Культура и общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:01, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматривается проблема взаимоотношений культуры и общества без которого, как единого целого, культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляется единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем.

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------- 3
1. Понятие общества ----------------------------------------------------------------- 4
2. Взаимосвязь общества и культуры -------------------------------------------- 6
3. Традиции и нормы культуры ---------------------------------------------------- 8
Заключение ------------------------------------------------------------------------------- 11
Литература -------------------------------------------------------------------------------- 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат культурология культура и общество.docx

— 35.89 Кб (Скачать файл)

На все встающие перед  ним вопросы человек ищет ответ  в усвоенной им культуре. Последняя  же предлагает ему не слишком богатый  выбор – актуальный или накопленный  опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет  или что еще не известно. Когда  социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии  не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем  накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ  в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек – мыслитель, гений – способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «новое – это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры.

Итак, в традиции элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и т. д. – сохраняются и передаются от поколения к поколению. Традиции существуют во всех нормах духовной культуры. Можно говорить о научных, религиозных, моральных, национальных, трудовых и  прочих традициях. Благодаря им развивается  общество, так как молодое поколение  не может не опираться на созданные  ранее ценности культуры, на традиции, поскольку в этом случае ему бы пришлось каждый раз все начинать на пустом месте, создавать все заново. Иными словами, система традиций отражает целостность, устойчивость общественного  организма.

 

9

 

Однако культура – это  не только традиции, процесс накопления и сохранения духовных ценностей  предыдущих поколений. Формирование культуры предполагает и ее развитие, т. е. не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового культурного богатства в процессе творчества. Творчество, изменение является другой стороной развития общества. Единство традиции и обновления – универсальная характеристика любой культуры.

Отсюда идет классификация  обществ на традиционные и современные. В первых традиция довлеет над  обществом: культурные образцы воспроизводятся  в «первозданном» виде, изменения  случайны и спонтанны, а какие-либо отклонения от нормы, как правило, не прощаются. Напротив, современное общество невозможно представить без обновления, новаторства. Истинный художник или  ученый – это всегда создатель  нового. Каждая культурная ценность носит  неповторимый, уникальный характер. «Гонка за новизной» – характерная черта современного общества.

Новое поколение не только пассивно потребляет уже созданное  культурное богатство, вместе с тем  оно вносит и свой вклад в копилку  мировой культуры в зависимости  от того, что было унаследовано им от культуры прошлого. Таким образом, традиции и творчество в развитии культуры органично взаимосвязаны. Новаторство  и традиции – две стороны развития культуры.

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимо общение и сотрудничество с другими  людьми. Но существенным для реализации совместного  и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представление о том, как им действовать правильно, а как не правильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Следовательно, человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующее это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. К примеру, для рукопожатия мы протягиваем правую руку; придя в магазин, встаем в очередь; в библиотеке громко не разговариваем и не шумим, едим пальцами или вилкой и т. п. Осуществляя эти действия, мы придерживаемся общепринятых норм. Различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом.

В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных  концепциях. Так, нормы нравственности возникают в самой практике массового  взаимного общения людей. Моральные  нормы воспитываются ежедневно  силой привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже ребенок  по реакции взрослых членов семьи  определяет границы того, что «можно», а чего «нельзя». Становясь взрослым, человек усваивает эти правила относится к ним как к само собой разумеющемуся явлению, не задумываясь об их происхождении. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют взаимные одобрения и осуждения, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения (как описанные в словесной форме, так и в виде образцов поведения). Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта от поколения к поколению. Играет система образования. В ней индивид, вступающий в жизнь, получает не только знания, но и принципы, нормы поведения и восприятия,  понимания и отношения к окружающей действительности.

10

 

Определенные взаимосвязанные  системы обычаев и нравственных норм могут служить для регулирования  процессов удовлетворения постоянно  возникающих, наиболее значимых потребностей (формирование и функционирование семей  в обществе, управление государством, обучение школьников и студентов, распределение  произведенного обществом продукта и др.). Совокупность обычаев и  норм, касающихся таких важных моментов в деятельности общества, воплощается  в его социальных институтах. Среди  них, прежде всего, следует выделить законы и правовую систему в целом, а также систему образования  и воспитания.

Институциональные нормы  отличаются от простых обычаев и  нравственных норм прежде всего тем, что они сознательно тщательно разрабатываются и устанавливается формальный или неформальный кодекс следования им. Кроме того, возникает круг людей, в котором каждый человек играет определенную роль в поддержании и защите этих норм. Образцы поведения, ценности, ритуалы и традиции стандартизируются, обретают взаимосвязь. Например, банки, торговые организации, заготовительные базы – это экономические институты, поддерживающие собственную нормативную базу. Нормативные кодексы этих институтов развиваются постепенно из обычаев и нравственных норм, сопутствующих простому обмену. Но значимость для общества совокупности подобных норм, связанная с постоянными потребностями в обмене ценностями, в конечном счете, заставила членов общества разработать сложную систему институциональных норм, облегчающих удовлетворение потребностей в развитии экономики. Такой характер институциональных норм делает их формальными и непреодолимыми, а сами институты – обладающими большой социальной инерцией, отсутствием склонности к изменениям.

Базируясь в основном на моральных запретах и разрешениях, нравственные нормы имеют сильную тенденцию объединяться и реорганизовываться в законы. Люди подчиняются нравственным нормам автоматически или считая, что поступают правильно. При такой форме подчинения у некоторых из них возникает искушение нарушить нравственные нормы. Таких индивидов можно подчинить существующим нормам угрозой узаконенного наказания. Закон – это просто усиленные и формализованные нравственные нормы, требующие неукоснительного выполнения. Выполнение норм, входящих в законы, обеспечивается специально созданными для этой цели институтами (такими, например, как полиция, суд, колонии для преступников, и т. д.). Тот, кто не подчиняется узаконенным нравственным нормам, обычно наказывается, изолируется или даже уничтожается.

В современном обществе законы становятся средством регулирования  многих видов поведения, которые  не охватываются системой нравственных норм. Большое число законов создается  для регулирования, например, производственных отношений или отношений торговли и обмена.

 

11

 

Заключение 

Общество – это не простое  множество людей (арифметическая счетность), не сумма индивидов, а некоторая  целостная система, в которой  они объединены совокупностью связей (отношений). Взаимодействие людей и  образует общественную жизнь, оно создает  общество как некий живой организм (органическое целое).

Общество, культура и человек  неразрывно, органически связаны между собой. Ни общество, ни человек не могут существовать вне культуры, роль которой всегда была и остается фундаментальной. Культура представляет собой социальное (общественное) бытие человека, а общество является средой функционирования культуры.

Эволюция общества немыслима  без сохранения и передачи культурного  наследия (традиции – идеи, ценности, обычаи, обряды и пр.) и без творчества, обновления.

В процессе развития общества человек создает определенные образцы, правила поведения или действия. Выработанные стереотипы называют социальными  нормами.

 

12

 

Литература 

 

  1. Бенин В. Л., Десяткина М. В. Учебное пособие по социальной философии. – Уфа, 1997.
  2. Культурология в вопросах и ответах: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д, 2001.
  3. Тадемосян Э. В. Социологи: Учебное пособие. – М., 1998
  4. Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. – М., 1999.
  5. Шишова Н. В. И др. Культурология: экзаменационные ответы. – Ростов н/Д, 2001

Информация о работе Культура и общество