельности, а культура будет выступать как способы, средства и результаты деятельности (т. е. как технико-технологическая и предметно-продуктивная сторона деятельности). Если понимать общество как продукт взаимодействия людей, то культуру можно рассматривать как качественную сторону этого взаимодействия, взаимоотношений между людьми. Общество всегда представляет собой результат социальных отношений, и в этом смысле оно неизменно. А культурное начало в нем (т. е. качество этих отношений), напротив, динамично, изменчиво. Особенности социальной системы определяются ее культурной основой: сложившимися в обществе ценностями, нормами, обычаями, традициями, религиозными верованиями, уровнем образованности, менталитетом. Таким образом, культура - это качественная сторона общественных отношений, достигнутый уровень развития общества.
Общество создает условия
для социального развития человека,
т. е. человека как личности. Личность
несет печать конкретной культуры и
конкретного общества. Кроме того
общество создает условия для
массового использования
Развитие интересов и потребностей личности может стимулировать изменение ценностей культуры, и тогда они подвергаются реформированию или даже замене. Общество в данной ситуации может играть роль как стимулирующего, так и подавляющего фактора. В целом здесь возможны три типичные ситуации: первая, когда общество менее динамично и менее открыто, чем культура. Культура будет предлагать ценности, оппозиционные по смыслу, а общество будет стремиться их отторгнуть. Сдерживается прогрессивное развитие культуры, общество догматизирует имеющиеся ценности и в целом возникают неблагоприятные условия для развития личности. Возможна и обратная ситуация, когда общество в силу политических или социальных потрясений изменяется, а культура не успевает с обновлением норм и ценностей. Для личностного развития вновь нет оптимальных условий. И, наконец, возможно гармоничное, сбалансированное изменение общества и культуры. В этих условиях возможно конструктивное, непротиворечивое и гармоничное развитие личности .
Культура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения. Культура в обществе представляется:
1) как особая сфера и форма деятельности, связанная с мышлением, занятиями творчеством, принятыми нормами поведения и т.д.;
2) как общий уровень развития общества, его просвещенности и рациональности на пути «от дикости к цивилизованности»;
3) как сумма общественных достижений (включая технологии, отношения и представления), благодаря которым человек выделяется из природы и выходит за рамки биологической детерминации;
4) как специфическая система норм, ценностей и смыслов, отличающих одно общество от другого (или различные части общества - социально-статусные, профессиональные), способствующая его интеграции и придающая ему самобытность; и, наконец;
5) как духовное измерение
всякой деятельности, в котором
формируются ее мотивы, принципы,
правила, цели и смыслы. В этом
последнем понимании культура
предстает как духовный
Культура выражает способы
(или средства, механизмы) жизнедеятельности
людей, результаты этой деятельности в
материальной и духовной сферах, но
не собственно социальные отношения. Культурное
богатство личности зависит от включения
ценностей в личную деятельность
и от того, насколько общество стимулирует
этот процесс, насколько оно способствует
ему. В личности ценности культуры превращаются
в поведение, культура живет в
личностном поведении человека. Общество
создает условия для этого, а
они могут в различной степени
как соответствовать, так и не
соответствовать превращению
Понятие социальной культуры предполагает наличие между людьми таких связей и выработанных механизмов взаимодействия, которые позволяли бы социуму развиваться. Культура не остается неизменной. Выделяют четыре варианта развития культуры:
Культура может развиваться и по другому пути или сочетать различные типы развития. Распространение культуры происходит в пространстве и времени. Для этого используется несколько основных инструментов.
Прежде всего, культура распространяется за счет лучших достижений в области науки, техники и искусства данной страны. Это вершины человеческого духа, на которые равняются другие народы. Культура может прививаться с помощью системы образования. В этом случае могут быть задействованы не только специализированные учреждения, но и школы, училища, вузы, которые непосредственно не связаны с подобной деятельностью. В целом уровень культурных знаний среди населения определяет богатство внутреннего мира человека. Распространение культуры может осуществляться с помощью СМИ - тиражирования периодики, выпуска специальных изданий о культуре и историческом развитии данной страны и т.д.