Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, реферат
Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.
1)ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.
2)МИФОЛОГИЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА.
3)РЕЛИГИЯ.
4)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
5)АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
6)СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
7)ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
8)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.
9)КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ.
10)АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ВЕКА.
11) ЛИТЕРАТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО ВЕКА.
ОБРАЗОВАНИЕ.
12) ВОЗРОЖДЕНИЕ.
13)ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.
14)РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ.
15)ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 В.
16)ЖИВОПИСЬ ГОЛАНДИИ 17в.
17)ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
18)ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (СТИЛИ).
19. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.
АРХИТЕКТУРА. Непосредственной предпосылкой громадного развития строительства в Риме явился стремительный рост его могущества. В результате римских завоеваний разного рода богатства, поступавшие непрерывным потоком, вызвали подъем римской архитектуры. Возможности для размаха громадного строительства были столь велики, что не могли уложиться в тесные рамки конструктивных приемов, унаследованных римлянами от греков и этрусков. Широкое применение арок, сводов и куполов, выполняемых новыми конструктивными приемами в новом искусственном строительном материале - бетоне, расширило эти рамки. С развитием техники арочного строительства и возведения сводов появились римские водопроводы, каменные мосты, гигантские склады. Возникают новые, чисто римские типы зданий: базилика - помещение для судебных заседаний и торговли, амфитеатр для гладиаторских игр и звериной травли, цирк для ристания колесниц, термы - общественные бани с многообразными функциями. Новым типом монументального сооружения является триумфальная арка.
Наивысшие достижения древнеримского зодчества относятся к периоду расцвета империи (20 гг. I в. до н. э. - II в. н. э.). Отличительные особенности построек этого времени - грандиозность масштабов, облицовка бетонных стен камнем (мрамором), широкое применение живописи и скульптуры. Специфической особенностью римской архитектуры становится так называемая ордерная аркада (система поярусных ордеров, наложенная на прорезанную арками стену), придававшая сооружениям величавую масштабность. Из сооружении отметим: Мавзолей Августа, дворцы Нерона ("Золотой дом"). Флавиев на Палатине. При Флавиях строится также крупнейший из древнеримских амфитеатров - Колизей, при Траяне - наиболее развитый и сложный из форумов г. Рима, при Адриане - грандиознейшее купольное сооружение
древнего мира - Пантеон. В период упадка империи в Риме строятся термы Каракаллы, Диоклетиана, в провинции - гигантский храмовый комплекс в Баальбеке, дворец Диоклетиана в Сплите.
СКУЛЬПТУРА. Ваятели римской эпохи не создали нового "римского" стиля в культовой и декоративной скульптуре. Они, как правило, воспроизводили прославленные греческие оригиналы или следовали традициям греческого искусства. Сферой самостоятельного творчества римских скульпторов явился портрет. В нем отразилось мировоззрение древних римлян, их отношение к человеку, к личности.
9. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ
Византия - прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, избежавшая варварского завоевания. Она возникла в IV в. при распаде Римской империи в ее восточной части и существовала до середины XV в. Столицей государства был Константинополь, основанный императором Константином I в 324-330 гг. на месте греческой колонии Византии. Как центр высочайшей и своеобразной культуры. Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Империю часто сравнивают с мостом, перекинутым между Западом и Востоком: вся византийская культура представляла собой неповторимый сплав живых и до самого конца не утративших в ней своего значения античных традиций с древней культурой населявших восточные области империи египтян, сирийцев, народов Малой Азии и Закавказья, а также племен Крыма, славян, иллирийцев, других народов. Византию отличало единство - языковое, конфессиальное, государственное. Империя имела одно главное этническое ядро - греков, в ее культурной жизни с IV в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании. Империя Ромеев сохранила не только имя, но и главное наследство Рима - устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление.
В отличие от Западной Европы, испытавшей в ранее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел, Александрия, Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапезунд - десятки городов Византии прославились в разнос время разными культурными достижениями.
Важнейшая черта византийской культуры - ее традиционность, стремление следовать во всех областях жизни и творчества сложившимся - часто в эпоху античности и эллинизма - и обогащенным христианским наследием канонам.
Произведения византийских мастеров оставались недосягаемым эталоном для ремесленников многих стран. Заметно улучшилась обработка металлов, производство оружия. Особенно знаменита была империя своим текстильным производством - выработкой тончайших полотняных. шерстяных, а затем и шелковых тканей. Необычайный подъем в VI в. переживает и строительное дело: совершенствовалась строительная техника. по всей империи возводились оборонительные сооружения, города украшались дворцами и храмами.
В византийской литературе IV-VI вв. можно наметить два основных направления: одно основывалось на культурном античном наследии, второе отражало проникновение церковного мировоззрения. Если в IV-VI вв. были широко распространены античные жанры: речи, эпиграммы, любовная лирика, эротическая повесть, то в начале VII в. зарождаются новые литературные жанры - церковная поэзия (гимнография и жития святых жанр назидательного чтения религиозного характера). В них причудливо переплетаются легендарные рассказы о чудесах и мученичествах святых с реальными событиями и живыми бытовыми деталями жизни народа.
Со второй половины IX в. и особенно в Х в. начинается активное собирание византийскими писателями и учеными работ античных авторов. Патриарх Фотий, император Константин VII Багрянородный и другие внесли значительный вклад в дело сохранения памятников эллинской культуры. В придворных кругах нашли широкое распространение прозаические и стихотворные романы, как правило, на темы античной истории.
Византийское искусство, просуществовавшее более тысячелетия и повлиявшее на судьбу искусства многих народов, не сразу нашло свои законченные и устойчивые формы. В течение IV-V вв. шли настойчивые и интенсивные поиски художественного языка, способного передать новые, христианские идеалы.
Изобразительное искусство - мозаики, фрески, иконопись - это область, в которой византийская культура прославилась, прежде всего, и более всего. Византийские мастера сохранили, с одной стороны, сложнейшую технику изобразительного искусства античности, а с другой - наполнили ее новым символическим содержанием. В Византии была разработана целая эстетическая теория образа и символа, и живопись приобрела неслыханное прежде значение: ведь она помогла человеку постичь самого бога, спастись.
10.АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ВЕКА.
Средневековая культура с момента своего возникновения тяготела к универсализму, целостному охвату всего сущего. В философии, науке, литературе это выражалось в создании всеохватывающих энциклопедий. Средневековые соборы тоже были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания, "библиями мирян". Мастера, возводившие соборы, пытались показать мир в его многообразии и завершенном гармоническом единстве. В целом собор мыслился как символ мироздания, устремленного к высшей идее, был обильно украшен самыми разнообразными скульптурами, изобиловал "каменными иллюстрациями" к Библии.
В Х в. складывается романский стиль, который господствует в двух последующих столетиях. Романской обычно называют западноевропейскую архитектуру X-XI1 вв.. поскольку она наследовала некоторые черты архитектуры и отдельные приемы римлян и была распространена у романских народов. Рыцарский замок, монастырский ансамбль и храм - главные типы романских сооружений.
Романский стиль наиболее ярко представлен во Франции. Италии. Германии. Романские соборы каменные, со сводчатым перекрытием, просты и строги. У них мощные стены, это, по существу, храмы-крепости. Основным типом романской церкви была базилика. Наиболее крупные церкви данного стиля воздвигаются в Германии: церковь "Марии на Капитолии" в Кёльне (1049). собор в Шпейере (1106). собор в Вормсе (XI в.). Главный вход у германских базилик делается сбоку. Окна с круглыми завершениями. Наиболее интересной из южных храмов Франции является церковь св. Трофима в г. Арле.
Романское
зодчество в своем
Свое наиболее яркое и полное выражение готическая архитектурная система получила в культовом строительстве, особенно в строительстве больших соборов. Готическая архитектура развивалась преимущественно как архитектура городская. Величественные готические соборы были не только культовыми сооружениями, но и центром общественной жизни средневекового города: в соборе совершались государственные акты, читались лекции студентам университетов, перед собором собирались городские сходки.
Готика зародилась в Северной Франции в середине XII в. и достигла расцвета в первой половине XIII в. К ранней готике относятся соборы в Лане (ок. 1150-1215). Париже (1163-1257). Шартре (1194-1260). Особым богатством ритма, совершенством архитектурной композиции и скульптурного декора отличаются грандиозные соборы зрелой готики - в Реймсе (1211-1311), в Амьене (1220-1288), а также часовня Сснт-Шапель в Париже (1243-1248). Кульминацией развития конструктивной системы готики является собор в Бовэ (начат в 1247 г.). Высота центрального свода доведена до 47.5 м - высоты, оставшейся непревзойденной.
11. ЛИТЕРАТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО ВЕКА.
ОБРАЗОВАНИЕ.
Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась "матерью всех наук", диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. "Математические дисциплины" - арифметика, музыка, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, находящихся в основе мировой гармонии.
С XI
в. начинается подъем средневековых
школ, система образования совершенст
Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Средневековье не знало устойчивого деления образования на начальное, среднее, высшее.
Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство с культурой Востока (византийской и арабской) послужили стимулами совершенствования средневекового образования. Кафедральные школы превращались во всеобщие, а затем в университеты. В XIII в. такие высшие школы сложились в Болонье, Палермо, Париже, Оксфорде. Салерно и других городах.
В XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Университет обладал юридической, административной, финансовой автономией. которые даровались ему специальными документами государя или папы Обучение велось на факультетах. Младшим, обязательным для всех студентов, факультетом был артистический, на котором в полном объеме изучались семь свободных искусств. Затем шли юридический, медицинский, богословский (существовал не во всех университетах). Крупнейшим университетом был Парижский.
Получали развитие коллегии (отсюда - колледжи). Первоначально так назывались общежития студентов, но постепенно коллегии превратились в центры занятий, лекций, диспутов. Основанная в 1257 г. духовником французского короля Робером до Сорбон коллегия, названная Сорбонной, постепенно разрослась и так укрепила свой авторитет, что по ее имени стал называться весь парижский университет.
С развитием школ и университетов расширяется спрос на книгу. В раннем средневековье книга была предметом роскоши. Она писалась на пергамене - специально выделанной коже. Листы пергамена сшивались с помощью крепких ниток и помещались в переплет из досок, обтянутых кожей, порой украшенной драгоценными камнями и металлами. С XII в. книга становится более дешевой, открываются городские мастерские по их переписке, в которых работают не монахи, а ремесленники. С XIV в. в производстве книг начинает широко применяться бумага, и процесс их выпуска упрощается и унифицируется.
ЛИТЕРАТУРА. В духовной жизни средневековья важную роль играли исторические представления. В эту эпоху история не рассматривалась как наука или как занимательное чтение, она была существенной частью миросозерцания. Различного рода "истории", хроники, летописи, биографии королей, описания их деяний и прочие исторические сочинения были излюбленными жанрами средневековой словесности.
Хранителем истории, коллективной памятью, жизненным своеобразным и поведенческим эталоном, средством идеологического утверждения был героический эпос. Корни героического эпоса уходят в глубь варварской эпохи. Первые записи эпических произведений в Западной Европе относятся к VIII-IX вв. Ранний этап эпической поэзии связан с развитием раннефеодальной военной поэзии - кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской.
Эпос развитого средневековья - народно-патриотический по своему характеру, отразил не только общечеловеческие ценности, но и рыцарски-феодальные. Идеализация древних героев в духе рыцарски-христианской идеологии, мотив борьбы "за правую веру", как бы подкрепляющий идеал защиты отечества, черты куртуазности - отличительные особенности этого жанра.
К числу знаменитых памятников мировой литературы относятся исландские саги "Старшая Эдда", французская эпическая "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моем Сиде". германская "Песнь о Нибелунгах".
Яркой
и столь часто