Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 17:14, реферат
Духовная культура, формируясь в течение веков и тысячелетий, ориентировалась на выполнение, по крайней мере, двух социальных функций — выявление объективных законов бытия и сохранение целостности социума. Иначе говоря, речь идет о познавательной функции, которую реализует в системе духовной культуры наука (отчасти и искусство), и функции общелогической, регулятивной, которую выполняют политическая, правовая и моральная культура, религия, искусство. Эти элементы духовной культуры осуществляют «теоретическое» и «практическо-духовное» освоение действительности.
Без веры ни один
народ, ни одно общество
Сначала люди поклонялись фетишам и идолам, затем - многим богам, еще позднее – единому Богу –Христу, Аллаху, Беде или Конфуцию, причем буддизм и конфуцианство выглядят скорее не как религия, а как свод государственно-нравственных законов и определенная идеология.
В наше время атеисты,
особенно политики и ученые
гуманитарного профиля,
Носителями первого
выступают священники, носителями
второго- философствующие
Из сказанного вытекает, что вера как и в ее современной идеологической ипостаси, так и в традиционной, была и остается важнейшей составной частью любой культуры.
Наибольшая заслуга
в осознании религии как
Дюркгейм, разделяя взгляд
на общество, как на саморегулируемый
и подверженный социальным
Таким образом, религия
и шире- вера становятся у
Главным объектом размышлений М.Вебера было влияние религии и ее этических норм не на общество как таковое, а на его экономическую жизнь в ее конкретных историко-географических проявлениях. И если Дюркгейм хотел показать особую роль религиозного сознания и ее производного-культуры в формировании человеческих групп и коллективов вообще, то Макс Векбер пошел по иному пути.
В своей знаменитой
работе « Протестантская этика
и дух капитализма» (1904-1905) немецкий
социолог, не претендуя на
объяснение генезиса
Вебер считает,
что именно рационализм,
Кроме того, очень близка культурологическим взглядам П.Сорокина и веберовская теория о трех типах государства (государства, власти): «легально-рациональном» (например, в США и большинстве стран Европы); « традиционном» (например, в дореволюционной России) и « харизматическом» (например, в СССР периода сталинизма или на современной Кубе и т.п.), основанном на личных качествах «вождя». Каждому типу господства (власти) соответствует определенная организация общества и особый характер культуры.
Общая идея М.Вебера была развита немецким социологом не только на примере протестантизма, но и применительно к другим мировым конфессиям- индуизму, буддизму, конфуцианству, даосизму, иудаизму и т.п. При этом великие религии Азии Вебер считал менее рационалистическими и более «магическими».
В психоанализе и социальной психологии следует остановиться на З.Фрейде и К.Юнге. Эти два ученых исследовали влияние религиозного фактора на отдельно взятую человеческую личность. И тот , и другой были не менее убежденными материалистами и атеистами, однако, как и медики, и крупные ученые в своей области, при оценке роли религиозного сознания они не давали увлечь себя идеологическими, а тем более политическими пристрастиями.
Фрейд, в частности,
считал, что всякая культура покоится
на принуждении к труду и
на отказе от влечений, отрицательно
оценивал религию как фактор
духовного закрепощения. По Фрейду,
религия всегда выполняла
и продолжает выполнять три
важные стабилизирующие и
Взгляды Фрейда
на религию как на «навязчивый
детский невроз», защитную
Свою работу « Психология и религия» он заканчивает так: « Религиозный опыт абсолютен. Он несомненен. … Неважно, что мир думает о религиозном опыте; для того, кто им владеет - это великое сокровище, источник жизни, смысла и красоты придающий новый блеск миру и человечеству.»8
2. Религия и искусство.
Во взаимодействии с искусством религия обращается к духовной жизни
человека и по-своему интерпретирует смысл и цели человеческого бытия. Искусство и религия отражают мир в форме художественных образов, постигаютистину интуитивно, путем озарения. Они немыслимы без эмоционального отношения человека к миру, без его развитой образной фантазии. Но у искусства существуют более широкие возможности образного отражения мира, выходящие за пределы религиозного сознания.
Исторически взаимодействие
искусства и религии
эстетической имитации процессов
и результатов труда постепенно
развилось изобразительное
Огромное влияние
религия оказала на античную
культуру, одним из элементов
которой явилась
Древнегреческие мифы
послужили почвой для
многие другие композиторы, писатели и художники.
Библейские мифы, в
том числе главный миф о
богочеловеке Иисусе Христе, были
самыми притягательными в
Храм — это не
только место богослужения, это
— крепость, символ силы и
независимости государства (города),
исторический памятник. Так,
самая древняя церковь в
Ярославом Мудрым в XI в. на месте, где была одержана победа над печенегами.
В роскошной
обстановке, среди драгоценного
убранства и художественных
произведений мирового
создана первая на Руси библиотека, велось летописание.
Таким образом, храмы, являясь культовыми сооружениями, имели большое культурное значение: в них воплотилась история страны, традиции и художественные вкусы народа.
Для каждого
храма древнерусские мастера
архитектурное решение. Умея точно выбрать лучшее место в ландшафте, они добивались его гармоничного сочетания с окружающей природой, что усиливало выразительность храмовых сооружений. Примером может служить самое поэтичное творение древнерусского зодчества — церковь Покрова в излучине реки Нерли на Владимиро-Суздальской земле.
Религия, являясь богатым, многовековым пластом мировой культуры, оказала огромное влияние на литературу. Она оставила миру Веды, Библию и Коран.
Веды – это
обширный фонд идей, ценнейший
источник древнеиндийской философии
и различных знаний. Здесь речь
идет о творении мира,
вводятся многие понятия (
возникла и вся древнейшая индийская культура, подарившая миру Махабхарату и Бхагавадгиту — одну из наиболее популярных частей Махабхараты, где речь идет о нравственном аспекте индуизма, о внутренней свободе, о добре, зле и справедливости. Здесь же развивается учение о йоге как системе практического совершенствования тела, души и духа.
Библия является памятником
древнееврейской литературы (Ветхий
завет) и раннехристианской
литературы (Новый завет).
В Ветхий завет включены
хроникально-законодательные