Культура эпохи Возрождения и Реформации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Возрождение, или Ренессанс (франц. renaissance - возрождение) - это культура, которая зародилась во второй половине ХIVв. И продолжала развиваться на протяжении ХV и ХVI вв., постепенно охватывая одну за другой все страны Европы. Возникновение культуры Возрождения было подготовлено рядом общеевропейских и локальных исторических условий.
В XIV - XV вв. зарождались раннекапиталистические, товарно - денежные отношения. Одной из первых вступила на этот путь Италия , чему в немалой степени способствовали : высокий уровень урбанизации , подчинение деревни городу , широкий размах ремесленного производства , финансового дела , ориентированных не только на внутренний , но и на внешний рынок .

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
Культура эпохи Возрождения и Реформации…………………………………
Раннее Возрождение и гуманизм в Италии 14-15вв…………………………
Ботичелли – выдающийся представитель раннего итальянского Возрождения
Высокое Возрождение. Рафаэль…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 63.47 Кб (Скачать файл)

 

Папе Юлию II работа Рафаэля  очень понравилась, даже когда она  была ещё не закончена, и папа поручил  живописцу расписать ещё три  станцы, причём уже начавшие там  росписи художники, включая Перуджино  и Синьорелли, были отстранены от работ. Учитывая огромный объём предстоящей  работы, Рафаэль набрал учеников, которые  по его эскизам выполнили большую  часть заказа, четвёртая станца Константина  — полностью расписана учениками.

  В станце Элиодоро  были созданы «Изгнание Элиодора  из храма» (1511—1512), «Месса в Больсене»  (1512), «Аттила под стенами Рима»  (1513—1514), но самой удачной стала  фреска «Освобождение апостола  Петра из темницы» (1513—1514). «Не  менее искусства и таланта  проявлено художником в той  сцене, где св. Петр, освобожденный  от своих цепей, выходит из  тюрьмы в сопровождении ангела  … А так как история эта  изображена Рафаэлем над окном,  вся стена оказывается более  темной, поскольку свет ослепляет  зрителя, смотрящего на фреску. Естественный же свет, падающий  из окна, настолько удачно спорит  с изображенными ночными источниками  света, что кажется, будто ты  в самом деле видишь на фоне  ночного мрака и дымящееся  пламя факела, и сияние ангела, переданные столь натурально  и столь правдиво, что никогда  не скажешь, что это просто  живопись, – такова убедительность, с какой художник воплотил  труднейший замысел. Ведь на  доспехах можно различить и  собственные, и падающие тени, и отражения, и дымный жар  пламени, выделяющиеся на фоне  такой глубокой тени, что можно  поистине считать Рафаэля учителем  всех остальных художников, достигшим  в изображении ночи такого  сходства, которого живопись дотоле  никогда не достигала.»

   Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко  ценил Рафаэля.

   В 1513—1516 годах Рафаэль  по заказу папы занимался изготовлением  картонов с сюжетами из Библии  для десяти гобеленов, которые  предназначались для Сикстинской  капеллы. Наиболее удачен картон  «Чудесный улов» (всего до нашего  времени дошло семь картонов).

   Ещё одним заказом  от папы были лоджии, выходящие  во внутренний ватиканский двор. По проекту Рафаэля они были  возведены в 1513—1518 годах в  виде 13 аркад, в которых по эскизам  Рафаэля были расписаны учениками  52 фрески на библейские сюжеты.

   В 1514 умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором  строящегося в то время собора  Святого Петра. В 1515 году он  получает и должность главного  хранителя древностей.

   В 1515 году в Рим  приезжает Дюрер и осматривает  станцы. Рафаэль дарит ему свой  рисунок, в ответ немецкий художник  прислал Рафаэлю свой автопортрет,  дальнейшая судьба которого неизвестна.

   Несмотря на загруженность  работами в Ватикане, Рафаэль  выполняет заказы церквей на  создание алтарных образов: «Святая  Цецилия» (1514—1515), «Несение креста»  (1516—1517), «Видение Иезекииля» (около  1518).

   Последним шедевром  мастера является величественное  «Преображение» (1518—1520), картина, в  которой проглядывают черты барокко.  В верхней части Рафаэлем в  соответствии с Евангелием на  горе Фавор изображено чудо  преображения Христа перед Петром, Иаковом и Иоанном. Нижняя часть  картины с апостолами и бесноватым  отроком была завершена Джулио  Романо по эскизам Рафаэля.

   В Риме Рафаэль  написал около десяти Мадонн. Выделяются своей величественностью  «Мадонна Альба» (1510), «Мадонна Фолиньо» (1512), «Мадонна с рыбой» (1512—1514), «Мадонна  в кресле» (около 1513—1514).

Самым совершенным творением  Рафаэля стала знаменитая «Сикстинская мадонна» (1512—1513). Эту картину заказали монахи церкви Св. Сикста в Пьяченце. «"Сикстинская мадонна" поистине симфонична. Переплетение и встреча  линий и масс этого холста изумляют своим внутренним ритмом и гармонией. Но самое феноменальное в этом большом полотне — это таинственное умение живописца свести все линии, все формы, все цвета в такое дивное соответствие, что они служат лишь одному, главному желанию художника — заставить нас глядеть, глядеть неустанно в печальные глаза Марии.

  У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. Самым талантливым был Джулио Романо. После смерти Рафаэля он создал цикл порнографических рисунков, что вызвало скандал, из-за которого он был вынужден переехать в Мантую. Его произведения, выполненные в стиле учителя, а порой и по его эскизам, современники не оценили. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.

   Вазари писал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно», но современные исследователи полагают, что причиной смерти была римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Рафаэль умер в Риме, 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет. Похоронен в Пантеоне. На его гробнице имеется эпитафия: "Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть".

 

 

Заключение

 

     Гуманистическое  мировоззрение стало одним из  крупнейших  прогрессивных завоеваний  эпохи Возрождения,  оказавшим  сильное влияние на все последующее  развитие европейской культуры.

   Реформация сыграла  важную роль в становлении  мировой цивилизации. Не провозглашая  никакого определенного социально-политического  идеала, не требуя переделки общества  в ту или иную сторону, не  совершая никаких научных открытий  или достижений на художественно-эстетическом  поприще, Реформация изменила  сознание человека, открыла перед  ним новые духовные горизонты.  Человек получил свободу самостоятельно  мыслить, освободился от опеки  церкви, получил самую высшую  для него санкцию – религиозную  на то, чтобы только собственный  разум и совесть диктовали  ему, как следует жить.

  В эпоху Возрождения  в Европе начинает формироваться  светская культура. Но Ренессанс  не стал еще в полной мере  светской культурой. Деятели Возрождения  критиковали церковь и ее служителей, переосмысливали некоторые важнейшие  идеи и ценности христианской  идеологии, но не отказывались  в целом от религии. Большинство  из них были верующими людьми. Влияние средневековой христианской  культуры обнаруживается и в  темах ренессансного искусства  - много произведений было создано  на библейские, религиозные сюжеты.

  Творцами культуры  Возрождения выступали выходцы  из самых различных социальных  слоев, а ее достижения в  гуманитарных знаниях, литературе, архитектуре, живописи, скульптуре  стали достоянием всего общества, хотя и в большей степени  - его образованной и состоятельной  части. 

  По своей сущности  культура Возрождения была переходной. Для мышления и идеологии Ренессанса  решающей тенденцией являлся  переход от теоцентрического  к антропоцентрическому пониманию  мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

 

  1. Учебный курс по культурологии. Ростов-н/д.;Издательство «Феникс», 2000 г.
  2. Из истории культуры Средних веков и Возрождения. Издательство "Наука", М 1976 г.
  3. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1989.
  4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М., 1989.
  5. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV - XV вв.М., 1989 г.

 

 




Информация о работе Культура эпохи Возрождения и Реформации