Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:27, реферат
Культура — единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.
Введение 2
1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ 3
1.1.Культурология как тип социальной теории 3
1.2.Основные стадии и тенденции развития культурологи 6
2.ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА,ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
2.1.Личность как субъект культурологии. Функции культуры в человеческой деятельности 9
3.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ .
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО 11
4.НТР и судьба культуры. 13
Заключение 15
Список литературы 17
Содержание
Введение 2
1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ 3
1.1.Культурология как тип социальной теории 3
1.2.Основные стадии и тенденции развития культурологи 6
2.ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА,
2.1.Личность как субъект культурологии. Функции культуры в человеческой деятельности 9
3.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ .
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО 11
4.НТР и судьба культуры.
Заключение 15
Список литературы 17
Введение
Культура — единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.
Когда основой является философский анализ, структура культуры рассматривается просто как объект познания, безотносительно к национальным или классовым особенностям, к возрастным или профессиональным характеристикам.
Если сама культура — это качество человеческого существования, то ее уровень может быть выражен количественно и включать в себя комплекс показателей: характер и организацию производства, формы собственности, характер власти, социальную структуру.
Культурный уровень —
Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово " культура " переводится с латыни как " возделывание " , " обработка " и первоначально служило для характеристики земледелия , т. е. Уровня развития производства . Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие " культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием , разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира , от язычества - к полной христианизации человечества .
Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения .
Сомнение в идеи механического
, предопределенного прогресса
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология . Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов , зафиксированных в религии , философии , искусстве и т.д. Предметом культурологии , естественно , является сама культура . Но под культурой понимается уникальный социальный организм , имеющий собственные законы существования , которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций .
История в культурологии предстает не как исходная руководящая идея , а как проблема . Под вопрос ставятся и само понимание истории как последовательного единообразного процесса развития общества , и возможность осуществления такого процесса в будущем . Отсюда возникает и проблема взаимодействия культур , которую обостряет диффузионизм ( жесткая концепция культурологии отрицает возможность взаимопроникновения культур ).
Здесь же возникает проблема вычленения культуры из других социальных явлений .Проблема осложняется тем , что все предшествующее социальное знание организовано как описание непрерывного исторического процесса В этой ситуации необходимо определить сущность культуры . Поскольку исторические стереотипы преодолеваются с трудом , многие исследователи ограничиваются созданием типологии культур .
Если основной задачей
историзма является изучение движущих
сил истории и выявление
Наиболее важная особенность культурологии заключается в том , что она допускает идею неизбежной смерти культуры , т. е. каждого отдельного социального организма . Основная задача ( цель ) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования , секрет долгожительства.
Культура не существует
вне человека. Она изначально
связана с человеком и
Человек не рождается
социальным, а лишь в процессе
деятельности становиться
Любой человек,
взрослея прежде всего
Осваивая накопленный
ранее опыт, человека может внести
свой собственный вклад в
Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, обо ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.
Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются?
Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
Параллельно с формированием
общефилософской
Основным предметом культурологии является сущность культуры . В наиболее монолитных классических учениях можно выделить две основные тенденции , два основных подхода к изучению социального организма .
Первый подход порожден организмом и его условно можно назвать морфологическим , так как он направлен на изучение внешних форм организации общества . Этот подход характерен прежде всего для функционализма , который понимает под культурой совокупность действующих социальных институтов , а также для английского структурализма , который видит сущность культуры в политической структуре общества
Наиболее близко к классической культурологии иррационалистическое понимание культуры - поиск ее истоков и сущности в сфере духовной .
Признание духовных фактов
определяющими в
Однако большинство культурологов признает определяющими для любой культуры до - рационалистические формы сознания . Отсюда признание идущей от романтиков традиции " вживания " в культуру , проникновения в нее через личный психический опыт . Такого рода истолковывающая методика получила название герменевтики ( В. Дильтей ) На каком - то этапе теория культуры сомкнулась с философией науки . Проблема понимания оказалась общей для гносеологии и культурологии и претерпела некоторые изменения .
Герменевтика интересуется самим процессом понимания как основой рациональной деятельности .
Язык признается выражением психического опыта , а следовательно , и культуры . Под пониманием подразумевается интерпретация , перевод с одного языка на другой .
Таким образом , можно выделить три основные школы культурологии : функциональную , аксиологическую и интуитивистскую . В этих школах проблема сущности культуры превращается в проблему метода ее постижения , а в герменевтике , кроме того , - в проблему передачи информации о культуре .
Роль
и место культуры в
Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура — способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура — способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Именно в этом ключе в научной философии при рассмотрении производства обществом человека “как возможно более целостного и универсального продукта общества” используется термин “культивирование всех свойств общественного человека”. Это значит, что человек должен уметь пользоваться множеством “вещей”, т.е. предметами внешнего мира, своими чувствами, мыслями.
Иными словами,
каждый отдельный индивид лишь
тогда может считаться “
В таком видении
культуры на первый план