Культура эпохи Возрождения и Реформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (франц. renaissance - возрождение) - это культура, которая зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия , чему в немалой степени способствовали : высокий уровень урбанизации , подчинение деревни городу , широкий размах ремесленного производства , финансового дела , ориентированных не только на внутренний , но и на внешний рынок .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Культура эпохи Возрождения и Реформации…………………………………
Раннее Возрождение и гуманизм в Италии 14-15вв…………………………
Ботичелли – выдающийся представитель раннего итальянского Возрождения
Высокое Возрождение. Рафаэль…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

         На  севере Италии развитие ренессансного  искусства шло иными путями. На  протяжении столетий интересы  Венеции, процветающей торговой  республики, были связаны преимущественно  с Византией и другими странами  Востока. Турецкие завоевания  лишили венецианцев традиционных  рынков, включив их в орбиту  собственно итальянских интересов.  Ренессансное движение проникало  сюда медленно и постепенно. В  искусстве Венеции еще долго  господствовали византийские традиции  и готическое влияние. Так,  например, воздвигнутое в первой  половине XV в. изысканное палаццо  Ка’ д’Оро (Золотой дворец), получившее  свое название по той причине,  что часть убранства его фасада  была позолочена, — еще сохраняет  множество готических черт. Это  знаменитое здание исследователи  относят к так называемому  этапу венецианской готики. К  следующему этапу венецианского  Раннего Возрождения принадлежит  палаццо Вендрамин Калерджи (1481—1509), созданный Пьетро Ломбардо (ок. 1435 — 1515), главой семьи венецианских  архитекторов, и Марко Кодуччо  (ок. 1440 — 1504). Фасад дворца, так  же как и фасад флорентийских  палаццо, расчленен на три этажа,  но в его центре выделена  ажурная лоджия; подчеркнута также  особая легкость, живописность, праздничность  его архитектуры. Ломбардо и  Кодуччо строили в Венеции  и культовые здания. Нередко нарушая  классические правила, они создавали  декоративные и несколько фантастические  фасады, облицованные цветным мрамором. Например, построенная ими небольшая  церковь Санта-Мария деи Мираколи (1481—89), стоящая на тесной площади  у края канала, напоминает драгоценный  ларец. Новым типом венецианского  общественного сооружения стала  Скуола ди Сан-Марко (scuola в переводе  с итал. — «школа») — здание  религиозного благотворительного  общества, служившее для просветительских  целей. 

 

Скульптура 

         В  XV в. итальянская скульптура, приобретшая  самостоятельное, независимое от  архитектуры значение, переживает  расцвет. В практику художественной  жизни начинают входить заказы  богатых ремесленных и купеческих  кругов на украшение общественных  зданий; проводятся художественные  конкурсы. Один из таких конкурсов  — на изготовление из бронзы  вторых северных дверей флорентийского  баптистерия (1401) — считается  знаменательным событием, открывшим  новую страницу в истории итальянской  ренессансной скульптуры. В этом  конкурсе участвовал Филиппо  Брунеллески, ставший впоследствии  знаменитым архитектором. Однако  победу одержал Лоренцо Гиберти  (1381—1455). Один из самых образованных людей своего времени, первый историк итальянского искусства, блестящий рисовальщик, Гиберти посвятил свою жизнь одному виду скульптуры — рельефу. Главным принципом своего искусства Гиберти считал равновесие и гармонию всех элементов изображения. Вершиной творчества Гиберти явились восточные двери флорентийского баптистерия (1425—52), обессмертившие имя мастера. Декорация дверей включает десять квадратных композиций из позолоченной бронзы («Сотворение Адама и Евы»), своей необыкновенной выразительностью напоминающих живописные картины. Художнику удалось передать глубину пространства, насыщенного картинами природы, фигурками людей, архитектурными сооружениями. С легкой руки Микеланджело восточные двери флорентийского баптистерия стали называть «Вратами рая».

         Мастерская  Гиберти стала школой для целого  поколения художников, в частности,  там работал знаменитый Донателло,  великий реформатор итальянской  скульптуры. Творчество Донателло  (ок. 1386—1466), впитавшее демократические  традиции культуры Флоренции  XIV в., представляет собой одну  из вершин развития искусства  Раннего Возрождения. В нём  воплотились свойственные искусству  Ренессанса поиски новых, реалистических  средств изображения действительности, пристальное внимание к человеку  и его духовному миру. Донателло  одним из первых художественно  осмыслил опыт античного искусства  и пришёл к созданию классических  форм ренессансной скульптуры. Влияние  творчества Донателло на развитие  итальянского искусства эпохи  Возрождения было огромным. Достижения  Донателло были восприняты многими  скульпторами и живописцами Возрождения  — Паоло Уччелло, Андреа дель  Кастаньо, Андреа Мантенья, а позднее  — Микеланджело и Рафаэлем.

         Одним  из крупнейших скульпторов первой  половины XV в. был Якопо делла  Кверча (1374—1438), старший современник  Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями, стояло  как бы в стороне от общего  пути, по которому развивалось  искусство Ренессанса. Выполненные  Кверча монументальные рельефы  главного портала церкви Сан-Петронио  в Болонье («Сотворение Адама») оказали значительное влияние  на искусство Микеланджело.

         Второе  поколение флорентийских скульпторов  тяготело к более лирическому,  умиротворенному, светскому искусству.  Ведущая роль в нем принадлежала  семейству скульпторов делла  Роббиа. Глава семьи, Лукка делла  Роббиа (1399/1400 — 1482), современник  Брунеллески и Донателло, прославился  применением глазурной техники  в круглой скульптуре и рельефе,  часто сочетая их с архитектурой. Техника глазури (майолики), известная  с глубокой древности народам  Передней Азии, в Средние века  была завезена на Пиренейский  полуостров и остров Майорку  (откуда и пошло ее название), а затем широко распространилась  в Италии. Лукка делла Роббиа  создавал медальоны с рельефами  на густо-синем фоне для зданий  и алтарей, гирлянды из цветов  и плодов, майоликовые бюсты Мадонны,  Христа и святых. Жизнерадостное, нарядное, доброе искусство этого  мастера получило заслуженное  признание современников. Большого  совершенства в технике майолики  достиг также его племянник  Андреа делла Роббиа (1435—1525) (рельефы  на фасаде Оспедале дельи Инноченти).

 

Живопись 

         Огромная  роль, которую в архитектуре Раннего  Возрождения сыграл Брунеллески,  а в скульптуре — Донателло,  в живописи принадлежала Мазаччо  (1401—1428). Мазаччо умер молодым,  не дожив до 27 лет, и тем не  менее успел в живописи сделать  очень многое. Известный историк  искусства Виппер сказал: «Мазаччо  — один из самых независимых  и последовательных гениев в  истории европейской живописи, основатель  нового реализма…» Продолжая  искания Джотто, Мазаччо смело  порывает со средневековыми художественными  традициями. Во фреске «Троица» (1426—27), созданной для церкви Санта-Мария  Новелла во Флоренции, впервые  в настенной живописи Мазаччо применяет полную перспективу. В росписях капеллы Бранкаччи церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции (1425—28) — главном творении своей недолгой жизни — Мазаччо придает изображениям невиданную ранее жизненную убедительность, подчеркивает телесность и монументальность своих персонажей, мастерски передает эмоциональное состояние психологическую глубину образов. Во фреске «Изгнание из рая» художник решает сложнейшую для своего времени задачу изображения обнаженной человеческой фигуры. Суровое и мужественное искусство Мазаччо оказало огромное воздействие на художественную культуру Возрождения, в частности, на творчество Пьеро делла Франческа и Микеланджело.

         В  творчестве Паоло Уччелло (1397—1475), принадлежавшего к поколению  мастеров, работавших после смерти  Мазаччо, своеобразной визитной  карточкой стала тяга к поэтической  сказочности и красочному декоративизму  («Св. Георгий и дракон»). Созданные  им монументальные исторические  композиции явились одним из  истоков европейского батального  жанра нового времени («Битва  при Сан-Романо»).

         Героический  и монументальный характер образов  Мазаччо и Донателло возродился  в произведениях живописца Андреа  дель Кастаньо (ок. 1421— 57). Согласно  Вазари, Андреа дель Кастаньо  был сыном крестьянина, жил  в горах, получил суровое воспитание. И искусство его также отличается  мужественностью, грубоватой простотой  и немногословностью. Выполненный  Кастаньо цикл росписей виллы  Кардуччи (позднее — Пандольфини)  в Леньяйа близ Флоренции —  первый образец светской декорации. 

         Развитие  живописи Раннего Возрождения  происходило неоднозначно: художники  шли собственными, подчас разными  путями. Одновременно с Андреа  дель Кастаньо во Флоренции  жил и работал его товарищ  по мастерской Гиберти, известный  живописец Беноццо Гоццоли (1420—97). Ученик художника Фра Анджелико  (1400—50), он создал много красочных  фресок на религиозные сюжеты. Беноццо прославился росписью  капеллы в палаццо Медичи —  Рикарди («Шествие волхвов»).

         Светское  начало, стремление к увлекательному  повествованию, лирическое земное  чувство нашли яркое выражение  в произведениях Фра Филиппо  Липпи (1406—69), монаха ордена кармелитов. Обаятельный мастер, автор многих  алтарных композиций, среди которых  лучшей считается картина «Поклонение  Младенцу», созданная для капеллы  в палаццо Медичи — Риккарди, Филиппо Липпи сумел передать  в них человеческую теплоту  и поэтическую любовь к природе. 

         В  середине XV в. живопись Центральной  Италии пережила бурный расцвет,  ярким примером которого может  служить творчество Пьеро делла  Франческа (1420—92), крупнейшего художника  и теоретика искусства эпохи  Возрождения. Самое замечательное  творение Пьеро делла Франческа  — цикл фресок в церкви Сан-Франческо  в Ареццо, в основу которых  положена легенда о Животворящем  древе креста. Расположенные в  три яруса фрески прослеживают  историю животворящего креста  от самого начала, когда из  семени райского дерева познания  добра и зла на могиле Адама  произрастает священное дерево («Смерть  Адама») и до конца, когда византийский  император Ираклий торжественно  возвращает христианскую реликвию  в Иерусалим («Битва между Ираклием  и Хосроем»). Творчество Пьеро  делла Франческа вышло за пределы  местных живописных школ и  определило развитие итальянского  искусства в целом. 

         Во  второй половине XV столетия в  Северной Италии в городах  Вероне, Ферраре, Венеции работали  многие талантливые мастера. Среди  живописцев этого времени наиболее  знаменит Андреа Мантенья (1431—1506) — мастер станковой и монументальной  живописи, рисовальщик и гравер, скульптор и архитектор. Живописная  манера художника отличается  чеканностью форм и рисунка,  строгостью и правдивостью обобщенных  образов. Благодаря пространственной  глубине и скульптурности фигур  Мантенья достигает впечатления  застывшей на мгновенье реальной  сцены — настолько объемно  и естественно выглядят его  персонажи. Большую часть жизни  Мантенья прожил в Мантуе, где  создал самое известное свое  произведение — роспись «Камеры  дельи Спози» в загородном замке маркиза Л. Гонзага. Одними лишь средствами живописи он создал здесь роскошный ренессансный интерьер, место для торжественных приемов и праздников. Пользовавшееся огромной известностью искусство Мантеньи оказало влияние на всю северо-итальянскую живопись.

         К  концу XV столетия в Италии выдвинулись  и другие крупные центры искусства;  тем не менее Флоренции принадлежала  ведущая роль в утверждении  аристократически изысканного художественного  образа, связанного с мифологической  или литературной основой и  в значительной мере предназначенного  для ценителей и знатоков.

         Особое  место в живописи Раннего Возрождения  принадлежит Сандро Боттичелли (1445—1510), современнику Леонардо да Винчи  и молодого Микеланджело. Изысканное  искусство Боттичелли с элементами  стилизации (т.е. обобщения изображений  с помощью условных приемов  — упрощения цвета, формы и  объема) пользовалось большим успехом  в кругу образованных флорентийцев. В основе искусства Боттичелли  в отличие от большинства мастеров  Раннего Возрождения лежало личное  переживание. Среди множества  картин, созданных Боттичелли, есть  несколько прекраснейших творений  мировой живописи («Рождение Венеры»,  «Весна»). Исключительно чуткий и  искренний, Боттичелли прошел  сложный и трагический путь  творческих исканий — от поэтического  восприятия мира в юности до  мистицизма и религиозной экзальтации  в зрелом возрасте.

 

 

Гуманизм

 

   Гуманизм (латин. humanus - человеческий) - это одно из центральных  явлений культуры Ренессанса. Деятели  Возрождения большое значение  придавали studia humanitatis - овладению  духовной культурой. Цицерон,  у которого был заимствован  данный термин, понимал под ним  воскрешение на римской почве  греческой образованности. В эпоху  Ренессанса studia humanitatis придается более  широкий смысл - освоение всего  богатства античной культуры  в ее греческой и латинской  традициях. Гуманистами стали  называть тех, кто посвящал  себя изучению и преподаванию studia humanitatis. Но этим не ограничивается  их роль в культуре Возрождения.  Те, кого называли гуманистами,  создавали новую систему ценностей,  новое знание. В центре этого  знания находился человек, его  земное предназначение, свободный  индивид и его права.

   Родоначальником гуманистического  движения считается поэт Франческо  Петрарка (1304-1374). Петрарка стал одним  из первых собирателей античных  рукописей, разыскивая их по  всей Европе. Его собрание классических  латинских текстов было в свое  время уникальным. Он предпочитал  Рим Греции и не сомневался, что Рим является классическим  образцом цивилизации. Петрарка  стремился восстановить облик  античного Рима, который представлялся  ему как идеальное государство,  как страна доблестных, гордых  и культурных людей. В его  поэзии возникает идеализированный  образ античности, образ, который,  скорее всего, можно назвать  мечтой об античности. Такое преклонение  перед античностью, созданное  Петраркой, стало характерной  чертой гуманизма.

  Петрарка резко критиковал  схоластику как метод: нельзя  сводить обсуждение сущности  любой проблемы к формальному  спору о понятиях. Схоластике  он противопоставлял знание, опирающееся  на жизненный опыт. Содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке, его природе  и социальном общении. Важнейшей  наукой он считал этику, высоко  ценил риторику и поэзию как  наставницу в нравственном совершенствовании  человека. Поэта интересовали, прежде  всего, внутренние, этические проблемы  человека. Его лирическая поэзия  наполнена земным, реальным чувством  индивидуального человека, пониманием  его радостей и страданий. Петрарку  характеризует глубокий интерес  к природе, окружающей человека.

Информация о работе Культура эпохи Возрождения и Реформации