Культуры и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, реферат

Краткое описание

Во-первых, древние цивилизации - это некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому и, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры. Во-вторых, по сравнению с первобытностью переход к гражданскому обществу знаменовал качественно новый этап в развитии культуры и других сторон человеческой деятельности. Мир классов и классовой борьбы, городов и городских цивилизаций, мир письменных традиций создаст такую содержательную наполненность самого процесса исторического времени, какой до него не было.

Содержание

1)ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ.
2)МИФОЛОГИЯ,И ЕЕ МЕСТО У ЧЕЛОВЕКА.

3)РЕЛИГИЯ.

4)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

5)АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

6)СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

7)ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.

8)КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА.

9)КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ.

10)АРХИТЕКТУРА СРЕДНЕГО ВЕКА.

11) ЛИТЕРАТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ СРЕДНЕГО ВЕКА.
ОБРАЗОВАНИЕ.

12) ВОЗРОЖДЕНИЕ.

13)ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.

14)РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ.

15)ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 В.

16)ЖИВОПИСЬ ГОЛАНДИИ 17в.

17)ИДЕОЛОГИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

18)ИСКУССТВО ФРАНЦИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (СТИЛИ).

19. ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат культурология.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Рыцарский кодекс предполагал множество достоинств, ибо рыцарь - это тот, кто "благородно поступает и ведет благородный образ жизни" Многое сознательно выставлялось напоказ: храбрость, щедрость, благородство, о которых мало кто знал, не имели цены. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе. О его подвигах и любви должен был знать весь христианский мир. Отсюда внешний блеск рыцарской культуры, ее особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, к этикету. Рыцарские турниры приобрели особую пышность в XIII-XIV вв., когда на них собирались лучшие представители из разных уголков Европы.

 

Рыцарская литература была не только средством  выражения самосознания рыцарства, его идеалов, но и активно их формировала. Одним in главных источников западноевропейского рыцарского (куртуазного) романа был кельтский эпос о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Из него родилась прекраснейшая повесть о любви и смерти - история Тристана и Изольды.

В рыцарской  культуре возникает культ дамы, составляющий необходимый элемент куртуазности. Любовное служение стало своего рода "религией" высшего круга. Не случайным представляется и то, что в это же время в средневековом христианстве на первый план выдвигается культ девы Марии. С конца XI в. в Провансе расцветает поэзия трубадуров-поэтов-рыцарей, распространившаяся в другие страны. На севере Франции появляются труверы, в Германии - миннезингеры, куртуазная поэзия развивается и в Италии, и в Испании.

Жанрами городской народной литературы в  это же время становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью, выдвигали новый тип героя - неунывающего, плутоватого, смышленого, всегда находящего выход из любой трудной ситуации благодаря природному уму и способностям.

Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты - ваганты. Ваганты  создали своеобразную поэзию на латинском языке. Остроумные, бичующие пороки общества и прославляющие радость жизни стихи и песни вагантов знала вся Европа.

Венчает средневековье  и в то же время находится у  истоков Возрождения творчество итальянского поэта и мыслителя, флорентийца Данте Алигьери (1265-1321). Его "Божественная комедия" - итог лучших духовных устремлений зрелого средневековья.

Искусство, художественный язык средневековья многозначны  и глубоки. Эта многозначность не сразу была понята потомками. Понадобился труд нескольких поколений ученых, чтобы показать высокую ценность и своеобразность средневековой культуры.

 

 

       12. ВОЗРОЖДЕНИЕ

(франц.  Ренессанс) в истории культуры  стран Западной и Центральной Европы эпоха, переходная от средневековой к культуре нового времени. Хронологические границы Возрождения в Италии - XIV-XVI вв.. в других странах - XV-XVI вв. Термин Возрождение ведет происхождение от самих идеологов этой эпохи, утверждавших, что весь исторический период от падения Римской империи до появления нового мировоззрения был временем упадка великой античной культуры, которую они вновь восстанавливали ("возрождали"). Первым употребил этот термин Дж. Вазари в 1550 г. в "Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих".

В современном  искусствознании историю итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа: Проторенессанс (конец XIII - первая половина XIV в.). Раннее Возрождение (XV в.). Высокое Возрождение (конец XV - первые три десятилетий XVI в.) и Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI в.). В литературе о Возрождении часто употребляются итальянские именования столетий: дученто - XIII в.. треченто - XIV в.. кватроченто - XV в., чинквеченто - XVI в.

 

Исследование  Возрождения связано со многими  трудностями: его хронологические  рамки, отдельные стадии развития, даже салю понятие "Возрождение" - все  это до сих пор служит предметом  дискуссий. Сейчас большинство ученых согласно с тем, что Возрождение не являлось ни завершением средневековой, ни началом культуры нового времени, а представляло собой переходный тип культуры, качественно отличавшийся от той и другой. И в то же время оно питалось как античной, светской по своему содержанию, так и средневековой, христианской культурой.

Культура  Возрождения, во многом изменившая и  преобразовавшая в XVI в. духовный облик  Европы, возникла в Италии во второй половине XIV в. Каковы же были предпосылки  создания новой культуры? Они связаны с коренными социально-экономическими сдвигами в европейском обществе XIV-XV1 вв. Культура Возрождения возникла в эпоху, когда старые феодальные отношения разлагались, В наиболее экономически развитых странах и районах Европы (прежде всего в городах Северной и Средней Италии) начали появляться первые ростки раннекапиталистических отношений, и из средневекового сословия горожан стали формироваться первые элементы буржуазии. В этих условиях возросшей деловой активности на передний план выдвигалась человеческая личность, обязанная своим положением и успехами не знатности предков, а собственным усилиям, предприимчивости, уму, знаниям, удаче.

Новые условия жизни и деятельности горожан меняли их отношение к  основным проблемам человеческого  бытия - его смыслу, цели, нормам поведения человека в обществе. Горожане бессознательно ломали рамки традиционной феодально-церковной системы щей, характерной для средневекового западноевропейского общества. Человек начинает по-иному видеть себя и мир природы, изменяются критерии его оценок, эстетические вкусы, отношение к окружающей действительности, к прошлому. Тогда-то из недр главным образом городского населения выделяется растущая прослойка свободной светской интеллигенции.

Эти люди становились  носителями нового мировоззрения, которое выдвигало науки о человеке и для человека ("sludia humana") вместо наук богословских ("studia divina"). Отсюда их наименование - гуманисты (от лат. "homo" - человек, "humanus" - человеческий), а нового мировоззрения - гуманизм.

 

 

   13. ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ВОЗРОЖДЕНИЯ.

ЛИТЕРАТУРА.

  Один из величайших поэтов  в истории мировой культуры - Данте  Алигьери (1265-1321) - был предтечей Возрождения.  Его "Божественная комедия"  написана на народном тосканском  наречии, которое легло в основу литературного языка итальянского народа. Это энциклопедия знаний средневековья. Однако, провозглашая в своей поэме свободу чувств, пытливость ума, стремление к познанию мира, Данте переступает рамки церковной морали, наносит удары средневековому католическому мировоззрению.

Подлинным родоначальником ренессансной литературы стал Франческо Петрарка (1304-1374). Его "Книга песен" отразила тончайшие оттенки индивидуального чувства поэта к его возлюбленной Лауре, все богатство его души Петрарка удостоился высшей поэтической награды - коронации лавровым венком на Капитолии в Риме (8 апреля 1341 г.). Его по праву считают первым человеком Возрождения.

 

Продолжателем Петрарки был его младший современник Джованни Боккаччо (1313-1375), известный в мировой литературе как автор "Декамерона", в котором он в сатирической форме подверг осмеянию лицемерие и тунеядство духовенства, старый феодальный мир. противопоставляя ему живого, деятельного, мыслящего человека Возрождения со всеми его достоинствами и недостатками. Его смех разил суеверие и невежество не меньше, чем негодование Петрарки. Боккаччо создал также первый в европейской литературе психологический роман "Фьяметта".

ИСКУССТВО. Наиболее полно идеи гуманизма отразились в ренессансном искусстве. Изобразительное искусство Возрождения во многих отношениях представляет контраст средневековому. Оно знаменует становление реализма, надолго определившего развитие художественной европейской культуры. Это сказалось не только в распространении светских изображений, в развитии портрета и пейзажа, но и в радикальном обновлении всей художественной системы. Так, одна из важнейших проблем художников того времени - изображение пространства. В первой половине XV в. в Италии была создана теория прямой (линейной) перспективы, основанная на строгих правилах и приемах. У истоков перспективы стоит великий зодчий Ф. Брунеллески. Первым итальянским художником, в полной мере использовавшим возможности прямой перспективы, был Мазаччо, создавший знаменитую фреску "Троица" (1426-1427).

Новые задачи искусства обусловили и новый  подход к изображению человеческой фигуры и передачи действия. В отличие  от средневековья, в произведениях  Возрождения поведение человека подчиняется не канону и ритуалу, а психологической обусловленности и развитию действия, в пропорциях фигур художники стремятся достигнуть соответствия реальности.

Одной из важнейших  особенностей художественной культуры Возрождения является широкое использование античного наследия. Античное искусство послужило итальянскому не только классическим образцом, но и опорой в обращении художников к природе, раскрытию гармонической закономерности бытия. Другой существенной чертой итальянского искусства является его рационалистичность. Центр художественной жизни раннего Возрождения - Флоренция. Именно здесь в начале XV в. совершился тот радикальный переворот, который определил все дальнейшее развитие искусства.

 

14. РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ.

Началом науки нового времени следует  считать первые десятилетия XVII в. Толчок этому процессу дали люди, энциклопедически образованные. Одним из первых заявил о необходимости прислушиваться к голосу природы англичанин Фрэнсис Бэкон (1561-1626). Воспитанник Кембриджа, глубокий знаток классической философии, юриспруденции, литератор, он стал лорд-канцлером Англии при Якове I, и свою политическую деятельность сочетал с постоянным интересом к науке. Бэкон создал план "Великого восстановления наук", в котором разработал подробную классификацию наук, включающую указания на те дисциплины, которые еще должны быть созданы; дал типологию заблуждений человеческого ума (идолы разума); обосновал эмпирический метод и описал различные виды опытного познания ("плодоносные" и "светоносные" опыты, разные способы и модификации эксперимента); сформулировал индукцию как метод исследования законов ("форм") природных явлений в целях их плодотворного использования в человеческой практике.

 

Теоретические основы экспериментального метода познания природы заложил итальянец Галилео Галилей (1564-1642) - механик, математик, медик, философ, астроном, один из основателей современного экспериментально-теоретического естествознания, основоположник классической механики. Сконструировав телескоп, Галилей сделал важные астрономические открытия (горы на Луне, солнечные пятна, фазы Венеры, спутники Юпитера и др., в результате которых разрушалось средневековое представление о космосе, и доказывалась идея единства земных и небесных явлений. Галилей - родоначальник классической динамики: он сформулировал принцип относительности движения, идею инерции, закон свободного падения тел. Открытия Галилея обосновывали гелиоцентрическую систему Коперника в борьбе со схоластической традицией.

Развитие  науки, рост внимания общественности к  ее возможностям привели к появлению  первых научных обществ. К их числу относились Лондонское Королевское общество (1662), идею создания которого выдвинул Ф. Бэкон, и французская Королевская академия наук (1666). Они функционируют до настоящего времени. С началом их деятельности наука утверждалась как важнейший феномен культуры нового времени.

На  основании нового знания строилась  метафизическая философия, принципы которой  служили краеугольным камнем для  понимания не только природных явлений, но и структуры человеческого общества, отношений людей, морали, политики. Голландец Гуго Греции (1583-1645) положил начало науке о международном праве ("О праве воины и мира"), что способствовало развитию взаимоотношений государств, вовлечению их в сферу капиталистических интересов. Английский философ Т. Гоббс (1588-1679) написал труд о государстве "Левиафан" ("Чудовище"), в котором он стремился обосновать законность формы правления, утвердившейся после победы буржуазной революции.

Философ Б. Спиноза (1632-1677), отлученный за свой атеизм от еврейской общины, пытался положить начало новой этике, основанной не на религиозных заповедях, а на рационалистически понимаемых им отношениях людей. В центре его концепции - понятие "свободного человека", руководствующегося в своей деятельности только разумом.

Развитие научного мышления в конце XVII в. завершилось созданием общей системы механики И. Ньютоном (1643-1727), в рамках которой стало возможным выразить всеобщие для Вселенной гравитацию и инерцию на языке математики, т. с. сделать их доступными для подтверждения экспериментом и практического использования. Была подготовлена база для промышленной революции.

 

15.ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО 17 В.

В эту  эпоху завершился процесс локализации  больших художественных национальных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в Италии. Фландрии. Голландии. Испании, Франции. Это позволяет рассматривать XVII в. как новый этап в истории искусства. По сравнению с эпохой Возрождения искусство стало сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира разрушается, идеал гармонии и ясности оказывается недосягаемым. Но образ человека остается по-прежнему в центре внимания искусства. Титаны, воспетые художниками Возрождения. уступили место человеку, осознающему свою зависимость от общественной среды и объективных законов бытия. Его воплощение становится более конкретным, эмоциональным и психологически сложным.

В искусстве  господство мифологической и культовой  тематики уходит в прошлое. Меняется сама типология искусства, т. е. развитие отдельных его видов и жанров. Если в эпоху Возрождения перевес был на стороне искусств пространственных (архитектура, живопись, скульптура), то в XVII в. интенсивно развиваются временные искусства - литература, театр, музыка. Реальная жизнь раскрывается художниками этого времени в многообразии драматических коллизий и конфликтов, гротескно-сатирических и комедийных ситуаций. В литературе XVII в. - время расцвета трагедии и комедии (Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер).

Информация о работе Культуры и цивилизации