Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:55, контрольная работа
В современной науке существует несколько точек зрения на термин «Возрождение». В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития национальной культуры (например, «процесс національного відродження в Україні»). В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше, Украине – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных.
1.Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии.
2.Типология и периодизация культуры Возрождения.
3.Характерные черты итальянского Возрождения.
4.Характерные черты Северного Возрождения.
5.Проблема украинского возрождения.
Но
все же эта эпоха вошла в
историю как вздох
В феодально-крестьянской Европе еще большей была пропасть между культурной элитой и основной массой носителей культуры. Но именно здесь было достигнуто равновесие между античными и средневековыми источниками нового духовного движения. В Северном Возрождении важнее оказалась не внешняя «перестройка» поведения, быта, чувств, а глубокие внутренние изменения взглядов на мир, а через них – и взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом, а позже – между человеком и Богом, выразившиеся в могучем религиозном движении Реформации. И хотя не было недостатка в технических открытиях, среди которых и изобретения книгопечатания немцем И. Гуттенбергом, создание новых сталей, технологий обработки металла, стекла, ветряных мельниц и т.д. – едва ли не главным открытием Северного Возрождения стало открытие человеком «Бога в себе» и права на непосредственное общение с ним на родном языке верующих, а не на мало кому здесь понятной латыни. Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Эрих фон Гуттен), быстро овладевает умами самых широких масс. Борьба за внутреннее благочестие – пиетизм – приводит вначале к возникновению Братства Общего Духа, внецерковного объединения верующих на религиозных основах, затем к появлению переводов Священного Писания на национальные языки и, наконец, к мощному разрыву с католической церковью.
Северное Возрождение отличается предельной экзальтированностью внутренних переживаний. Она проявлялась и в речах популярных проповедников, за которыми толпы слушателей ходили из города в город (например, мастер Иоганн Экхард, Антуан Фраден Францисканец, доминиканец св. Винцент Феррер или исповедник Жанны д’Арк юрат Ришар), и в произведениях мастеров искусства Северного Возрождения. Среди них особенно выделяются братья ван Эйки (которым легенда приписывает изобретение масляной живописи), семьи художников Кранахов, Гольбейнов, великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нервно-напряженное мироощущение эпохи находит свое воплощение в скульптуре и архитектуре. В целом в искусстве Северного Возрождения происходит соединение средневековой символики и по-новому осмысленного мистицизма, порождающее и новые пласты в понимании искусства.
Одно
из важнейших открытий совершено
культурой Северного
Во второй половине XVI века на смену Реформации приходит Контрреформация – движение католической церкви за возвращение утерянного влияния. В Европе наступает эпоха непрерывных внешних и внутренних войн, которая продлится вплоть до начала XVIII столетия. В огне этих сражений сгорят останки ренессансных идеалов гуманизма. Но в них же возникнет и новое представление о мире и человеке. Эта новая картина будет описываться уже не языком гармонии, породившим ренессансное искусство, а языком неразрешимых противоречий и трагической дисгармонии. Наиболее ярким художественным отражением новой, постренессансной картины мира станет искусство барокко (XVII-XVIII вв.).
В XV-XVII вв. УераинаЮ находясь на периферии европейских культурных процессов, все же была к ним причастна. Входя значительной частью своей территории вначале в состав Литовского (точнее Литовско-Русского) княжества, а затем польской Речи Посполитой, Украина переживала в сжатом, «свернутом» )по третьему из указанных выше вариантов) типу период вначале ренессансной, а затем ренессансно-барочной культуры
Ренессансные процессы на Украине происходили в первую очередь в городах, находившихся в этот период под значительным европейским влиянием. В XVI веке на территории Украины более 250 городов имели магдебурское право, то есть были самоуправляемыми. Большинство населения в них составляли выходцы из Западной Европы, в первую очередь из немецких земель. Они несли с собой распространяющиеся по Европе идеи индивидуализма, национальной и экономической независимости, реформации церкви и т.д.. Не стоит забывать и о «моде» на ренессансную архитектуру, новые ренессансные тенденции в искусстве (в первую очередь в церковном), в быту, стиле жизни.
Борясь
за равные с иностранцами-иноверцами
права в городской и
Первое
из братств возникло в 1463 году во Львове
при Успенской церковной
В братских школах учили чтению и письму, позже – риторике, грамматике, диалектике, музыке, изучали Святое Писание, входили в программу и арифметика, и церковное пение. Обращалось особое внимание на славянский и греческий языки: по-гречески говорили и писали. Гетьман Сагайдачный в своем завещании назначил отдельные фонды на содержание учителей греческого языка в братских школах Львова и Киева. Позже, в практических интересах, вводятся латынь (язык преподавания во всех европейских университетах) и польский языки. В середине XVI века в реестрах насчитывалось более 2 тысяч православных братских школ, и не только в городах. При поддержке православных магнатов братские школы возникают и в селах. Издавались учебники, печатавшиеся в основном на территории Польши немецкими и полесскими типографиями; позже при братствах возникли собственные типографии. Во Львове в 1596 году напечатан «Букварь» Ивана Федорова, в 1591 году – грамматика славянского языка «Адельфотес». Школы стали одним из активных факторов национально-культурного движения в Украине.
На средства братств талантливые юноши могли продолжать образование в европейских университетах, в Кракове, Праге, Лейпциге, Вене, Париже, Волонье, Падуе, Гейдельберге. Например, в реестрах Гейдельбергского университета за XVI век значилось 800 студентов, прибывших из украинских земель, больше половины из них – русины (украинцы), которые обычно записывались как «рутены». Иногда они достигали блестящих научных успехов. Видным гуманистом, вокруг которого группировались польские литераторы-гуманисты, был профессор римской литературы Павел Русин из Кросна. Выпускник Краковского университета, сын дрогобычского ремесленника Юрий Дрогобыч (настоящая фамилия Котермак) был видным ученым конца XV века в области астрономии, математики и медицины. В Волонском университете он получил степень доктора медицины и там же в 1483 году был избран деканом медицинского факультета, где преподавал медицину и астрономию. Юрий Дрогобыч был первым украинским автором, чья книга вышла в Риме: там напечатано его сочинение «Прогностическая оценка текущего», то есть научных знаний и фактов в плане их продуктивности. Юрй Дрогобыч был учителем знаменитого немецкого поэта-гуманиста Конрада Цельса. Ректором Волонского университета, являющегося центром европейской юридической науки, на протяжении 24 лет был украинец Григорий Ореховский (Оржеховский).
Не все студенты-выпускники европейских университетов возвращались на родную Украину, продолжая научную карьеру в Европе. Потребность Украины в ученых возросла с открытием Академии: сначала Острожской, затем – Киево-Могилянской.
Научная проблематика украинского ренессанса окружала проблематику религиозную. Страстный поборник православия богатейший украинский магнат князь Василий-Константин Острожский для перевода на славяно-русский язык Священного Писания собирает настоящий научный коллектив, приглашая из европейских университетов ученых без различия вероисповедания: среди них были, кроме православных, и протестанты и католики. Так возникла в 1580 году Острожская Академия – фактически первое научное и высшее учебное заведение на землях Украины. Просуществовав недолго, она, однако сыграла весьма важную роль в национальном культурном процессе. Академия подготовила научно выверенный перевод Священного Писания с греческих и армейских текстов и в 1580-81 годах издала его в Острожской типографии князя. Это украинское издание широко известно как Острожская Библия – первая печатная Библия славянского мира.
В
многочисленных типографиях наряду
с богослужебной и религиозно-
Центром ренессанской культуры на украинских землях в XVI веке был Львов. Здесь наиболее отчетливо «прочитываются» черты новой культурной эпохи. Они сказываются и в духовной жизни, в самосознании народа как отдельного этноса, имеющего собственную национальную идею, и в искусстве: архитектуре, живописи. Скульптуре. Украинских художников из Львова приглашали расписывать не только православные церкви, но и католические костелы на территории Речи Посполитой. Это позволяет говорить о «Львовском Ренессансе» как отдельном культурном феномене (заметим, что в истории архитектуры этот термин употребляется применительно к ренессансным зданиям, возведенным во Львове: ансамбль Успенского братства, капелла Боимов, так называемая «Чорна кам’яниця» и др.).
Демократизм
украинской ренессансной культуры даст
свои плоды в культуре украинского
барокко, духовным центром которого
станет вначале Киев, а затем Запорожская
Сечь.
Использованная
литература.