Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:55, контрольная работа
В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение». В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, «процесс національного відродження в Україні»). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных.
1.Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии.
2.Типология и периодизация культуры Возрождения.
3.Характерные черты итальянского Возрождения.
4.Характерные черты Северного Возрождения.
5.Проблема украинского возрождения.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ОУНПК «ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт бизнеса, экономики и
Информационных технологий
Высшая
школа делового администрирования
по дисциплине
«Мировая и украинская культура»
на тему
«Культура
эпохи возрождения»
Выполнил:
ст.гр. ЗОМ002
№000337
Романенко Д.В.
Проверил:
ПЛАН
В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение». В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, «процесс національного відродження в Україні»). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина «Возрождение» («Ренессанс») принято в настоящей работе.
Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического – средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:
У каждой из выделенных точек зрения есть весомые аргументы, и наша задача в данном случае состоит в том, чтобы на их примере показать несовпадение содержания термина в различных культорологических подходах. Обратим внимание и на то, что при изучении не экономической или социальной истории, а именно культорологии, воспринимая культуру не дискретно, а как непрерывный процесс развития, мы не види противоречий между различными позициями в изучении этой культурной эпохи как особенной, но в то же время типической, в значительной мере переходной, а поэтому культурологически родственной и таким эпохам, как эллинизм, культура барокко, позже – девятнадцатый век, а возможно, и вторая половина двадцатого.
Сам
термин «возрождение» для
Ясно, что в истории культуры не было и быть не может “более выдающихся”, или “менее выдающихся” эпох. Каждый этап существования человечества решает свои вопросы, не являвшиеся проблемными либо вовсе не стоявшие перед обществом иной похи. Поэтому эпоху Возрождения не следует воспринимать в том именно ключе, в каком воспринимали ее люди этой, во многих отношениях новаторской, культурной эпохи. Что же касается их этических и особенно эстетических идеалов, то они, безусловно, более созвучны человеку двадцатого века, чем, скажем, идеалы Средневековья.
Итак, под эпохой Возрождения мы понимаем период в истории европейской культуры, в первую очередь с XIV по XVI век включительно, характеризующийся переносом культурных интересов из сферы высшего (небесного) мира, из области сакрального к материальным проявлениям жизни, то есть в сферу профанного – вплоть до создания культуры антропоцентризма (от греческого «антропос» – человек). Эпоха Возрождения характеризуется всплеском художественного творчества, в первую очередь в области пластических искусств (живопись, скульптура), появлением национальных языков на основе церковной латыни и местных народных говоров, становлением национальных государств на основе феодальных владений, экономическим развитием, а на его основе развитием городов и связанной с ними цивилизации, духовной секуляризацией («обмирщением») и ростом индивидуалистических тенденций в общественной жизни и быту.
Разумеется, не каждая из европейских стран осуществила за этот период подобное развитие, так сказать, «в полном объеме». Однако духовное раскрепощение, дух индивидуализма, секуляризация духовных ценностей, обращение к человеку как центральной фигуре бытия являются необходимыми и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.
Процесс «переживания» Возрождения был неравномерен в различных европейских странах. Существует, строго говоря, три типа ренессансных культур, отличающихся полнотой переживания и реновации культуры:
В своем развитии ренессансный тип культуры прошел несколько этапов, наиболее четко выделяющихся в итальянской культуре, где они распределяются таким образом: Предвозрождение, или Проторенессанс (вторая половина XII – начало XIV века); раннее Возрождение (XIV – начало XV века); зрелое Возрождение (XV – первая четверть XVI века); Высокое Возрождение (первая четверть XVI – Середина XVI века); Позднее Возрождение (вторая половина XVI – начало XVII века).
Обратимся к более пристальному рассмотрению ренессансной культуры Италии. При изучении итальянского Ренессанса встают два вопроса: что «возрождало» Возрождение и насколько широким в своем распространении среди различных слоев населения было это культурное движение?
Важнейшими чертами ренессансной культуры являются: развитие индивидуализма, в результате чего «героем эпохи» становится сильная героическая личность, светский характер мышления и поведения общества, эмансипация личности. Все это придало Возрождению характер переворота в сложившемся в середине века жизненном укладе и феодально-католическом восприятии мира.
Указанные процессы разворачиваются в Италии на фоне весьма развитой городской культуры, которая к середине XIII века выходит из-под власти церковников и светских феодалов. Главенствовали в этом процессе гуманисты – университетские преподаватели так называемых “studia humanitais” – цикла «человековедческих» дисциплин: литературы, языка, философии, истории, риторики, логики, грамматики и т.п. Важнейшим достижением гуманистов становится их проповедь прав личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей, на полное развитие способностей.
Устремленность гуманизма к раскрепощению, эмансипации личности находила крайнюю опору в античной культуре, которую гуманисты понимали как свою духовную «прародину». Но величие человека виделось гуманистам сквозь призму богосозданности человека как «венца божественного творения», властелина природы, завещанной человеку как врена и арсенал для его личностного творчества. Такие идеи пламенно утверждал в своем трактате «О достоинстве человека» гуманист Пикко де Ла Мирандола.
Итак,
итальянский Ренессанс «
Одним
из наиболее ярких признаков Итальянского
Возрождения стало новое
Однако многие исследователи обращают внимание и на тот факт, что секуляризация мысли, ее творческий характер совершили переворот лишь во взглядах образованного общества эпохи Возрождения: сознания же широких народных масс этот переворот не коснулся. Вот почему в истории культуры ренессансной Италии есть такие страшные страницы, как появление многочисленных ересей, получавших широкое распространение среди низших слоев населения городов-коммун (катары, «бедные ломбардцы», последователи Савонаролы). Сторонники этих течений не только выступали в защиту идей бедности и всеобщего уравнительства. В поисках нового богочестия они видели в произведениях искусства и в их создателях источник искушений. Поэтому и уничтожали произведения, а иногда и самих творцов во время восстаний, вынуждая их ради спасения жизни навсегда покидать родные города. Такова трагическая судьба Данте Алигьери, даже после смерти не вернувшегося в родную Флоренцию.
Рядом с невиданными взлетами человеческого и патриотического сознания в культуру итальянского Возрождения должны быть включены и разгул Священной Инквизиции, и создание внутренней церковной полиции – ордена братьев иезуитов (от латинского произношения «Иисус»), многочисленные процессы против еретиков и ведьм (трактат "«Молот ведьм» выпущен монахами Инститорисом и Шпренгером в середине XV века – в эпоху зрелого Ренессанса).