Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:48, реферат
Язык всегда меняется, такова его природа, ведь это очень живая и чувствительная стихия. Чувствительная к малейшим переменам – социальным, экономическим, политическим, психологическим, она фиксирует изменения между поколениями, перемену в отношении общества к идеалам, политике, деньгам и так далее. Появляются новые слова, очень точно фиксирующие смысл, понимание этого смысла человеком – носителем и постоянным творцом языка. Чистота национального языка, его экология – это визитная карточка любого государства.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура современной речи………………………………….......5
Глава 2. Культура речи молодежи как отражение социальных процессов общества……………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников……………
Название вуза ( пишите сами)
Контрольная работа
На тему
…….
Выполнил….
Проверил…..
город
год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Культура современной речи………………………………….......5
Глава 2. Культура речи молодежи
как отражение социальных процессов общества…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………….21
Введение
Язык всегда меняется, такова его природа, ведь это очень живая и чувствительная стихия. Чувствительная к малейшим переменам – социальным, экономическим, политическим, психологическим, она фиксирует изменения между поколениями, перемену в отношении общества к идеалам, политике, деньгам и так далее. Появляются новые слова, очень точно фиксирующие смысл, понимание этого смысла человеком – носителем и постоянным творцом языка. Чистота национального языка, его экология – это визитная карточка любого государства.
В современной многонациональной России русский является государственным языком. Однако небрежное отношение к нему, демонстративное пренебрежение правилами произношения и стилистики стали визитной карточкой современного общества. В течение последних нескольких лет проводится «Тотальный диктант», когда любой желающий может принять участие в написании под диктовку текста и проверить свою грамотность. Однако результаты этой образовательной акции удручающие. Так, в 2014 году приняли участие 64 тыс человек и только 2000 участников написали его на «отлично». А самыми сложными для написания оказались слова «гармошка», «перрон» и «палисадник».
Все это говорит о том, что культура русской речи в плачевном состоянии. И молодежь в том плане оказывает далеко не положительную роль. Именно молодые люди активно и намеренно нарушают правила русской речи. По данным социологических исследований, почти 50% парней и 30% девушек активно используют молодежный жаргон. А речь молодых и активных людей – это показатель состояния общества и его языка. Поэтому актуальность данной работы очевидна и требует пристального анализа.
Глава 1. Культура современной речи
Язык любого народа, любой нации – это не просто формальная структура, которая позволяет выделять его среди других. Прежде всего, язык – это историческая память и потенциал современного развития. Ведь именно с помощью языка можно выяснить психологию мышления того или иного народа, его самобытность. Именно в языке народ на протяжении нескольких тысячелетий формирует свои мысли и чувства. Однако в последнее время многие страны переживают тяжелый период в плане сохранности чистоты и культуры своего языка. В России это процесс ощущается довольно остро. Доктор филологических наук М.Горбаневский в своей книге « О слове» пишет, что «к началу 21 века мы разучились нормально говорить и писать по-русски. С языком обращаются варварски, начиная со средней школы и кончая депутатами Государственной Думы России. Иногда возникает желание выключить радио, телевизор, не читать периодики, чтобы не слышать и не видеть, какое насилие производят сограждане над «великим и могучим».1
Ученые, которые занимаются вопросами культуры речи, указывают несколько причин, по которым происходит ухудшение ситуации в культуре русского языка:
При всем этом изменения в русском языке не носят исключительного характера и не столь объемны, как это кажется на первый взгляд. Меру и степень состоявшихся и происходящих языковых изменений можно проанализировать, если сравнить некоторые исторические периоды российского государства. Так , во времена династии Романовых правилом хорошего тона можно было считать знание французского языка. На нем говорили на светских салонах, балах, писались государственные бумаги. Во времена Великой Отечественной войны немецкий стал обязательным для изучения советскими гражданами.
В эпоху Брежнева люди жили жизнью, над которой могли только смеяться. Принять в серьез не могли, а изменить ничего нельзя. Оставалось, как водится, «над собой смеяться», чем и занялся язык – язык самоиздевательства. Зажатая энергия социального действия ушла в слова, а вся энергия прямого, честного слова переплавилась в языковое ерничество. В этом смысле почти вся советская культура данного периода была культурой смеховой, а сам язык самопародирующим.2
Языковой вкус современного общества характеризуется , с одной стороны, ориентированностью на разговорную и просторечную экспрессивность, а с другой стороны, стремлением к книжности и заумности. В лексической картине современной речи очень заметен наплыв сленговых, арготических, уголовных слов и американских калек. Все это подрывает стилистическую систему русского языка. Человек, допускающий речевые и стилистические ошибки в речи, зачастую их сам не осознает.
Общество перестало
следить за чистотой языка. Только
собственные познания и
По наблюдениям отечественного филолога В.Колесова, «Слишком хрупка культура под напором агрессивной техногенной цивилизации, и защищать ее сложно»3. Ученый предлагает говорить не о речи, а о языке – реальном запасе речевых форм и формул, который обеспечит сохранение речи.
Известный российский кинорежиссер Никита Михалков однажды заметил: «Свобода почему-то лишила нас возможности говорить на человекообразном своем языке». Однажды по одному из центральных каналов показывали передачу, в которой русский журналист пытался взять интервью у княгини Голицыной, семья которой эмигрировала за границу после революции. Она отказалась от диалога, мотивируя тем, что не понимает журналиста, который хоть и говорит русскими словами, но как-то не по-русски.
Современные специалисты по культуре речи Е.Н.Ширяев, Л.К. Граудина, О.Л.Дмитриева считают, что «русский язык – наше национальное достояние, но не такое, которое можно положить в сундук и любоваться им время от времени: отражая национальные достоинства, язык не менее ярко показывает и все наши беды».4
Сегодня русская речь
находится в положении
2. Культура речи молодежи как отражение социальных процессов общества.
В современном обществе практически не встречается элитарный тип речевой культуры, который стал бы эталоном языковой культуры. Большинство грамотных людей можно отнести к среднелитературному типу речевой культуры – они не нарушают грубых ошибок в произношении, синтаксисе, умеют правильно говорить и писать. Однако в спонтанной речи россияне используют разговорные нормы, зачастую просторечия. Изучением речи определенных социальных групп занимается культура речи. Многие российские исследователи-лингвисты указывают, что современная молодежь со своей радикальностью, в целом, и в публичном речевом поведении, в частности, играет заметную роль в общественной жизни и публичной коммуникации. Именно поэтому молодежь исследуется социологами, психологами, политиками и культурологами. Ученые доказывают, что речь молодежи – это наглядный показатель состояния общества, нравственного здоровья нации.
Изучением молодежной речевой культуры ученые занялись еще в 60-е годы 20 века. В научных трудах не только доказано право молодежного жаргона на существование, но и отмечается его значимость для языковых коммуникаций.
Многие российские исследователи отмечают, что ситуация в языке молодежи сегодня объективно катастрофична. Раскованность, раскрепощенность – отличительная черта современной молодежи. Филологи указывают, что эта раскрепощенность порождает язык выразительный, меткий, но вульгарный, грубый и разнузданный.
Ученые указывают, что влияние молодежной речи на литературный язык тем выше, чем ниже уровень социальной стабильности, и тем выше, чем заметнее в обществе статус зрелой части носителей языка, чем сильнее авторитет элитарной культуры. И наоборот, заниженный стиль речи , размывающий и нормы языка, и нормы языкового этикета, становится привычным не только в повседневном общении, но и распространяется с помощью теле- и радиоэфира. Молодежь, являясь носителем жаргона, активно делает его элементом поп-культуры, который необходим для самовыражения.
Речь молодежи всегда эмоциональна и довольно субъективна. Это можно объяснить стремлением к самовыражению, вплоть до сознательного и бессознательного нарушения языковой нормы. Филологи отмечают, что многие молодые люди знают, как правильно говорить, но они предпочитают антинорму.
Для того, чтобы дать характеристику молодежному жаргону, необходимо сформулировать определение самого слова «жаргон». Жаргон – это разновидность речи, используемая преимущественно в устном общении отдельной относительно устойчивой социальной группой, объединяющей людей по признаку профессии, интересов или возраста5. Молодежный жаргон в трудах многих ученых трактуется неоднозначно. Например, М.Копыленко пишет: «Значительная часть носителей русского языка в возрасте от 14 до 25 лет употребляет в общении со сверстникам около сотни специфических слов и сильноидиоматических словосочетаний, именуемых молодежным жаргоном»6. Вообще в языке жаргон порождается социально-психологической общностью его носителей, которым свойственна определенная норма поведения, максимализм, свой стиль, манеры, одежда.
Языковеды и культурологи выделяют 2 этапа формирования жаргонных проявлений в речи молодых людей:
В научной среде понятия «молодежный жаргон» и «молодежный сленг» также трактуются неоднозначно. В некоторых научных работах их используют как синонимы, а другие проводят грань, отмечая ряд отличий. Так, сленг – это своеобразно «облагороженный» жаргон, из которого удалены грубые лексические единицы. Причина использования сленга – стремление говорящих сделать свою речь более экспрессивной. Жаргон же предназначен для облегчения коммуникации и идентификации «свой-чужой». На мой взгляд, применительно к молодежной среде эти две характеристики взаимодополняемы. Ведь в своей речи молодые люди стремятся и быть оригинальными, и формировать круг «избранных».
Теоретики считают, что молодежный жаргон является зачастую явлением возрастным, он движется во времени и для каждого отдельного человека может проходить как своеобразная «детская болезнь». Психологи объясняют причину тяготения подростков к «черным» словам интересом к их происхождению, вернее, к тому, что стоит за этими словами. Не секрет, что пытаясь казаться взрослыми, подростки используют ненормативную лексику. А само явление «мат» построено на обозначениях реалий и процессов, связанных с половой жизнью человека, той заповедной областью, в которой подростку хочется показать себя знающим, «опытным» человеком. Отсюда и цинизм в поведении и в словах. Совершенно очевидно, что эта «детская болезнь» не такая уж безобидная. Она не походит бесследно для формирования человека как личности. И самое страшное здесь вовсе не существование молодежного жаргона как такового, а его всесторонняя признанность и «тиражирование» с помощью СМИ. Молодые люди слышат по радио призыв сходить на «крутой сейшн», зовут друзей «оттянуться» и постепенно забывают, что то же самое можно сказать и на русском языке без ущерба для смысла.
Среди основных причин существования молодежного жаргона и, как следствие, необходимость совершенствования речевой культуры этой социальной группы лингвисты отмечают «узкий кругозор молодежи, отсутствие гибкости мышления, низкую культуру речи, неумение четко, грамотно формулировать свои мысли, отсутствие потребности в самообразовании и самовоспитании». 7
К причинам отрицательных явлений в речевой практике молодежи исследователи относятся также и влияние неправильной речи людей, которые имеют авторитет в обществе (политиков, артистов, телеведущих), доверие к напечатанному в газетах и сказанному по телевидению, а также неуважение к адресатам речи и родному языку.8
Современный исследователь молодежной культуры речи О.Ю.Николенко в своей работе «Использование словарей в практике преподавания русского языка и культуры речи для студентов-нефилологов» указывает, что в случае затруднения лишь 1 человек из 40 обращается к словарю, а 22 респондента предпочитают спросить у кого-нибудь. Автор статьи отмечает, что словарь не выдерживает конкуренции со «знатоками» в силу того, что пользование им требует определенных усилий.9 Нежелание работать со словарями связано и с другой проблемой – нежеланием молодежи читать русскую классику. Н.Акуленко пишет, что «невозможно воспитать почтение к слову, развить речь, не воспитывая культуру чтения, которая у современной молодежи крайне низка. Между тем именно читательская компетентность – залог высокой культуры потребления информации, в том числе и средствами современной техники. В противном случае , компьютер становится только источником сомнительных развлечений и пустого времяпрепровождения.10