Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:38, реферат
В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры, как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от
Светскость – наряду с библейскими сюжетами появляется портретная живопись, бытовая картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность (традиции античности), в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею красоты и гармонии. Это было обновление начала, культурная форма регенерации времени (от лат. возрождение), то есть попытка начать историю заново, которая в художественной культуре выразилась в идее обновления, НО это была очень противоречивая эпоха: расцвет культуры сопровождался великой трагедией: мечта о свободном человеческом обществе осталась только мечтой, так как в реальном мире проблемы общественных отношений решались войнами, заговорами, ядом или кинжалом. В историю эпохи возрождения вошло семейство Борджиа во главе с римским папой Александром III, убийцей и развратником. Макиавелли сумел обосновать и найти обоснования этим действиям (то есть разврату и убийствам). С. Малатест обладал широкими познаниями в области философии, пользовавшись авторитетом среди гуманистов, проявлял утонченный вкус в суждения о живописи, одновременно изверг и кровопивец.
Италия |
Германия, Франция, Нидерланды | |
Хронологические рамки |
XIV-XVI |
XV-XVII |
Смысловая основа |
Гуманизм |
Пантеизм (не отрицание существования бога, а растворение его в природе) |
Характер |
Эстетический |
Этический |
Особенности |
Прославление внешней красоты человека, материальность изображения |
Психологизм, передача характера человека |
Особенности художественной культуры |
Светскость, реализм |
Религиозность, символика и условность |
Специфика жанровой живописи |
Портретная, сюжетная, скульптура |
Пейзаж, портретная, бытовая картина, Северное возрождение включало также вопросы религиозного совершенства, что привело к такому учению как реформация и появлению нового христианского течения – протестантизма. |
Культура европейского просвещения.
Хронологические рамки определены столетием между Английской Буржуазной революцией (1689) и Великой Французской революцией (1789). Век просвещения. Просветительская идеология и культура не стояли особняком, их истоки в предшествующих – в предшествующих веках.
Социально-экономические
Политические предпосылки: деизм (учение о боге как о творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному ходу событий), появление механического материализма, в основе которого познание мира с помощью научных знаний.
Европейское просвещение – широкое
идейное и общественно-
Истоками идеологии
Франция. Просветительская идеология играла особую роль, так как явилась гегемоном духовной жизни всей Европы в XVIII веке (французскому образцу подражали все европейские государства).
Специфика:
Идеологи: Монтескьё (1689-1755), Вольтер (1694-1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1712-1784). Французские просветители идеализируют прошлое (республиканский строй античности), наиболее радикальная форма – руссоизм (проповедь атеизма) – подчинение личности общественным целям и отказ от различных форм государственности, воспитания человека будущего.
Германия.
Специфика:
Э. Кант (1724-1804) – философ, ученый. Своей философией Кант подвел итоги теоретическим исканиям эпохи просвещения. Основная работа – «Критика чистого разума». В этой работе он сформулировал три знаменитых вопроса, которые, по его мнению, исчерпывают все духовные проблемы человека:
Кант сравнивал себя с Коперником по важности своего открытия в философии, он открыл активность нашего сознания «наш рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей, так, например, человек, надевший синие очки, все видит в синем цвете, разница лишь в том, что очки можно снять, а форму нашего мышления, логику утратить нельзя». Все новое рождается в нашем подсознании, учение о рассудке – аналитика, учение о разуме – диалектика. Рассудок изучает чувственный мир, разум изучает идеи. Идеи, воплощаясь в мир, становятся противоречивыми – антиномии, то есть исключающие друг друга. Например, тезис: все в мире состоит из простого, антитезис: нет ничего простого, все сложное. НО противоречия присущи не миру самому по себе, а нашему сознанию. Знания, считает Кант, только тогда ценные, когда помогают стать человеку человечнее. Суть веры – не рассуждать о боге, а быть просто добрыми. Мораль – способ распознания добра и зла. Совесть – способность самоконтроля. Две вещи удивляют Канта в мире: он сам и звездное небо над головой.
Стили культуры эпохи просвещения |
Смысловое обоснование |
Жанровые особенности |
1. Просветительский классицизм. |
Стремился максимально усилить индивидуальность и личностное начало. |
В литературе – роман, в архитектуре – реализм, стремление к научному эксперименту |
2. Сентиментализм. |
Исходил из представлений об изначальной чистоте и доброте человека, которые утратились по мере отдаления от природы. |
В литературе – лиризм, интимность, передача мирочеловеческих чувств и переживаний (Карамзин «Бедная Лиза», Гете «Страдания юного Вальтера») |
3. «Рококо» (фр. – ракушка) |
Ориентация на реального человека
с реальными потребностями, следовательно,
на комфорт и изящество в |
В архитектуре – динамика, ритм, асимметрия. |
Практическим результатом века разума стала Великая Французская революция, которая выступила с главными лозунгами французского просвещения: свобода, равенство, братство. Главные идеи доминируют в европейской культуре (1948 – всеобщая декларация прав человека). НО ряд установок подвергается серьезному переосмыслению: идея прогресса; идея господства человека над природой (глобальная экокатастрофа); идея формирования нового человека.
Художественная культура XX века: модернизм и постмодернизм.
Термином модернизм (от фран. – новый) обозначают новое, современное искусство, которое зародилось в конце XIX века и связано с глобальным кризисом европейской культуры. Субъективность миропонимания – в основе любого эстетического эксперимента лежали личные, индивидуальные подходы. Демонстративное противопоставление новых форм по отношению к гармоничным формам классического искусства. Кризис искусства XX века был следствием мирового кризиса рубежа XIX-XX веков (мировые войны, революции, этнические конфликтыÞ элементы нестабильности переходной эпохи). Кризис выразился во всех сферах культуры: в науке, философии, этике, праве, но в наибольшей степени в искусстве, прежде всего в живописи. Идейной платформой новых модернистских форм стала философия Ницше, психоанализ Фрейда и Юнга, экзистенциализм Хайдеггера и Ясперса. Смысл этой философии заключается в том, что в мире нет и не может быть никакой надежды, человек должен осознать, что он живет только сегодня и никакого завтра, то есть никакого будущего у него нет, и если оно и будет, то не у него, а у тех, кто придет за ним, но для них это уже не будущее, а настоящее, поэтому надо жить в настоящем, жить настоящим и действовать в настоящем. Заботой о будущем человек может жить лишь до встречи с абсурдом, именно абсурд заставляет человека смотреть на мир открытыми глазами не в смирении и не покорении судьбе, поэтому человек обязан жить согласно тем нормам поведения и поступкам, которые соответствуют его душевному устройству, не создающими дискомфорта с самим собой и если для этого требуется вынужденное одиночество, то он должен выпасть из привычного социума. Сартр (Франция), Камю, Кафка (Австрия) – литераторы. Модернистское искусство есть синтез романтизма и сентиментализма XIX и XVIII веков и философской идеологией XX века. Модернисты исходили из установки о неразрешимости противоречий современной эпохи и в конечном итоге пришли к отрицанию духовно-нравственных истин.
Поиск нового обернулся стремлением восстановить цельность и органичность человеческого бытия в рамках единой космологической системы через художественные средства, то есть вернулся в искусстве к мифотворческому методу, к формам первобытного искусства, к формам детского творчества, то есть к тем формам, где человек чувствовал себя гармоничным в этом мире, где не было фальши, где не было насилия над человеческой личностью.
Наиболее ярко кризис искусства проявил себя в живописи: большинство художников XX века отошло от изображения мира таким, как мы его видим. Мир представлялся деформированным порой до неузнаваемости, так как художники руководствовались больше собственным воображением, отход от реализма не был пустым капризом, художники хотели сказать: мир вовсе не такой, каким мы его видим: он по своей сути бессмыслен и абсурден, он такой, как мы его показываем на своих картинах (понятие модерн более широкое, чем авангард, который относится только к художественной культуре, а модерн ко всему новому). В авангарде XX века существовало множество направлений, течений, которые существовали рядом, параллельно, часто скрещивались между собой, сменяли или отменяли друг друга. Статус вечных приобрели три течения: абстракционизм, кубизм, сюрреализм (сверхреализм). Первое впечатление при встрече с авангардом – все не так. Главная формула его: если так еще никогда не делалось, то это необходимо сделать, постоянный признак: сознательное переворачивание традиционных представлений. Авангард стремился породить не искусство, а метод познания и поставить его на место традиционной философииÞ авангардисты создают в своем творчестве нечто особое, что включает в себя и проблему отвлеченного мышления, и косвенное представление о бытии и сконцентрированный мир идей. Таким образом, абстрактное искусство – это не стиль, это образ мышления. Периоды: от модерна (XIX) до «Авиньонских девиц» (первая кубическая картина Пикассо). Этот период характеризуется перестройкой традиционного типа искусства, не выработан язык авангардаÞ художники вынуждены сами объяснять основные постулаты своей позиции.
От дадизма до порт-арта.
Кубизм – это течение связано с именем Пабло Пикассо (Испания). К этому течению Пикассо пришел не сразу.
Периоды: