Культурология эпохи возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 08:10, контрольная работа

Краткое описание

В своем реферате я решила рассказать о Культуре в эпоху Возрождения. Эта Культура возникла впервые в Италии в 14 веке.
Итальянский феномен возникновения новой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальянского феодализма. Гористая местность Северной и Средней Италии не позволяла создавать крупные земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевской династии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена на отдельные города-государства.

Содержание

Введение
1. Гуманизм эпохи Возрождения
2. Реформация и рождение протестантизма
3. Расцвет художественной культуры и искусства
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

культурология (2).docx

— 45.09 Кб (Скачать файл)

  Касаясь первой темы, Рабле весьма критически показывает средневековую школу, которая  покоится на принуждении, зубрежке и  наказаниях и где главными фигурами выступают богословы. Всему этому  он противопоставляет педагогику, основанную на идеалах гуманизма, согласно которым  школа должна быть «домом радости». Такая школа опирается на увлеченность и интерес, она гармонически сочетает удовольствие, радость и наслаждение.

  Рассматривая  тему войны, Рабле выходит на размышления  о политическом устройстве общества и в связи с этим сопоставляет правление двух типов королей. Один из них является варваром, грубым деспотом и тираном. Второй, напротив, представлен добрым. Ласковым и по-отечески заботливым королем. Разумеется, он вызывает симпатии у Рабле, хотя не во всем соответствует его идеалу просвещенного монарха.

  При описании уклада жизни в воображаемом Телемском аббатстве Рабле в  полной мере раскрывает свое понимание  общественных идеалов и ценностей. В этом монастыре нет церкви. Его  обитателям предоставлена полная свобода  без всяких ограничений. Весь устав  сведен к одному призыву: «Делай, что  хочешь – твори добро!» Обитатели  такого монастыря наслаждаются всей полнотой жизни, где нет никакого принуждения, где торжествует принципы гуманизма.

  Помимо  главных тем в романе затрагивается  множество других. В частности, много  места в нем уделено проблеме брака, отношениям между мужчиной и  женщиной, роли женщины в жизни  общества и т.д.

  Главной фигурой английского Возрождения  является Уильям Шекспир (1564-1616). Он был  великим драматургом и поэтом, крупнейшим мыслителем и гуманистом Позднего Возрождения.

  В творчестве Шекспира условно можно  выделить три периода. Первый приходился на 90-е годы 16 века. В это время  драматург пишет несколько пьес-хроник – «Генрих 4», «Генрих 6» и др. В  них он размышляет о прошлом Англии, рассматривает различные типы власти и общественного устройства.

  Помимо  хроник Шекспир создает также 10 великолепных комедий, наиболее популярными из них  являются «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего».

  Хотя  в этот период Шекспир пишет свою трагедию – «Ромео и Джульетта», в его творчестве явно преобладают  оптимистические, жизнерадостные мотивы.

  Второй  период охватывает первое десятилетие 17 века. В эти годы творчество Шекспира достигает наивысшего расцвета. Именно в это время он создает гениальные трагедии - «Гамлет», «Отелло», «Король  Лир». Особого выделения среди  них заслуживает трагедия «Гамлет», которую можно назвать наилучшей  трагедией всех времен и народов.

  В этом произведении Шекспир – в  полном соответствии с духом Возрождения  – устами Гамлета всячески возвышает  и возвеличивает человека, заявляя, что человек – «Чудо природы», что он подобен Богу. Именно таким  человеком был Гамлет – принц  датский, воплощавший собой яркую, всесторонне развитую личность. Он учился в университете, занимался  философией, наукой и искусством. В  то же время Шекспир, а вместе с  ним и Гамлет, ясно понимает, что  время ярких, великолепных личностей  прошло, что на смену им идет эпоха  посредственных прагматиков.

  Третий  период творчества Шекспира охватывает последние шесть лет его жизни. В это время он создает еще  одну хронику – «Генрих 7», а также  четыре пьесы, близкие по жанру к  трагикомедии. Мужественно пережив  край идеалов гуманизма, он сохраняет  свой оптимизм и по-прежнему высоко ценит жизнь, считая ее высшим благом человека.

  Испанское Возрождение представляет прежде всего  Сервантес (1547-1616), автор знаменитого  «Дон Кихота Ламанчского».

  Помимо  «Дон Кихота» Сервантес является автором еще одного рыцарского романа – «Странствование Персилеса  и Сихизмунда», незаконченного романа «Галатея». Однако мировую славу  ему принес «Дон Кихот», который  он начал писать, находясь в тюрьме. Этот роман стал величайшим шедевром мирового искусства.

  Роман состоит из двух частей. Первая часть  представляет собой пародию на рыцарский  роман. В ней повествуется о том, как обедневший дворянин Алонсо Кихано, начитавшись рыцарских романов, сходит с ума, объявляет себя рыцарем  Дон Кихотом Ламанчским и отправляется в странствие, чтобы бороться со злом. В качестве своего оруженосца он берет знакомого крестьянина  Санчо Пансу. Повествование содержит много юмора, смешных и забавных сцен.

  Во  второй части романа значительно  усиливаются трагические мотивы. Теперь речь идет столько о неудачах и безумствах Дон Кихота, сколько  о крахе высоких идеалов и  ценностей гуманизма. Они все  больше входят в противоречие с меняющейся действительностью. Их носитель – Дон  Кихот – становится уже не комическим, но трагическим героем.

  гуманизм  возрождение культура

 

  Заключение

  Эпоха Возрождения была прежде всего духовным явлением. Она стала поворотным пунктом  в эволюции западной культуры и цивилизации. Она означала начало новой тенденции  – тенденции от культуры к цивилизации.

  Культура  Возрождения (Ренессанс) составила  не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта Культура возникла впервые, она продолжалась три столетия –  с 14 века по 16 век. А в остальных  европейских странах и того меньше – 15-16 века. Что же касается других стран  и континентов, то там наличие  эпохи Возрождения представляется по меньшей мере проблематичным.

  В социально-экономическом и политическом отношениях, а также хронологически, эпоха Возрождения в целом  остается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с  этой точки зрения она во многом является переходной. Что касается культуры, то здесь Возрождение действительно  составляет особую, переходную эпоху  от Средневековья к Новому времени.

  Само  слово «ренессанс» означает отказ  от средневековой культуры и возвращение, «возрождение» культуры и искусства  Греко-римской античности. И хотя термин «возрождение» получил широкое  хождение позднее, в начале 19 века, сами реальные процессы имели место гораздо  раньше.

  Формирование  культуры Возрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому  основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления – протестантизма.

 

  Список  литературы

  1. «Культурология» А.С.Кармин, Е.С.Новикова, Москва, 2005 г.

  2. «Культурология» Учебное пособие  для ВУЗов. Д.А.Силичев, Москва, 1998

  3. Введение в культурологию. Учебное  пособие. Москва, 1996 г.

  4. «Культурология» (сост. И отв.  Ред. А.А.Радугин) Москва, 200 г.


Информация о работе Культурология эпохи возрождения