Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:16, контрольная работа
Цель работы – охарактеризовать развитие древнерусской культуры после принятия христианства. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику языческой культуре Руси;
- рассмотреть процесс принятия христианства на Руси;
- выяснить, как проявилось язычество и христианство в дальнейшем развитии культуры Древней Руси.
Введение……………………………………………………………………3
1. Культура языческой Руси ……………………………………………...4
2. Принятие христианства…………………………………………………9
3. Культура Киевской Руси. Двоеверие…………………………………12
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………….22
На киевском браслете обе створки обруча объединяют геральдически распластанный орел, который выступает как носитель эмблемы власти. «Звериная» орнаментика всегда воплощала идею силы и могущества. Образы хищников, воспринимавшиеся как символы воинственности, постепенно становились геральдическими эмблемами феодальной знати. Так, на гербе города Суздаля изображен сокол, на гербе Владимира – лев, Ярославля – медведь, Ростова Великого – олень.
Таким образом, новая религия далеко не сразу внедрилась в жизнь. Крещение Руси, состоявшееся в 988 г., практически означало лишь провозглашение христианства официальной религией и запрещение языческих культов. Даже чисто формальная христианизация населения встречала сильное сопротивление и растянулась на длительный период. Языческие верования, связанные тысячами нитей с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими. Еще многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем». Даже в княжеско-дружинной среде, более всего заинтересованной в утверждении новой религии, на протяжении XI—XIII вв. сохранялись пережитки языческих верований и обрядов (например, культ Рода и Земли), что отразилось в дружинной поэзии, прикладном искусстве.
Христианство так и не смогло вытеснить язычество. Оказавшись не в состоянии полностью искоренить древнеславянские верования и культы, оно вынуждено было приспособляться к народному языческому сознанию, ассимилировать эти культы, вбирать в себя их элементы. В результате архаические верования и обряды сохранились не только в виде непризнанных и гонимых церковью языческих обычаев, праздников, культов, но и продолжали существовать под внешней оболочкой официально-церковного культа. Преследовавшееся церковью «идолопоклонство» сохранилось в виде почитания икон, особенно «чудотворных». В культе «святых мест» и «явленных» икон видны следы почитания объектов природы - растений, водных источников. Уступкой языческому политеизму стал культ святых, принявших функции дохристианских богов-покровителей.
Заключение
Характер и направление развития древнерусской культуры, ее содержание, выдающиеся памятники искусства дают основание говорить о ее существенном отличии от культур раннефеодальных европейских цивилизаций.
В древнерусской художественной культуре ее своеобразие воплотилась в феномене двоеверия — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всем видам искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо более высокую ступень.
При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставаясь с язычеством (что происходило не очень легко) и воспринимая идущие из Византии духовные ценности, русская культура делала это без излишней теософичности и рационалистичности, сохраняя жизнеутверждающий дух народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития культуры.
Список использованной литературы
1 Садохин А. П. Мировая художественная культура. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – С.361.
2 Садохин А. П. Указ. соч. С. 368.
3 Хрестоматия по истории России. В 4т. Т. 1. – М.: МИРОС-МЮ, 1994. – С.39.
4История русской культуры IX – XX вв / Под ред Л. В. Кошман. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – С.23.
5 Садохин А. П. Указ. соч. С. 375.
6История русской культуры IX – XX вв Указ. соч. С.27.
7 Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А. Н, Марковой. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.С.197.
8 Кравченко А. И. Культурология. – М.: Академический Проект, 2001. – С.351.
9 Культурология. Указ. соч. С.203.
Информация о работе Культура языческой Руси. Принятие христианства