Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:14, реферат

Краткое описание

Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Культура и  Религия.

Введение.

  Духовная  культура,   формируясь   в   течение   веков   и   тысячелетий,

ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных  функций  — выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции,  которую  реализует  в  системе духовной культуры наука (отчасти и искусство),  и  функции  общелогической, регулятивной,  которую  выполняют  политическая,   правовая   и   моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной  культуры  осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение  действительности.  Какое место  в  этом  освоении  занимает   религия?   Ограничимся   рассмотрением взаимодействия религии с культурой.

      Религия — весьма  многогранное,  разветвленное,  сложное   общественное явление,   представленное    различными    типами    и    формами,    самыми распространенными  из   которых   являются   мировые   религии,   включающие многочисленные направления, школы и организации.

  В истории культуры  особое  значение  имело  возникновение   трех  мировых религий: буддизма, христианства и ислама. Эти  религии  внесли  существенные перемены в культуру,  вступив  в  сложное  взаимодействие  с  различными  ее элементами и сторонами.

  Термин  «религия»   латинского  происхождения  и   означает   «благочестие,

святыня». Религия — это  особое  мироощущение,  соответствующее  поведение  и специфические действия,  основанные  на  вере  в  сверхъестественное,  нечто высшее и священное. Она предстает такой формой  отражения  действительности, в которой преобладает психологический, иррациональный  элемент  —  различные

состояния души, настроения, грезы, экстаз. Однако основой  религии  является вера в бога, бессмертие души, потусторонний мир, т. е. мифы и догмы.

Религия. Происхождение, ранние формы, классификация.

РЕЛИГИЯ (от лат. religio – «святыня», набожность, благочестие; Цицерон связывал ее с лат. religere – собирать, благоговеть, соблюдать, вновь обдумывать). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Американский антрополог К.Гирц (C.Geertz), исследуя «культурный аспект анализа религии», дает ее определение также как системы символов, «которая способствует возникновению у людей сильных, всеобъемлющих и устойчивых настроений и мотиваций, формируя представления об общем порядке бытия и придавая этим представлениям ореол действительности таким образом, что эти настроения и мотивации кажутся единственно реальными». При этом теологи утверждают, что каким бы всеобъемлющим не было определение религии, неверующий человек не способен понять и определить ее сущность.

Теология (учение о Боге) – это система положений вероучения, которая появляется при возникновении  теистических религий (иудаизма, христианства и ислама) и социальных институтов иудейской или мусульманской  общины или христианской церкви.

Христианская теология подразделяется на историческую, которая исследует  историю Церкви, Библии; систематическую – догматика, апологетика; практическую – гомилетика, катехетика, литургика (учения о богослужении). Теология продолжает развиваться до настоящего времени.

Происхождение религии. К этому вопросу можно выделить два основных подхода: религиоведческий (научный) и богословский (собственно религиозный). С точки зрения богословов и религиозных философов, идея Бога в человеческом сознании есть результат сотворения Богом мира и человека и воздействия на человека божественной сущности. Доказательства бытия Бога в период становления и развития христианства приводили Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, философы Р.Декарт, Г.Лейбниц и др.

     В рамках  научного религиоведческого подхода  существует много концепций происхождения  религии. Например, немецкий философ  и социолог М.Вебер считал, что предпосылкой возникновения религии является проблема смысла. Религия концентрирует смыслы, и переживание мира переходит в мироосознание. Мир наполняется сверхъестественными силами, богами, демонами и душами. Религия воспитывает у своих последователей систему норм, которая определяет моральные позиции по отношению к миру.

     К.Маркс и Ф.Энгельс выводят религию из отношений реальной жизни, считая ее основой изначальное бессилие перед могуществом Природы. По их мнению, у религии нет истории, оторванной от всемирной истории, ее сущность можно объяснить исходя из жизни общества: «… всякая религия является ни чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных». Образы, в которых отражались таинственные силы природы, преображаются в образы богов и приобретают реалии общественной жизни, например, Древнего Египта или Месопотамии.

     Однако происхождение  религии не может объясняться  только изъянами в познании  людей. Выживание древних человеческих  общностей было невозможно без  общественно целесообразного поведения  их членов.          Социально целесообразная деятельность  человека же возможна в том  случае, если ее мотивы выходят  за рамки его потребностей  и забот как смертного существа, но связываются с интересами  всего общества, жизнь которого  представляется бесконечной. Так  возникают идеалы и ценности, которые заполняют разрывы в  сознании смертного человека: другая  «высшая» реальность, Абсолют, бессмертие, особые вечные ценности, превосходящие  интересы конечного индивида.

     Согласно археологическим открытиям 60-70-х гг. xx века, совершённым на Африканском континенте, человек существует на Земле около 3 млн. лет. Исследовав стоянки и захоронения древнейших людей (архантропов), учёные не обнаружили ничего такого, что прямо или косвенно свидетельствовало бы о наличии у них каких-либо признаков веры в сверхъестественное.

 И в этом нет ничего  неожиданного. Архантропы, конечно  же, испытывали беспомощность перед  многими природными явлениями,  были несвободны в своём общении  с природой. Следовательно, социальные  предпосылки для появления у  них религиозности тогда уже  имелись. Но не было предпосылок  гносеологических. Из-за неразвитости  мозга древнейшие (питекантропы, синантропы) и древние (неандертальцы) люди  не обладали способностью к  абстрактному мышлению, а значит, и к созданию религиозных иллюзий,  фантастических образов.

     Правда, некоторые  учёные предполагают, что позднему  неандертальцу, жившему 100-40 тыс.  лет назад, были присущи примитивнейшие  проявления веры в сверхъестественное, в частности культ мёртвых  с его верой в существование  загробной жизни. По захоронениям  видно, что неандертальцы укладывали  покойников но бок, ориентировали  с востока на запад, связывали,  а рядом с ними клали еду  и орудия труда, как бы снаряжая  умерших сородичей в дальний  путь. Именно такой точки зрения  придерживался академик А.П. Окладников, исследовавший одно из неандертальских  погребений на территории Узбекистана  – пещеру Тешик-Таш.

     Другие исследователи  (профессор С.А. Токарев) считают,  что явные признаки религиозности  появились лишь у кроманьонца,  жившего не ранее 40 тыс. лет  тому назад. Это был человек  современного вида (Homo sapiens), обладавший способностью к абстрактному мышлению, а, следовательно, к религиозным фантазиям.

     Не вдаваясь  в детали научного спора, представляющего  чисто теоретический интерес,  отмечу следующее. Обе точки  зрения исходят из признания сравнительно позднего возникновения религии, а значит, из убеждения в существовании весьма продолжительного дорелигиозного периода в истории человечества.

    Религия появилась  на определённом этапе развития  человечества, порождённая совокупностью  социальных, гносеологических и  психологических причин. Она «…возникла,- указывал Ф.Энгельс,- в самые первобытные времена из самых невежественных, тёмных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе». Её начальными формами были самые элементарные проявления веры в сверхъестественное, которое постепенно усложнялись, пока не приняли современного вида, превратившись в сложные религиозно-церковные комплексы.

Ранние формы  религии. Образованию религии как относительно самостоятельной духовной сферы предшествовал длительный процесс формирования и развития верований и ритуалов в рамках мифологии . Одной из самых ранних форм родоплеменных религий является тотемизм – вера в родственную связь между племенем с одной стороны и определенным животным, растением или явлением природы – с другой. В первобытном обществе был распространен и фетишизм – почитание материальных предметов, якобы наделенных сверхъестественными свойствами. Кроме того, для родового строя характерен культ предков, которые якобы влияют на жизнь потомков. Вера в духов и душу, всеобщую одухотворенность природы называется анимизмом. Эти формы первобытных религиозных представлений существовали в тесном переплетении друг с другом. Была распространена вера в магию, которая через определенные действия и заклинания должна была повлиять на человека или природные явления.

Постепенно оформляются  более сложные представления  о душе и ее существовании после  смерти человека, о загробном мире, о деяниях богов и героев как  соучастников обыденной жизни людей. В античности существовала строгая  иерархия богов, хотя еще не произошло  четкого размежевания мифологических и религиозных персонажей. Появляются теистические религии. Все более жестко противопоставляется тело и дух, земное и небесное, сакральные герои возвышаются до главного, верховного Бога. Многие из таких религий сохранились до наших дней: индуизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, джайнизм .

     К теистическим  религиям относятся иудаизм, христианство, ислам. Ранние религии, распространенные по этническим и политическим границам, уступают наднациональным, мировым религиям (буддизм, христианство, ислам), объединяющим людей вне зависимости от места их проживания, языка и этнической принадлежности и т.п. Эта идея выражена в Новом Завете: «Нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос».

     В настоящее  время, наряду с сложившимися  религиями появляется новый тип  религиозности, многочисленные нетрадиционные  религии, что вызвано растущим  интересом к идеям космизма, различным  формам эзотерического знания, возрождению  архаичных религиозных верований,  часто в качестве символов  национальной духовности.

Классификация религий. В наше время существует более пяти тысяч религий. Для систематизации этого многообразия обычно выделяют типы религий по некоторым общим признакам. Бытуют различные типологические схемы, по которым религии могут относиться, например, к «языческим и откровенным», «естественным и этическим», «естественным и богодухновенным» и т.п. Религии подразделяются на мертвые и живые (современные). К первым относятся исчезнувшие религии например, верования древних индейцев, египтян, которые оставили после себя множество легенд, мифов и памятников древней культуры.

Религии могут быть

монотеистическими (единобожие) и политеистическими (пантеон богов);

родо-племенными (распространены у народов, у которых сохранились архаические общественные структуры, например, у аборигенов Австралии и Океании);

народностно-национальными (индуизм, конфуцианство, сикхизм и т.д.);

мировыми. К мировым (наднациональным) религиям относятся: буддизм (основные направления – махаяна и хинаяна), христианство (гл. разновидности – католицизм, православие, протестантизм), ислам (основные направления – суннизм и шиизм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Религия-первооснова   культуры.

 

   Если вслед за  древними понимать  культуру как  служение  Истине, Добру и Красоте,  то можно увидеть, что с первых  же шагов  человечества это  служение  проходило под знаком  поклонения  чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил  идеалом, т.е. осуществлялось под  знаком культа.

  Определяющим фактором  русской жизни, русской культуры  и нравственности  в течение   многих столетий  было православие.  Из 708  дошедших до нас рукописей   XI-XIV в.в. только 20 были светского содержания.1 Кроме того, этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура»  имеет глубокий социально-исторический смысл.  Н.А. Бердяев писал, что культура родилась из культа. «Культура – благородного происхождения. Культура имеет религиозные   основы. Это нужно считать установленным с самой   позитивно-научной точки зрения».2 И даже такой, совсем нерелигиозный писатель, как М.Горький, считал, что «Бог есть комплекс… идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм». За это высказывание  великий писатель даже получил грубейшую нотацию от Ленина,  утверждавшего в этой связи, что « всякий боженька есть  труположество».3

  В современной социологии  и общественной психологии слово  «религия» нередко употребляется  для обозначения  « любой  системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо  группа людей и которая служит  индивиду схемой  ориентации и  объектом  поклонения».4

  Первым, кто предложил   такой подход к религии, был  один из основоположников философии  позитивизма, французский ученый  Огюст Конт (1798-1857). Он претендовал  на то, чтобы превратить свое  атеистическое учение  о всесилии идей  в некую «научную», «истинную» религию, которая должна была стать  новым фактором сплочения общества. «Идеи, - писал Конт, - управляют  и переворачивают мир… весь социальный механизм покоится  в конце концов на мнениях». 5

Информация о работе Культура и религия