Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:01, реферат
В данной работе рассматривается проблема взаимоотношений культуры и общества без которого, как единого целого, культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляется единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.
Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Понятие общества ----------------------------------------------------------------- 4
2. Взаимосвязь общества и культуры -------------------------------------------- 6
3. Традиции и нормы культуры ---------------------------------------------------- 8
Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 11
Литература -------------------------------------------------------------------------------- 12
Министерство культуры Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств»
Ростовский филиал
Реферат
По предмету: «Культурологи»
На тему: «Культура и общество»
Студента 1 курса
Болдырева Н.А.
профиль «Менеджмент»
преподаватель:
доцент С.М. Петкова
Ростов-на-Дону
2013
2
Культура и общество
Введение ------------------------------
Заключение ------------------------------
Литература ------------------------------
3
Введение
Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир (здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля и пр.), но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.
Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры, ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, та как с его помощью закрепляется единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.
В данной работе рассматривается проблема взаимоотношений культуры и общества.
4
Несмотря на то, что термины «общество», «общность», «общественный», «социальный» широко распространены в обыденной речи, их научное содержание достаточно сложно. Различные мыслители сравнивали общество и с растением, и с животным, и с человеческим индивидом. Общество определяли и как союз, и как взаимодействие, и как солидарность, и как борьбу. Аристотель назвал человека «политическим животным», подразумевая, что только люди способны добровольно и сознательно объединяться в общество. Не всякая общность людей является обществом, но любое общество – это, так или иначе, самоуправляющаяся общность.
Латинский глагол «socio» означает соединять, объединять, предпринимать, сообща затевать, а существительное «socialitas – общество, ближайшее окружение. Отсюда первоначальное значение понятия «социальный» – связанный с общностью, союзом,
сотрудничеством. В XIX в. возникла особая наука – социология, имеющая своим предметом исследования общества.
Первое, что бросается
в глаза при самом общем
взгляде на общество, это то, что
оно – совокупность, объединение
людей. Это означает, во-первых, что
точно так же, как человек сего
сознанием и соответствующим
поведением принципиально отличен
от животного (в том числе
Во-вторых, не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек или более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Как отмечал П. А. Сорокин, для того чтобы общество могло быть, нужно по меньшей мере двое людей и чтобы эти люди были связаны друг с другом связью взаимодействия.
Именно общественные отношения (связи) являются предпосылкой и условием собственно человеческой деятельности. С момента рождения человека совсем набором унаследованных индивидуальных качеств окунается в социальную среду, от него не зависящую. На своем жизненном пути он должен «вписаться» в сеть наличных общественных отношений, социализироваться (обрести социальные роли), впить в себя культурные традиции, и только тогда он сможет действовать как субъект культуры.
Сложность общего определения понятия «общество» связана с рядом обстоятельств:
5
С учетом сказанного, можно
дать следующее общее
Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и др. Каждый из них находится в более или менее тесной взаимосвязи с другими, занимает специфическое место и играет своеобразную роль в обществе.
Именно благодаря своей структуре общество качественно отличается как от произвольного, хаотичного скопления людей, так и от других социальных явлений, имеющих свою упорядоченную структуру, а следовательно, и иную качественную определенность. Социальная структура во многом определяет и устойчивость, стабильность всего общества как системы. И поскольку, как уже отмечалось, общество – это не простая сумма индивидов, их связей и действий, взаимодействий и отношений, а целостная система, постольку такое объединение порождает новое, интегральное, системное качество, несводимое к качественной характеристике отдельных людей или их сумм. Общество как социальная система – это такой социальный организм, который функционирует и развивается по своим собственным законам.
6
Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек – это общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Следовательно, нельзя ни отождествлять понятия природа и общество, природное и социальное, ни разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естествознание и обществоведение.
В узком смысле обществом
как большая социальная группа, и
культура как способ регулирования
поведения людей – это
Социальную роль невозможно переоценить, поскольку она определяет само содержание любого социального явления, процесса, жизнедеятельности всего общества, социальных групп и личностей. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества или группы, принадлежащей к одному, данному обществу. Она, по выражению американского социолога Н. Смелзера, в жизни людей осуществляет в значительной мере ту же роль, функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Исключительно велика роль культуры в обеспечении целостности, стабильности и предсказуемости социальной жизни. И чем более развита и распространена культура, тем при прочих равных условиях более велика ее роль в жизни общества.
Социальная роль культуры
проявляется в трех основных
аспектах. Во-первых, культура служит
основой и решающим фактором
превращения индивида в
Основное различие между культурой и обществом состоит в том, что социальные институты (экономическая и политическая система и т. д.) существуют независимо от индивидуальной рефлексии (осмысления индивидом своего субъективного отношения к
7
социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступления от которых караются обществом. В культуре достигаемые реально результаты человеческой деятельности соотносятся с принятой индивидом шкалой ценностей (слава, почести, богатство и т. д.). Если мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному (культурному), то мы обнаруживаем, что достигаемые им результаты обретают значимость не сами по себе, а как собственные, внутренние (рефлексивные) качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигаемое им социальное положение – это осуществленный им выбор в мире культуры, характеризующий его отношение к миру, т. е. способ воспроизводства культуры и ее осуществления. Культура, таким образом, позволяет человеку развивать внутренний мир, оперативно реагируя на социальные требования, осознавая их моральный, политический и эстетический смысл, принимать решения и делать нравственный выбор.
8
Развитие культуры имеет
свою внутреннюю логику и характеризуется
относительной
С определенной долей максимализма можно утверждать, что культура – это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях. Взгляды, сформировавшиеся в прошлом, формируют нас и определяют наше видение как настоящего, так и будущего.
Память народов складывается из памяти людей. Память культур складывается из памяти народов. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих – актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под первой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях – культуре труда быта, поведения. Культурная память представляет собой определенную культурную деятельность, которая непосредственно не участвует в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом актуальной культуры, в то время как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны вспомнить древний способ и заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.