Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 12:36, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы являются легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.
Предметом исследования курсовой работы является развитие легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола с V по XVI век.
Цель исследования курсовой работы - отразить основные этапы формирования легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола с V по XVI век.
Задачами курсовой работы являются:
1) Выделить основные этапы формирования легенд о короле Артуре
Введение …………………………………………………………….......................3
Глава 1 Этапы формирования Артуровских легенд.…………………………...4
Глава 2. Становление «классической» Артурианы ……………………………9
2.1 Общая характеристика «классической» Артурианы ………………...........9
2.2 Французская классическая Артуриана ……..………………………..….....12
2.3 Английская Классическая Артуриана………………………………….......16
Заключение……………………………………………………….……………….21
Список использованных источников…...………………………………………23
Роман Томаса Мэлори состоит из следующих под-книг: «Повесть о короле Артуре» (книги 1-4 по изданию Кэкстона), рассказывающая о происхождении короля Артура, «Повесть о короле Артуре и императоре Луции» (книга 5), рассказывающая о битве Артура с римлянами и завоевании им римского престола, «Славная повесть о сэре Ланселоте» (книга 6), «Книга о сэре Гарете Оркнейском» (книга 7), «Книга о сэре Тристраме» (книги 7-12) — обработка сюжета о Тристане и Изольде, «Повесть о Сангреале, или Подвиг во имя Святого Грааля» (книги 12-17), «Книга о сэре Ланселоте и королеве Гиневре» (книги 18-19), «Смерть Артура» (книги 20-21).
Мэлори собрал воедино кельтские сказания, многочисленные легенды и романы о короле Артуре и рыцарях «Круглого стола» и, переработав их, создал свои романы-компиляции, отражавшие настроения своего времени. Считается, что в основном источниками для произведений Мэлори служили французские рыцарские романы. В отличие от петляющих, полных композиционных повторов французских источников, Мэлори создает сюжет последовательный и стройный, изложение ведется сжато и сочно, читатель переносится в волшебный мир, не имеющий ничего общего с миром реально-историческим. Мэлори удалось придать своим трудам английский колорит. [6, с. 145]
Роман «Смерть Артура» утверждает идеальный мир с идеальным правителем во главе, воспевает доблестных героев, которые наперекор судьбе защищают добро и справедливость. Образ Артура в произведении Мэлори изображается как образ Артура-правителя, который устанавливает порядок во всей Британии и неустанно воюет, поддерживая его. Он сам воплощение духа рыцарства и окружает себя цветом рыцарства. Теперь образ Артура воплощает в себе образ идеально-доблестного рыцаря, который жертвуя всем должен побеждать зло и поддерживать порядок в своем королевстве. Характерно, что, узнав об измене Гвиневры, он говорит: "Я больше горюю о моих добрых рыцарях, чем о моей доброй королеве, потому что у меня может быть новая королева, а такого содружества доблестных рыцарей не будет уже никогда". [7, с. 98]
Крупнейший исследователь Артурианы, английский ученый Ю. Винавер писал: "Мэлори изобразил в Артуре самый совершенный и достойный образец рыцарства, основоположника его славных традиций. Под водительством Артура рыцарство превратилось в практику, следование которой делает ее приверженцев неуязвимыми для врагов. Помимо техники боя, понятие "рыцарство" включало в себя хорошее воспитание, доброту, верность и честь — эти качества создают, как показывает пример Артура, совершенного рыцаря, который готов к любым жертвам и осознает важность своей миссии". [4, с. 116]
У Мэлори Король Артур узнает, что власть приносит не только свободу, но и ответственность, не только привилегии, но и необходимость жертвовать собой. Поэтому король Артур поставлен в один ряд с такими идеальными в представлениях средневековья правителями, как Карл Великий и Александр Македонский.
Главное достижение этого романа является отражение в нем особой и неповторимой системы человеческих отношений, системы куртуазии, где влюбленных связывала беспредельная, бессмертная любовь (Ланселот и Гвиневра), друзей - бескорыстная дружба, сюзерена и вассалов (Артур и Ланселот) - беззаветная преданность и служение общим идеалам, что находит непосредственное выражение в системе образов романа. [13, с. 37]
Впервые в произведении Томаса Мэлори происходит переосмысление образов некоторых героев, например образ Ланселота. Во французских средневековых романах Ланселот предстает перед читателем в идее доблестного, идеального и преданного рыцаря своему сюзерену. В романе «Смерть Артура» этот образ претерпевает изменения. Здесь Ланселот изображен в виде кающегося грешника, который предает своего сюзерена, Артура, влюбляясь в его жену Гвиневру. Эта куртуазная любовь, между Ланселотом и Гвиневрой, является одной из важнейших сюжетных линий романа Томаса Мэлори. [7, с. 91]
В итоге, можно выделить основные специфические черты английской классической Артурианы. Главной основной чертой будет являться патриотический мотив, которым полностью пропитаны произведения английских поэтов. Здесь главной задачей для английских авторов, в отличие от французских, будет вызвать у читателя гордость и уважение к своему народу. Решение этой задачи прослеживается в использовании героических мотивах кельтского эпоса. Также можно заметить, что в английской классической Артуриане преобладает христианский мотив. Все главные герои носят функцию ярых защитников христианства, что не является свойственным для французской классической Артурианы.
Заключение
Пройдя столь длинный путь развития, легенды о короле Артуре воплотили в себе все особенности той действительности, в которой они развивались. Легенды менялись в количественном качестве и смысловом, под влиянием различных внешних факторов. Появлялись новые тексты, сюжеты и герои ранее не встречавшиеся читателю. Образ главных героев переосмыслялся, подстраиваясь под меняющуюся действительность. Так до складывания куртуазного общества, авторы изображали Артура как вождя, непобедимого защитника, а уже с его становлением авторам было важно отразить рыцарское начало, которое было его неотъемлемой частью.
Меняется не только образ героев, но и их функция. На смену пробуждения патриотического чувства приходит, стремление показать образец настоящего рыцарства. Пройдя, все пять этапов формирования Артуровские легенды вступили в куртуазное общество в виде куртуазных романов французских и английских поэтов. Эти произведение стали основой для «Классической» Артурианы, имея при этом существенные различия.
Так, для французской классической Артурианы было главным отразить рыцарское начало, показать весь сложный характер героев, через его бесконечные приключение. Им были чужды эпические кельтские мотивы, которые преобладали в английской классической Артуриане, где Артур изображался храбрым воином. Также отличием французской и английской Артурианы является отсутствие христианских мотивов, которые преобладают в произведениях у английских поэтов, где главные герои ярые защитники христианства.
И также можно отметить, что в формировании Артуровских легенд самыми фундаментальными и значимыми произведениями являются: «История бриттов» Гальфрида Монмутского и «Смерть Артура» Томаса Мэлори. Каждое из этих произведений являлось отправной точкой для следующих писателей, работающих с легендами о короле Артуре. Так на основе книги Гальфрида создавалось большинство куртуазных рыцарских романов про короля Артура, а на основе книги Томаса Мэлори были созданы произведения Марка Твена и Джона Толкиена.
Список использованных источников
1. Ладыгина О. М. Культура Мифа: Книга для учащихся. – М.: Издательство НОУ «Полярная звезда», 2000
2. Самарин Р. М., Михайлов А. Д. Истоки рыцарского романа // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – 1984
3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. – М.: Советская энциклопедия, 1987-1988. Т.1. – 1987
4. Михайлов А. Д. Артуровские легенды и их эволюция // Мэлори Т. Смерть Артура. – М.: Наука, 1974
5. Филип Ян. Кельтская цивилизация и ее наследие. – Прага: Чехословацкая академия наук, 1961
6. Алексеев М. П. Литература средневековой Англии и Шотландии. – М.: Высшая школа, 1984
7. Алексеев М. П. История Английской литературы. – М.: Академия наук, 1943
8. Томас Роллестон. Мифы, легенды и предания кельтов. – М.: Центрополиграф, 2004
9. Мелетинский Е. М. Кельтский эпос // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. – М.: Наука, 1983–1994. На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – 1984
10. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. – М.: Наука, 1976
11. Шервуд Е. Л. От англосаксов к англичанам. – М.: Наука, 1988
12. Анисимов И. И. История французской литературы. Т.1. – М.: Академия наук, 1946
13. Андреев М. Л. Рыцарский роман в эпоху Возрождения. – М.: Наследие, 1993
2
Информация о работе Легенды о Круглом Столе короля Артура и их историческое развитие