Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:38, реферат
В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры, как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от
Абстракционизм.
Основатель – Василий
Сюрреализм.
Связан с Сальвадором Дали. Возник на рубеже 20-х годов XX века, стабилизировался в 25-26 годах. Основное основание – ощущение причудливости, неожиданности явления мираÞ представление о непознаваемости и отсутствии мираÞ реальный мир – это мир, который находится в нашем подсознании. Суть художественного метода – соединение реальных предметов с нереальными или реальных, но доведенных до абсурда или реальных, но в иррациональном сочетании (Дали «Антропоморфный шкаф»). Сюрреализм проявился не только в живописи, но и в скульптуре и кино.
Постмодернизм.
Постмодернизм – эстетический переворот, который произошел в Европе в 60-70 годы. Как термин, начал применяться в 79 году. Это не стиль, это цитирование известных образцов, но в манере намеренного бреда и главная характерная черта – эклектика (соединение различных элементов – Восток, Запад, Африка, европейская культура). Такой путь ставил на одну грань точку отсчета и точку высшего развития (европейская цивилизация). Постмодернизм – результат студенческих движений, это была реакция на потребительское общество. Они пытались предвнести в безыдейное общество новую сверхидею. Подлинного художника в мире окружают враги, таким образом, постмодернизм – форма эстетического бунтарства и был озвучен идеей новой сексуальной революции и новой чувственностью. И модернизм, и постмодернизм не могут претендовать на широкую популярность, то есть возникали они как элитарные, тем не менее, модерн и постмодерн стали тем этапом в развитии культуры XX века, которые не только обозначили все его болевые точки, но и стали тем искусством, которое соединило эпоху XX века с позабытым в суете Вечным.
Культура России.
Мировая история – это параллельное становление двух типов цивилизаций: западной (возникшей в бассейне Средиземноморья) и восточной (традиционной). Проблема определения русской цивилизации была поставлена в 30-е годы XIX века П.Я. Чаадаевым. Эти проблемы были поставлены в «Философских письмах», автор относит Россию к культурной периферии, признавая Запад культурным центром, идеализируя Запад он признает его чуждым русской культуре. В своем самом известном первом письме Чаадаев сформулировал отличительные черты российской цивилизации: мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку и у нас нет традиций ни того, ни другого, при этом исключительность русского народа объясняется тем, что «мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы преподать миру какой-нибудь важный урок». Чаадаев упрекает русскую нацию в неизжитом духовном кочевничестве, в слепом, поверхностном и очень не искусном подражании другим нациям. Более того, Чаадаев приходит к выводу в «Философских письмах», что в русской культуре есть нечто враждебное истинному прогрессу, то есть существует начало как бы ставящее Россию вне всемирной истории, вне логики, вне развития мировых цивилизаций. По существу феномен Чаадаева представлял собой в свернутом виде культур-философскую дилемму западничества и славянофильства.
«Славянофильство» |
«Западничество» |
«Евразийство» | |
40-е годы XIX века |
Конец XIX - начало XX | ||
Представители |
Братья Аксаковы, Киреевский, Комиков |
Кобелины, Чичерины, Чернышевский |
Красавин, Трубецкой, Вернадский, Ильин, Флоровский, Гумилев |
Основа |
Панславянизм |
Европоцентризм |
Панмонголизм (скифство) |
Суть |
Объясняет специфику русской культурной истории как самобытную, берущую свое начало в русской общине. |
Акцент на европейские корни русской цивилизации (Россия развивалась в одних ритмах с Европой). |
Стояла на позициях цивилизованного синтеза Запада и Востока, которые и определяли сущностные характеристики русской культуры. |
Отношение к петровским реформам |
Резко отрицательное |
Идеализация |
Не сыграли существенной роли |
Перспектива развития |
Выработка своего русского пути развития, а русскому народу – особая миссия в мировой цивилизации. |
Россия должна Þидти по западному пути, не изобретая велосипед. Общая судьба с мировой цивилизацией. |
Рассматривала русскую культуру как самобытную с преобладанием азиатских элементов, в геополитике прежде всего восточная ориентация. |
И «западники» и «славянофилы» были идеалистами: одни идеализировали Запад, другие – Россию, но и те и другие предполагали заведомо утопические пути разрешения реальных проблем русской культуры. В конечном итоге «западники» и «славянофилы», несмотря на противоположность их взглядов, могли существовать только в паре, так как это была особенность русской культуры, ее бинарная смысловая сущностьÞ евразийство, которое впитало эту двойственность.
Факторы, которые способствовали самобытности русской культуры. |
Особенности, которые возникали в результате этих факторов. | |
|
«Русская душа ушиблена ширью» (Бердяев)Þ уход духовной энергии внутрь (в созерцание) + особый строй русской души (воля=свобода+просранство)Þ особенные формы искусства (русская пляска, протяжные песни, быстрая езда). | |
|
Эта особенность оформила полицентризм
+ многовариантность путей | |
|
Евразийский универсам | |
|
Деспотические черты государственно- |
|
|
Пластичность, терпимость, толерантность (терпимость к чужим верованиям и особенностям чужого поведения)Þ соборность русской культуры, «всечеловечность», внеграничный характер. | |
|
||
|
Высокая адаптивность русской культуры: выживание, а порой феноменальный расцвет, казалось бы в просто невозможных общественно-исторических условиях (например, «золотой» век русской культуры пришелся на самую мрачную эпоху николаевской реакции, «серебряный» – на смутное время рубежа XIX-XX веков. | |
|
«Дихотомичный» характер русской культуры (двойственность, раздвоенность) и синкретизм: двоеверие, широкие еретические движения (XIV, XVI-XVII, XVIII), раскол (XVII-XIX), религиозный ренессанс рубежа XIX-XX веков, религиозное обновленчество нашего времени. |
I этап (допетровский).
Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882 год) + унификация политической жизни + складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика= так называли Россию в Западной Европе)Þ высокий уровень развития письменности, градостроения.
998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление восточных элементов (восточный вариант Христианства), обозначился изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху внизÞ на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).
Период 2. Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.
Период 3. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государстваÞ национальная консолидация + рост национального самосознанияÞ рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение. XVII – кризис средневековой культуры и мировоззрения, нарушение единства русской культуры + нарастание западноевропейских светских элементовÞ жанровая и стилистическая эклектика.
II этап. Постпетровская культура.
Период 1. XVIII век. Переход от древнерусской культуры к культуре нового времени. Начало положили петровские реформы, главный смысл которых заключался в секуляризации (отмерщение, светскость)Þ возникновение двух культур: светской и религиозной; центральной и периферийной; официальной и народной. Вторая половина XVIII века – русское просвещение.
Период 2. XIX век – классическая русская литература. Зрелость, национальная самобытность. Дала наибольшее количество достижений, признаваемых классическими (то есть эталонными для данной культуры). Первый классик – Н.М. Карамзин. Складывание классической русской литературы (Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский), музыки (Чайковский, Глинка), живописи (Репин). В этот период складывается идейно-политическая конфронтация: консерваторы, либералы, радикалы, НО русская бинарностьÞ либералы не прижились. Именно бинарность русской культуры обозначила дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в XX веке, что приведет к революции, мировой войне и ужасам тоталитарного режима, который парадоксальным образом выразит идеал всеединства русской культуры.
Русское возрождение.
Конец XV – середина XVI веков – расцвет русской культуры, который специалисты обозначили как русское возрождение. В этот период обозначились новые черты: апелляция к разуму и знаниям; секуляризация (обмирщение, светскость) общественного сознания; новое, радостное ведение мира. Тем не менее, русское возрождение имело свои отличия:
Западная Европа |
Россия |
Время разложения феодальных отношений, начало становления новых капиталистических отношений. |
Оформление феодальных отношений. |
Обращение к античным образцам и идеалам. |
Обращение к идеалам Древней Руси, когда страна была единой и могучей. |
Светский характер. |
Религиозный характер. |
Русское возрождение совпало с двумя важными процессами, происходящими в российском
государстве:
а) становление единого русского государства с центром в г. Москве
б) оформление русского этноса (особенности языка, культуры).
Философская мысль.
Секуляризация общественного сознания обозначилась, прежде всего, во множестве еретических движений, а все центральные вопросы общественной мысли сфокусировались в философской дискуссии иосифлян и нестяжателей. В центре дискуссии – вопросы о том, каким должно быть русское государство, его структура и место церкви в государственной иерархии.
Иосифляне |
Нестяжатели | |
Идеолог |
Иосиф Волоцкий (сын боярина, пострит под именем Иосифа, ученик Сергия Радонежского, основатель Волоцкого монастыря. |
Нил Сорский (выходец из боярской среды, пострит под именем Нил, основал скит (жилище монахов) на р. Соре. |
Обосновывали право церкви на владение землей и крестьянами, то есть экономически мощной церкви. Радовали за сильную централизованную власть, где церковь будет являться одной из основных структур (оценена современниками как стяжательство). |
Отстаивали идеал трудовой жизни монахов и нахождение священнослужителей в постоянной готовности к духовному подвигу. Радовали за неподвластность церкви государству, за неподвластность духовной жизни светской. | |
На основе сформировались: | ||
Теория старца Филофия Псковского
«Москва – третий Рим», где обосновывалась
идея преемственности русским |
Абстрактный гуманизм Вассиана Патрикеева (родословная восходила к Рюриковичам, за участие в династической борьбе был пострижен и сослан в Кирилло-Белозерский монастырь, где и произошла его встреча с Нилом Сорским. Главное произведение – «Беседа ума и души». Отстаивал право свободной и независимой личности и важность признания государством таких личностей. |
Парадокс: симпатичный с человеческой точки зрения Нил Сорский оказался менее созвучен времени и политическая жизнь России XVI века основывалась на идеях Иосифа Волоцкого.
Раннее возрождение представлен
Литература.
Дмитрий Сергеевич Лихачев
назвал ее литературой нового сознания
и действительно, в этот период проявляются
тенденции личностного
Центральное место в русской литературе XVI века занимает переписка Ивана Васильевича IV Грозного и его бывшего единомышленника по избранной раде Андрея Курбского. Оба – блестящие полемисты, неординарные личности, талантливые литераторы.
И.В. Грозный |
А. Курбский |
Сторонник абсолютизма, отстаивал свое право казнить и миловать подданных. |
Противник опричнины, его идеал – «Святорусское царство», где будет соблюдаться законность:
|
Стиль – это человек. | |
Нерешительный, противоречивый, сочетание лиричности с разностью, изящного, высокого старославянского стиля с площадной бранью, иронии с испугом человека, одержимого манией преследования. |
Высокоаристократичный, изощренный, витиеватый, европейский. |
Дискуссия была разрешена историей: в России победило самодержавие, но это не означает, что программа Курбского была более прогрессивной (например, Речь Посполитая, построенная по образцу Курбского в XVIII веке, будет разделена более могущественными государствами (Германия, Австрия, Россия) и перестанет существовать как национальное государство (Польский Сейм парализует королевскую власть), а Россия, как самостоятельное государство будет существовать на протяжении всей своей истории).
Ермалай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – русский «Ромео и Джульета».