Культура современной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:48, реферат

Краткое описание

Язык всегда меняется, такова его природа, ведь это очень живая и чувствительная стихия. Чувствительная к малейшим переменам – социальным, экономическим, политическим, психологическим, она фиксирует изменения между поколениями, перемену в отношении общества к идеалам, политике, деньгам и так далее. Появляются новые слова, очень точно фиксирующие смысл, понимание этого смысла человеком – носителем и постоянным творцом языка. Чистота национального языка, его экология – это визитная карточка любого государства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура современной речи………………………………….......5
Глава 2. Культура речи молодежи как отражение социальных процессов общества……………………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………20
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Язык всегда меняется.docx

— 45.31 Кб (Скачать файл)

Все это приводит к оскуднению речи молодежи, низкому уровню культуры. В одной популярной молодежной песне есть такие слова: «Я знаю три слова…это весь мой словарный запас». И ведь это на самом деле отражение реальности. Два-три метких слова становятся полноценными элементами речи каждого второго подростка. Причем часто это слова из ненормативной лексики. Известный публицист А.Аграновский писал: « брошенная на произвол судьбы словесность – мстит!» В медицине даже есть такая болезнь – синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но способен сквернословить.

В качестве основных источников пополнения сленговой лексики можно отметить:

  1. Речь музыкальных рок-лидеров.
  2. Пласт лексики, пришедший из среды наркоманов( «косяк», «колеса», «нюхачи»).
  3. В 2000-х годах молодежь часто пользуется и так называемым «компьютерным» жаргоном. На это есть объективная причина – русская компьютерная терминология до конца еще не сформировалась, многие термины вообще не имеют русского обозначения, некоторые громоздки и неудобны, что затрудняет их запоминание и употребление. Поэтому в общении используются более короткие, удобные  и емкие по смыслу жаргонизмы. Молодежь использует такие слова в своей речи для того, чтобы почувствовать себя членами некоторой замкнутой общности, быть «посвященным». Поэтому и слышим мы от молодых людей слова «коннектиться» ( связываться по сети), «винда»» (программное обеспечение ), «клава»( клавиатура), «лазарь»( лазерный принтер).
  4. Пласт арго, блатной язык.
  5. Среди самых масштабных источников пополнения молодежного жаргона считается американский английский язык. В мировом сообществе Америка воспринимается  в качестве некоего центра общественного порядка и экономического благополучия. Очень много заимствованных слов пришло из сферы американской экономики, компьютерного мира.
  6. Язык радио, телевидения и рекламы.

Что касается основных отличительных признаков молодежного жаргона , то в научных работах, посвященной культуре речи молодого поколения указывается следующее:

  1. Эмоционально-игровое начало.

 Молодежь стремится  в своей речи добавить элемент шока и насмешки, чтобы было смешно, нескучно, прикольно. Например, «лимон» вместо «миллион», «мыло» вместо e-mail. Причем следует отметить, что эта характеристика молодежного сленга вполне позитивный момент.

  1. Размытость значений.

По-другому дело обстоит с другим признаком моложеного жаргона  - неопределенностью и размытостью значений, входящих в него слов. Например такие известные для молодых людей выражения «поколбашусь» или «я прусь» осознаются не всеми. Используя их в речи, молодежь играет на внешней яркости выражения. Известный детский писатель К.Чуковский так охарактеризовал проблему молодежной речи: «Школьники – скрытный народ, и я не удивился бы, если вдруг обнаружилось , что главная прелесть речи заключается для них именно в том, что против нее восстают педагоги».11 Эта черта молодежного жаргона подмечена верно. Ведь во все времена существовала и будет существовать проблема «отцов и детей», когда молодому поколению хочется всегда восставать против взрослых: на уровне языка, поступков , манеры одеваться.

  1. Подвижность

В качестве еще одного положительного свойства жаргона можно отметить его подвижность. Ведь, как известно, в литературном языке изменения происходят медленно, а вот жаргон быстро реагирует на изменения в реальном мире. Так, например, в 80-е годы было модным слово «мани», сейчас его заменили «бабки».

Существование молодежного жаргона – объективная реальность. Он постоянно изучается, создаются даже словари молодежной лексики. То есть относиться к этому явлению с однозначным осуждением нельзя. Однако следует помнить, что язык – это тонкая материя.

Уместно вспомнить слова С.Волконского, который еще в 20-е годы 20 века написал: «Чувство языка  (если так можно выразиться , чувство чистоты языка) есть очень тонкое чувство, его трудно развить и очень легко потерять. Достаточно малого сдвига в сторону неряшливости и неправильности, чтобы уже эта неряшливость превратилась в привычку, и , как дурная привычка, в качестве таковой она будет процветать. Ведь это в природе вещей, что хорошие привычки требуют упражнения, а дурные сами развиваются».  Современная молодежь, свободная и раскрепощенная в своей речи, не должна забывать о так называемой языковой ответственности: ведь именно с помощью языка передаются культурные  и интеллектуальные богатства из поколение в поколение, именно хорошее владение родным языком дает личности возможность полно реализовать себя в профессии и творчестве, качество языковой среды свидетельствует о духовном здоровье общества.

 Совсем недавно в научном мире возникла новая область знаний – экология языка. Ее цель – контролировать изменения языка, выявлять неибежные и отрицать все лишнее. Русский язык должен быть неприкосновенным национальным достоянием, памятником истории.

Причем современные молодые люди должны понимать, что достойное общество несовместимо с недостойным словом. Ведь, слово, которое вылетело из нашего рта, не просто переносят информацию, они накладывают отпечаток на личность говорящего, его культурный уровень.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура речи современного молодого поколения объективно находится на низком уровне. Основной процент лексического состава речи большинства молодых людей составляет жаргон, который отражает склонность к шокированию и эпатажности. В отличие от профессионального жаргона молодежный язык вызван эмоциональными причинами. Словесная игра для подрастающего поколения – это способ прохождения этапа социализации. От того, насколько быстро и безболезненно человек пройдет этап становления себя как личности, будет зависеть его вся дальнейшая жизнь. И культура речи – важный элемент воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Акуленко Н. Культура речи как общественныйфактор // Стратегия России. 2007. №1.
  2. Берсиров Б.М., Берсиров Т.Б. Лингвистические аспекты функций языка в процессе нравственного воспитания молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2. Филология и искусствоведение. 2010. №3.
  3. Лингвистический энциклопедический словарь. М.1990.
  4. Николенко О.Ю. Использование словарей в практике преподавания русского языка и культуры речи для студентов-нефилологов // Вестник Омского университета. 2010. № 1.
  5. Опарина Е.О. Язык и культура: Сб. обзоров / РАН.ИНИОН. - М.: 1999.
  6. Осипов П.Н., Богданова И.Н. Использование воспитательного потенциала дисциплины «Русский язык и культура речи» в стимулировании самовоспитания студентов // Гуманитарные науки и
  7. образование. 2011. № 1.
  8. Цена слова: Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации/ Под ред. М.В.Горбаневского – М.: Галерия, 2001.
  9. Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. М. 1982.

Интернет-источники:

  1. www.lingvist.ucoz.ru
  2. www.gumer.ru
  3. www.gramota.ru

1 Горбаневский М. Цена слова. – М: 2001, стр. 6

2 Опарина Е.О. Язык и культура: М., стр.45

3 http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/norma/28_610

4 Горбаневский М. Цена Слова: М. стр.25

5 Лингвистический энциклопедический словарь. М.1990. с.151

6 http://lingvist.ucoz.ru/load/1-1-0-8

7 Осипов П.Н., Богданова И.Н. Использование воспитательного потенциала дисциплины «Русский

язык и культура речи» в стимулировании самовоспитания студентов // Гуманитарные науки и

образование. 2011. № 1. С. 19-22.

8 Берсиров Б.М., Берсиров Т.Б. Лингвистические аспекты функций языка в процессе нравственного воспитания молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2. Филология и искусствоведение. 2010. №3. С. 127-130.

9 Николенко О.Ю. Использование словарей в практике преподавания русского языка и культуры речи для студентов-нефилологов // Вестник Омского университета. 2010. № 1. С. 124-127.

10 Акуленко Н. Культура речи как общественныйфактор // Стратегия России. 2007. №1. С.49-55:

 

 

11 Чуковский К.И. Живой как жизнь: О русском языке. Москва, 1982.стр.112

 

 


Информация о работе Культура современной речи