Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 09:05, контрольная работа

Краткое описание

Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения ценностей и достижений. Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Слово "культура" есть почти во всех языках народов мира. Оно означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и компоненты культуры 4
1.1. Нормы: обычаи, нравы, законы. 5
1.2. Ценности 6
1.3. Символы и язык 7
1.4. Техника 9
2. Формы и виды культуры 11
3. Основные функции культуры в жизни человека и общества 14
4. Восприятие и роль культуры в обществе. 16
5. Развитие и распространение культуры 19
Заключение 21
Список используемой литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Культура общество КР.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

1. Понятие и компоненты культуры 4

1.1. Нормы: обычаи, нравы, законы. 5

1.2. Ценности 6

1.3. Символы и язык 7

1.4. Техника 9

2. Формы и виды культуры 11

3. Основные функции культуры  в жизни человека и общества 14

4. Восприятие и роль культуры  в обществе. 16

5. Развитие и распространение  культуры 19

Заключение 21

Список используемой литературы 23

 

Введение

 

Культура человечества богата и многообразна. Она возникла на самых древних стадиях развития общества и неразрывно связана с  его историей. Каждый народ вносит свой вклад в общий фонд мировой  и отечественной культуры. В обществе происходит постоянный процесс обогащения культуры, создания и распространения  ценностей и достижений. Важнейшим  признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение  во все сферы жизни общества и  личности. Слово "культура" есть почти  во всех языках народов мира. Оно  означает возделывание, изменение, улучшение, производимое человеком в процессе целесообразной деятельности.

Культура - это созданные на протяжении всей человеческой истории общепризнанные нематериальные ценности:

во-первых, классовые, сословные, групповые духовные ценности, характерные для различных исторических эпох;

во-вторых, что может быть особенно важно, отношения между людьми, складывающиеся в результате и процессе производства, распределения и потребления этих ценностей.

Жизнь общества, социальная структура (институты и взаимодействующие  группы), характер регулирования отношений  между людьми определяются культурой.

Понятие «культура» чрезвычайно  многозначно. Для его уточнения  исследователи используют массу  предикатов (специальных определений), выделяя, например, технологическую, цивилизационную, философскую, управленческую, религиозную, политическую, музыкальную, физическую культуру, городскую и сельскую, этническую и молодежную и др.

 

  1. Понятие и компоненты культуры

 

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Термин “культура” произошёл от латинского “culture” – “возделывать, облагораживать”. Немецкое слово «kultur» означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

В обыденном сознании культуру отождествляют с образованностью  и особым «культурным» поведением. Понятие культуры является фундаментальным  для социологии, поскольку культура определяет своеобразие поведения  людей, являющихся её носителями и отличает одно общество от другого. Человек выделился  из природы, создав искусственную среду, вне которой он не может существовать – культуру. Культура представляет собой совокупный результат деятельности множества людей в течение  длительного времени.

Развитие культуры сопровождается возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. В начале они включены в контекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокой специализации  и, наконец, к относительной их самостоятельности. Так случилось с мифологией, религией, искусством, наукой.  В современной культуре можно уже говорить об относительной их самостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.

Культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассматриваемое в неразрывной  связи с материальными объектами, используемыми как орудийная  часть этого поведения. Культура состоит из языка, идей, верований, традиций, кодексов, институтов, орудий, технологий, произведений искусства, ритуалов, церемоний и т.д. В этой работе будут рассмотрены основные компоненты культуры.

 

    1. Нормы: обычаи, нравы, законы.

Живя в обществе, человек  должен понимать, какие действия общество дозволяет, а какие нет. Только при  этом условии в повседневной жизни  будет порядок. Только так можно  определить, какого именно поведения  мы имеем право требовать от других, а другие от нас. Нормы — это  правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между  людьми, указывающие на дозволенное  и недозволенное поведение в  определенных ситуациях. Они предписывают нам, что мы «должны», что нам «следует»  и чего мы «не должны» или чего нам «не следует» делать.

Нормы помогают нам ориентировать  свое поведение по отношению к  другим людям. Нормы позволяют осуществлять действия таким образом, чтобы они  не шли вразрез с действиями других. Но это также и цели. Мы приписываем  им независимое существование, рассматривая их как само собой разумеющиеся. Они становятся стандартами, с помощью  которых индивиды оценивают действия друг друга и вознаграждают или  порицают различные типы поведения. Некоторым нормам, называемым «нравами», люди придают очень большое значение, строго наказывая нарушителей. Другие нормы, называемые «обычаями», рассматриваются  как менее значимые и соблюдают  их не столь ревностно.

Обычаи и представления  относятся к привычным и обыденным  условностями, которых мы придерживаемся в своей повседневной деятельности. Мы принимаем ванну, чистим зубы, причесываемся, носим туфли или сандалии, машем  рукой в знак приветствия, косим  траву на лужайке перед домом  и спим в кроватях. Людей, которые  нарушают условности, мы рассматриваем  как «чужаков» и даже как людей  «странных». Однако, как правило, мы не придаем морального значения условностям. Например, можно считать человека в грязной одежде неряшливым, но не безнравственным, а людей, опаздывающих на назначенную встречу, беспечными и невнимательными, но не злоумышленниками. Сплетни и насмешки способствуют возникновению условностей.

Нравы. Менее благосклонно относятся к нарушителям нравственных норм. Убийства, кражи, изнасилования, педофилия встречают в цивилизованных странах резкое неприятие и строго наказываются. Нравственность рассматривается  как существенный элемент для  обеспечения благосостояния и жизнеспособности общества.

Нравственности обычно придается  важное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными, злыми  и порочными. Поэтому наказание  нарушителей нравственных норм общества весьма сурово; их могут заключить  в тюрьму, изгнать, искалечить или  подвергнуть пыткам и даже казнить. Обычаи и нравы, как правило, проводятся в жизнь людьми, действующими спонтанно и сообща.

Законы. Нравы общества являются важным источником законов. Законы —  это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу. Как отмечал антрополог Э.А. Хебель, основой правового принуждения  является общее согласие на применение физической силы, в виде угрозы или  фактически, уполномоченной на это  стороной, законным образом и в  обусловленное законом время. Люди, которые отправляют правосудие, могут  воспользоваться физической силой  с малой вероятностью возмездия  третьей стороны. Законы являются обычно результатом осмысления, целенаправленного  планирования и официальной декларации. Они могут быть изменены быстрее, чем обычаи и нравы.

 

    1. Ценности

Если нормы — это  правила поведения, то ценности —  это общие представления, разделяемые  большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. В рамках европейской культуры к основным ценностям относятся успех в работе, материальный комфорт, индивидуальная свобода самовыражения, прогресс, рациональность, патриотизм и демократия. Люди склонны обращаться к ценностям, когда им необходимо принять какое-то важное решение.

Ценности не выбиваются в  граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие российские мальчишки 60-х годов, под  влиянием полета Ю. Гагарина в космос хотели стать космонавтами. В 90-е  годы у нас престижным стало занятие  бизнесом, умение заработать большие  деньги. Коренным образом также различаются  взгляды на взаимоотношения полов (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранов и нынешней молодежи.

 

    1. Символы и язык

Нормы и ценности — это  то в социальной жизни, чего мы физически  не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Но если они физически  не существуют, как с ними обращаться? Как в повседневной жизни говорить друг с другом о правилах и нормах, как их мысленно «прокручивать» и  как оценивать поведение других с учетом этих правил? Ответ подсказывают символы. Символы — это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого. Они обозначают различные  вещи, которые одинаково понимаются разными людьми. К примеру, слово  «телефон» — символ, который, будь он произнесен или написан, обозначает физический объект. Он приобретает  смысл средства общения, поскольку  символ и объект взаимосвязаны. Следовательно, символы — это код или своего рода стенограмма для обозначения окружающего нас мира.

Формы символов различны, например жесты — позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью. Если в знак отрицания русские  качают головой, то жители Адмиралтейских островов для выражения негативной реакции быстро касаются носа пальцем  правой руки, а турки демонстрируют  отрицательное отношение к сказанному, откидывая голову назад и прищелкивая  языком; ясно, что в европейской  культурной среде эти жесты будут  истолкованы неправильно. Такие  предметы, как флаги, картины, иконы, эмблемы и форменная одежда, также  приобретают функцию социальных символов.

Самые важные символы содержатся в языке — социально структурированной  системе звуковых образов (слов и  предложений) с конкретным и неоднозначным  смыслом. Язык — это краеугольный камень любой культуры. Это главное  средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать  культуру и передавать ее из поколения  в поколение.

Фактически понятием "язык" мы обозначаем целый комплекс - языков культуры. Кроме языков в традиционно-лингвистическом  понимании и языков науки (символов, значков, формул и т.п.), к языкам культуры относятся и языки различных  видов искусства (живописи, архитектуры, музыки, танца и т.д.), и язык моды и костюма, и язык бытовых вещей, а также язык жестов, мимики, движения, интонаций.

Родной язык относится  к тем измерениям человека, которые  не выбираются. Природа речевой деятельности человека двойственна: в ней есть и врожденное (генетическое) и приобретенное. Генетически в людях заложена способность в первые годы жизни усвоить язык, причем любой язык. Однако это зависит не от генетики, а от социальных условий. Овладение первым языком - социально-психологический процесс. Человек не свободен в выборе своего первого языка, потому что его усваивают непроизвольно, стихийно, без целенаправленного обучения.

Язык с точки зрения философии относится к категории духовной культуры человечества. Это форма общественного сознания, то есть отображение мира в сознании человечества. Язык представляет образ мира, знание о мире. Язык способ общения, коммуникативная система, обладающая своим содержанием и возможностями передавать, сообщать это содержание в форме социального опыта (культурных норм и традиций, естественнонаучного и технологического знания).

Отметим и роль языка как  ретранслятора культуры. Очевидно, что культура распространяется и  жестом, обрядом, мимикой, танцем. Ушедшие  поколения доносят до нас свои умения, навыки, строй мысли в  вещественных формах и т.д. Но во всех случаях вряд ли что-нибудь может  конкурировать с наиболее емким, доступным, точным ретранслятором культуры, каким является язык.

 

    1. Техника

Словом техника (с древнегреческого - мастерство, искусство) обозначают или  определяют совокупность средств, создаваемых  людьми для оптимизации своей  деятельности.

По мнению философа техники  Ф. Раппе, можно выделить два типа определений понятия «техника». Техника в узком смысле слова  есть инженерная деятельность, в широком  – любая эффективная методологическая деятельность человека. Следует иметь  в виду, что в западной традиции понятие техники сближается с  понятием технологии или, по Ф. Раппе, техники  в широком смысле слова. На Востоке  слову «техника» видят смысл  машины. Например, образовательная  технология есть типичное понятие западной культуры, а на Востоке может возникнуть культурный протест по этому поводу.

Современное понимание техники  предполагает несколько характерных  моментов. Техника имеет искусственное  происхождение, то есть создаётся людьми в процессе овеществления идеальных  моделей. Техника рациональна, то есть достаточно быстро воспроизводима в  данном сообществе. У неё утилитарный  характер, то есть техника связана  с практическими потребностями  людей и служит удовлетворению этих потребностей.

Информация о работе Культура и общество