Культура речи в деловом общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, реферат

Краткое описание

Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document.docx

— 26.55 Кб (Скачать файл)

 

 Направляющие вопросы  необходимы тогда, когда вы  не хотите позволить собеседнику  навязать вам нежелательное направление  беседы. С помощью таких вопросов  вы можете взять в свои руки  управление ходом переговоров  и направить их в необходимое  вам русло. 

 

 Провокационные вопросы  позволяют установить, чего в  действительности хочет ваш партнер  и верно ли он понимает положение  дел. Провоцировать - значит бросать  вызов, подстрекать. Эти вопросы  можно начинать так: "Вы уверены,  что сможете ...?", "Вы действительно  считаете, что...?"

 

 Альтернативные вопросы  представляют собеседнику возможность  выбора. Число вариантов, однако, не должно превышать трех. Такие  вопросы предполагают быстрый  ответ. При этом слово "или"  чаще всего является основным  компонентом вопроса: "Какой срок  обсуждения подходит вам больше  всего - понедельник, среда или  четверг?".

 

 Подтверждающие вопросы  задают, чтобы выйти на взаимопонимание.  Если ваш партнер пять раз  согласился с вами, то на решающий  шестой вопрос он также даст  положительный ответ. Примеры: "Вы  придерживаетесь того же мнения, что ...?", "Наверняка вы рады  тому, что...?"

 

 Встречные вопросы  направлены на постепенное сужение  разговора и подводят партнера  по переговорам к окончательному  решению. Считается невежливым  отвечать вопросом на вопрос, однако встречный вопрос является  искусным психологическим приемом,  правильное использование которого  может дать значительные преимущества.

 

 Ознакомительные вопросы  предназначены для выявления  мнения собеседника по рассматриваемому  вопросу. Это открытые вопросы,  требующие развернутого ответа. Например: "На какой эффект  вы рассчитываете при принятии  этого решения?".

 

 Вопросы для ориентации  задаются, чтобы установить, продолжает  ли ваш партнер придерживаться  высказанного ранее мнения. Например: "Каково ваше мнение по этому  пункту?", "К каким выводам  вы при этом пришли?".

 

 Однополюсные вопросы  - подразумевают повторение собеседником  вашего вопроса в знак того, что он понял, о чем идет  речь. При этом вы убеждаетесь,  что вопрос понят правильно,  а отвечающий получает время  для обдумывания ответа.

 

 Вопросы, открывающие  переговоры, весьма важны для  эффективного и заинтересованного  обсуждения. У партнеров по переговорам  сразу же возникает состояние  положительного ожидания. Например: "Если я предложу вам способ, с помощью которого можно быстро  решить проблему ..., ничем при  этом не рискуя, заинтересует  вас это?".

 

 Заключающие вопросы  направлены на скорейшее положительное  завершение переговоров. При этом  лучше всего сначала задать  один-два подтверждающих вопроса,  сопроводив их непременно дружеской  улыбкой: "Смог ли я убедить  вас в выгоде этого предложения?", "Убедились ли вы, насколько  просто все решается?". А затем  без дополнительного перехода  можно задать вопрос, заключающий  переговоры: "Какое время реализации  этого предложения вас больше  устраивает - май или июнь?"

 

 Успешное ведение деловых  бесед и переговоров во многом  зависит от соблюдения партнерами  таких этических норм и принципов,  как точность, честность, корректность  и такт, умение выслушать (внимание  к чужому мнению), конкретность.

 

Точность. Одна из важнейших  этических норм, присущих деловому человеку. Срок договоренности необходимо соблюдать с точностью до минуты. Любое опоздание свидетельствует  о вашей ненадежности в делах.

 

Честность. Включает не только верность принятым обязательствам, но и открытость в общении с партнером, прямые деловые ответы на его вопросы.

 

Корректность и такт. Не исключает настойчивости и энергичности в ведении переговоров при  соблюдении корректности. Следует избегать факторов, мешающих ходу беседы: раздражения, взаимных выпадов, некорректных высказываний и т.д.

 

Умение выслушать. Внимательно  и сосредоточенно слушайте. Не перебивайте  говорящего.

 

Конкретность. Беседа должна быть конкретной, а не отвлеченной, и включать факты, цифровые данные и  необходимые подробности. Понятия  и категории должны быть согласованы  и понятны партнерам. Речь должна подкрепляться схемами и документами.

 

Негативный исход деловой  беседы или переговоров не является основанием для резкости или холодности при завершении переговорного процесса. Прощание должно быть таким, чтобы в  расчете на будущее позволило  сохранить контакт и деловые  связи.

3. Культура речи и особенности  делового стиля.

 

Имидж, или образ руководителя - это психологический портрет  личности. Основные слагаемые его: внешность, манера поведения и речь. Рассмотрим важнейший компонент личности - речь делового человека, общественного деятеля.

 

Американский психолог Чарльз Депью утверждал: "Никакая другая способность человека не даст ему  возможности с такой быстротой  сделать карьеру и добиться признания, как способность говорить".

 

Научиться хорошо говорить человек  может при условии, если он осознает необходимость хорошего владения речью  и будет настойчиво совершенствовать свою речь, повышать культуру индивидуальной речи.

 

Язык - это стихийно возникшая  в человеческом обществе и развивающаяся  система членораздельных звуковых знаков, используемая для коммуникации и способная выразить совокупность знаний и представлений человека о мире.

 

Деловой (официально-деловой) стиль - один из функциональных стилей современного русского литературного  языка.

 

Основными его разновидностями (подстилями) являются официально-документальный и обиходно-деловой подстили. В  свою очередь официально-документальный подстиль разделяется на дипломатический  подстиль (язык дипломатии) и законодательный  подстиль (язык законов), а в составе  обиходно-делового подстиля выделяются тоже две разновидности - служебная  переписка и деловые бумаги.

 

Принято выделять, с учётом двух основных подстилей официально-делового стиля, следующие жанры (жанрово-ситуативные  стили, по А.К.Панфилову, или речевые  стили):

 

1.Государственные акты: законы, кодексы, указы, постановления  правительства; международные договоры, коммюнике, меморандумы, соглашения, заявления органов гос. власти; ноты, официальные сообщения. 

 

2.Разные виды административно-управленческих  документов:

 

а) директивно-распорядительные документы: приказы, постановления, решения;

 

б) административно-организационные  документы: уставы, циркуляры, правила, положения, акты, протоколы, справки, отчёты;

 

в) деловые (служебные) письма: гарантийное, сопроводительное, рекомендательное, инициативное, письмо-приглашение, коммерческое.

 

Выделяют следующие стилевые (стилеобразующие) факторы делового стиля: 1) информативная (императивная) функция; 2) форма общественного сознания - правовое сознание; 3) основная форма  речи - письменная; 4) типичный вид речи - монолог; 5) преобладающий способ общения - массовый неконтактный и контактный; 6) тон речи - императивный или нейтральный (констатирующий).

 

При этом подчеркнём, что  деловой стиль, наряду с научным, принадлежит к сфере специального языка (специальный язык - это профессиональный язык, язык профессионального общения). Владение специальным языком вторично, так как использующие его люди должны быть прежде всего носителями литературного языка.

 

Культура профессиональной речи вторична, она накладывается  на общую культуру речи, культуру владения литературным языком. Что происходит, когда специалист (профессионал) переходит  на общение на специальном языке?

 

Литературный язык при  этом содержательно редуцируется (становится монотематичным),  насыщается специальными терминами, насыщается специальными символами, формулами, графиками, схемами, диаграммами  и др.

 

По А.И. Ефимову, "культура речи - это область словесного мастерства, искусство хорошо говорить и писать, наиболее эффективно и целесообразно  использовать речевые средства". Высокий уровень культуры речи предполагает высокий уровень общей культуры человека, любовь и интерес к родному языку, культуру мышления и профессиональную культуру.

 

Высокая культура разговорной  и письменной  деловой речи, хорошее  знание и чутьё языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его  стилистическим многообразием - самая  лучшая опора, самое верное подспорье  и самая надёжная рекомендация для  каждого человека в его общественной жизни  и деловой деятельности.

Заключение

 

Умение общаться с деловым  партнером, понимание психологии другого  человека, интересов другой организации  можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек  умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.

 

В основе человеческого поведения  лежат сокровенные желания. Прежде всего, надо понять эти желания, затем  надо заставить вашего собеседника  страстно чего-то пожелать. Тот, кто  сможет это сделать, завоюет весь мир, а кто не сможет – останется  в одиночестве. Человек, который  пытается бескорыстно служить другим людям, приобретает огромное преимущество. Человеку, способному поставить себя на место других людей и понять ход их мыслей, нет необходимости  беспокоится о своем будущем.

 

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с  другими людьми. Вечным и одним  из главных регуляторов этих отношений  выступает этические нормы, в  которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или  неправильности поступков людей. В  зависимости от того, как человек  понимает моральные нормы, какое  содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое  общение, так и затруднить это  общение или даже сделать его  невозможным.

 

Общение - процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором  происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Специфика делового общения обусловлена  тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. Как  и всякий вид общения, деловое  общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях  социальной системы и в различных  формах. Его отличительная черта  – оно не имеет самовладеющего назначения, не является самоцелью, а  служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношениях – это прежде всего получение максимальной прибыли.

 

Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение  навыками делового общения является необходимым для будущих деловых  людей: менеджеров, экономистов и  других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем  могут сыграть важную роль при  заключении сделки или подписании контракта.

 

Поэтому мы считаем, что нам  всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в  профессиональной деятельности.


Информация о работе Культура речи в деловом общении