Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 21:27, реферат

Краткое описание

Культура — единство и гармония духовного и материального, но за это единство и за эту гармонию несет ответственность все же дух человека, в чем и проявляется его решающая роль в культуре. определяющая роль духовного начала культуры заключается а в том, что именно творческая работа человеческого духа определяет истинную меру единства и гармонии духовной и материальной форм культуры.

Содержание

Введение 2
1.ПРЕДМЕТ И МЕТОД КУЛЬТУРОЛОГИИ 3
1.1.Культурология как тип социальной теории 3
1.2.Основные стадии и тенденции развития культурологи 6
2.ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА,ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМАТЕРИАЛЬНОЙ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ 7
2.1.Личность как субъект культурологии. Функции культуры в человеческой деятельности 9
3.КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ .
КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО 11
4.НТР и судьба культуры. 13
Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

культурология как наука.doc

— 80.00 Кб (Скачать файл)

Функции культуры в человеческой деятельности .

 

     В истории отечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:

1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;

2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени.

Иными словами, не только история развития культуры есть история  объективирования духовных способностей, но и история развития духовных способностей человека есть история превращения  культуры в “ингредиент” этих способностей.

     Мир культуры  тесно связан с процессом гоминизации,  с процессом перехода от животного  к человеку, одним из аспектов  которого является переход от  определенных инстинктивных, рефлекторных  реакций животного на мир к  неопределенности человеческого знания. Действительно, животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующими его поведение в каждый момент жизни. Исследования в области этнологии показывают, что поведение одних животных, живущих в относительно стабильной и неизменной среде, в основном заранее запрограммировано и следует строгому канону, тогда как поведение других животных в условиях меняющегося окружения требует отклонения от стандарта и выбора из нескольких поведенческих альтернатив. Можно сказать, что у животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

     Таким образом,  у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. Только культура дает возможность человеку строить свое поведение на основе предсказания будущих, еще не существующих событий при помощи различных стратегий.

 

 

 

 

 

  1. КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗОВАННОСТЬ .

КУЛЬТУРА И  ОБЩЕСТВО

 

    По мнению  ряда историков, одной из главных  проблем всемирной истории является предполагаемый конфликт между “цивилизацией” и “варварством”. Американский историк У. Джонс пишет: “Зародившись впервые на Дальнем Востоке, цивилизованное общество существовало параллельно с другими, отличавшимися от него социальной организацией и уровнем развития культуры. Эти “другие” общества цивилизованный человек называл “варварскими”, а их народы — “варварами”. С одной стороны, в ходе дифференциации культуры возникали земледельческие общества, город, техника ирригации, монументальная архитектура и письменность, с другой — существовали общины охотников и пастухов, которые, хотя иногда и соединяли пастушество с элементами земледелия, в целом занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Скифы и турки на Ближнем Востоке, арии, хунну в Восточной Азии, кельты, германцы и гунны в Европе — всех их, как конных кочевников, причисляли к “варварам”.

        Однако, несмотря на то, что общепринятым  признаком “варварских” обществ  являлась их полная или частичная  принадлежность к экономике кочевого скотоводства, “варвар”, как таковой, был скорее “не исторической реальностью, а мифическим образом” (У. Джонс). Следует считать бессмысленными споры о том, можно ли считать кочевые культуры цивилизациями. Кочевые цивилизации возникали, вбирая в себя порою весьма значительные земельные, экономические и человеческие ресурсы, затем распадались. И снова возникали под действием экономических и исторических законов, а также фактора времени, через призму которого эти законы проявляли свою силу.

    В истории человечества наблюдается взаимодействие, зачастую столкновение между цивилизациями земледельцев и кочевников, когда пересекались два разных вида жестокости — вооруженное насилие кочевников и гражданский эгоизм оседлых. Цивилизация земледельцев — это города, дороги, государственный аппарат, более разнообразное и полноценное питание, крепостные стены, пехота. Цивилизация кочевников — стойбища, тропы, племенная солидарность, невозможность наесться досыта, главным образом белковое питание и животные жиры, бесконечные расстояния, тесное общение с животными, и, прежде всего с лошадью. Мирным и относительно процветающим оседлым народам кочевники представляются людьми жестокими, скрытными, бесчеловечными, у них нет веры, они носители мрачных адских культов. В глазах кочевников оседлые безвольны, изнежены, растленны, крайне сластолюбивы, в общем - недостойны тех благ, которыми обладают. Поэтому было бы справедливо, чтобы блага эти перешли в руки более сильного.

      Панорама  культуры XX в. весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной, аграрной культуры и одна треть из 5 млрд. человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира.

      Всякое  общество представляет собой  наследие институтов, т.е. организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти. Во всех обществах, даже архаических, эта ткань изменяется под резким или плавным воздействием истории.

     Начавшийся  в прошлых веках процесс программирования  институционализации культурных  изменений ныне быстро расширяется.  Наука и искусство становятся  индустрией, механизм развития которой  ускользает от их создателей. Обучение становится все более  и более формализованным: школа распространяет свое влияние, и учеба становится отныне заботой государства; человеческое поведение на всех своих стадиях дает повод для уроков, лекций, программ и экзаменов. Для всех этих разнообразных начинаний необходимы базис, организация, бюрократия, четко определенные нормы. На смену медленным процессам институционализации прошлого, когда у людей было ощущение какого-то постоянства культурной среды, пришло ее производство. В определенном смысле сейчас происходит необычное смещение культуры как среды в сторону культуры как горизонта.

 

  1. НТР и судьба культуры.

 

     В изучении  культуры также необходимо учитывать  ряд факторов современного мира — ускоренное развитие техники, транспорта и связи, угроза разрушения окружающей среды и истощения природных ресурсов, возрастающая взаимозависимость и взаимосвязанность всех стран и др. Все эти факторы приводят к тому, что собственно культурное сотрудничество превращается в фундаментальную необходимость выживания человечества.

      По мнению бывшего Генерального директора ЮНЕСКО Фредерика Сарагосы, “установление подлинного культурного плюрализма — единственный путь, позволяющий противостоять растущему единообразию, которое несет в себе экспансия технической цивилизации”. Этот путь должен рассматриваться как фактор мирового равновесия и творчества. Международное сотрудничество, обеспечивающее сближение людей и идей, расширение взаимопонимания и солидарности, параллельно способствует укреплению культурного аспекта развития, представляющего цель всякого развития.

       Одна  из решающих трудностей западного  общества — это значительное отставание развития человеческих эмоций от умственного развития человека. Человеческий мозг живет в XX в., а сердце большинства людей — все еще в каменном. Человек в большинстве случаев еще недостаточно созрел, чтобы быть независимым, разумным, объективным. Человек не в силах вынести, что он предоставлен собственным силам, что он должен сам придать смысл своей жизни, а не получить его от какой-то высшей силы, поэтому людям нужны идолы и мифы. Человек подавляет в себе иррациональные страсти — влечение к разрушению, ненависть, зависть и месть, он преклоняется перед властью, деньгами, суверенным государством, нацией; хотя на словах он отдает должное учениям великих духовных вождей человечества — Сократа, Иисуса, пророков, Будды, — он превратил эти учения в клубок суеверий и идолопоклонства. В связи с этим известный западный психолог Э. Фромм ставит вопрос: “Как же человечество может спастись от самоуничтожения в этом конфликте между преждевременной интеллектуально-технической зрелостью и эмоциональной отсталостью?” Ответ здесь один: необходимо все большее понимание важнейших фактов социального бытия, необходимо осознание, которое может предохранить человечество от непоправимых безумств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того , как современная  цивилизация стремительно  преображает  окружающую среду , социальные институты , быт миллионов людей . при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения , неиссякаемый источник нововведений в обществе . Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры , ее внутренние резервы , найти возможности ее дальнейшей активизации . Рассматривая культуру как средство человеческой самореализации , можно обнаружить новые неистощимые  импульсы , способные оказать воздействие на исторический процесс , обращать его во благо людям .

Это объясняет появление  обостренного интереса современной  науки и философии к культуре как к фактору социального развития . Ведь именно духовные черты , социокультурные признаки  конкретного общества , региона мира накладывают заметный отпечаток на социально - историческую динамику . Не случайно многие ученые связывают судьбу мира с постижением всей современной культуры каждой страны , каждого конкретного народа .

Вместе с тем радикальность  и неотвратимость происходящего  в нашу эпоху перемен воспринимается сознанием конкретного человека как нечто чуждое его собственным  устремлениям , стихийным субъективным порывам . Возникает разрыв между самочувствием реального индивида и объективным , зачастую обезличенным потоком культурного творчества . Человек пытается понять , откуда , вообще говоря , возникают традиции , не имеющие авторства , почему оказываются непредвиденными последствия культурных акций , каков конечный результат современного цивилизационного развития человечества , каковы его место и роль в этом процессе .

Необходимость изучения феноменов культуры диктуется и  разрушением  экологической среды . Источение озонного слоя над Землей , гибель лесных покровов планеты , загрязнение океанов и рек - эти плоды человеческой деятельности оцениваются как результат губительной культурной практики . И здесь возникают вопросы : " Не враждебна ли культура природе ? Есть ли возможность гармонизовать их отношения ? "

В 1983 г. в Монреале состоялся  ХVIII Всемирный философский конгресс , который в известной мере закрепил современную проблематику философии культуры и культурологии . В ходе обсуждения наметилась определенная последовательность проблем , которые в совокупности отражали спектр дисциплины . Что такое культура ? Это основной диапазон проблем. Следующая группа вопросов : почему культура , будучи уникальным и относительно целостным феноменом , существует сегодня в столь значительном многообразии ? Последующее размышление подводило к вопросу : как должен вести себя человек в этой ситуации разнообразия культур ? Должен ли он обрести собственную нишу или обязан выйти в беспредельный космос культурных миров ?

В современную эпоху наметились важные тенденции к взаимопониманию культур . Культуры давно перестали быть герметически закрытыми ареалами . Но культурологам еще многое предстоит обсудить в познании исторических судеб культур и внести немалый вклад в изучение культурологии , как сложной и многоплановой науки .

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы :

 

 

           1.Сорокин П.А. Человек. Цивилизация.  Общество.Философия неравенства.     – М., 1990.

 

           2.   Баллер Э.А. Преемственность  в развитии   культуры. – М., 1969

 

3. Бромлей Ю.В.  Очерки  теории этноса. – М., 1083.

 

          4.  Дмитриева Н.А. Краткая история  искусств.М.: Искусство, 1069 

 

          5.  Лосев  А.Ф. Философия. Мифология. Культура.   М. 1991

 

          6. Философский  словарь. – М., 1991

 

          7. Культурология. История мировой культуры М.: Культура и спорт. 1995.

 


Информация о работе Культурология как наука