Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:55, курс лекций
Основные закономерности культурных процессов.
Культурология стала утверждаться как самостоятельная наука в ХХ в. Трудности ее становления, прежде всего, вызваны сложностью, многоплановостью самого понятия «культура». Оно происходит от латинского представления об искусственной обработке земли – культивации. Представления о культуре исторически развивались и изменялись. В отечественной культурологии с середины 60-х гг. xx в. культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Тема 2.
Лекция 2.
Массовая культура и шоу-бизнес как социально-культурный феномен.
Когда же и как появилась массовая
культура и каково к ней отношение
культурологии?
Временем рождения массовой культуры
можно считать 1870 год, когда в Великобритании
был принят закон об обязательной всеобщей
грамотности. Всем стал доступен главный
вид художественного творчества XIX в. —
роман. Вторая веха — 1895 год. В этот год
был изобретен кинематограф, не требующий
даже элементарной грамотности для восприятия
информации в» картинках. Третья веха
— легкая музыка. Магнитофон и телевидение
усилили позиции массовой культуры.
Механизм распространения массовой культуры
напрямую связан с рынком. Ее продукция
предназначена для употребления массами.
Это искусство для каждого, и оно обязано
учитывать его вкусы и запросы. Каждый,
кто платит, может заказать свою музыку.
Искусство открыло охоту на подростка
— юношу и девушку, домохозяйку, спортсмена,
рабочего и т.д.
Несмотря на кажущуюся демократичность,
массовая культура таит в себе реальную
угрозу низведения человека-творца до
уровня запрограммированного манекена,
человека-винтика. Серийный характер ее
продукции обладает рядом специфических
признаков:
а) примитивизация отношений между людьми;
б) развлекательность, забавность, сентиментальность;
в) натуралистическое смакование насилия
и секса;
г) культ успеха, сильной личности и жажда
обладания вещами;
д) культ посредственности, условность
примитивной символики.
Типичными героями массовой культуры
стали Д.Бонд, разнообразные секс-бомбы
и т.д. Популярность Д.Бонда феноменальна.
Он любимец Джона Кеннеди и принца Чарльза.
Когда умер Ян Флеминг, сочинивший Бонда,
эстафету не побрезговал подхватить английский
прозаик Кингсли Эмис. Затем Бонд перекочевал
на экран кинематографа, стал любимцем
телезрителей.
Исключительную популярность Бонда нельзя
объяснить просто удачной эксплуатацией
мифа о сверхгерое. Дельцы от культуры
не ограничились абсолютизацией культа
насилия, индивидуализма и эгоцентризма.
Они добавили к нему культ рыцаря чести,
готового во имя справедливости и высокой
нравственности устранить любого злодея.
И это нравится представителям западной
цивилизации, создает иллюзию превосходства
западной демократии над ее многочисленными
завистниками и противниками.
Массовая культура — это тоже культура,
точнее — часть ее. И достоинство ее произведений
состоит не в том, что они демократичны,
всем понятны, а в том, что они базируются
на архетипах52. К таким архетипам
относится бессознательный интерес всех
людей к эротике и насилию. И в любом обществе
подобный интерес ищет пути для удовлетворения.
Это, так сказать, бытовой интерес, и он
составляет базу успехов массовой культуры,
ее произведений.
Катастрофическим последствием массовой
культуры является низведение творческой
деятельности человека к элементарному
акту бездумного потребления. Высокая
культура требует высокого интеллектуального
напряжения. И встреча с «Монной Лизой»
в выставочном зале совсем не похожа на
встречу с ней на этикетке спичечного
коробка или на майке. Осмысление проблемы
массовой культуры было начато книгами
О.Шпенглера «Закат Европы», А.Швейцера
«Культура и этика», Х.Орте-ги-и-Гассета
«Восстание масс», Э.Фромма «Иметь или
быть», где массовая культура осмысливается
как предельное выражение духовной несвободы,
средство отчуждения и угнетения человеческой
личности.
Ведущие культурологи считают, что современная
массовая культура доминирует в жизни
западного общества, особенно американского.
Уже наследие Первой мировой войны породило
культурные и психологические эффекты
такого явления, как развлечение (парки
развлечений, дансинги, водевили, кабаре
и спортивные соревнования команд расцвели
в США с конца XIX в и особенно после 1918 г.).
Н. Геблер в книге «Жизнь; Кино: Как развлечение
победило реальность» (2000 г.) утверждает,
что демократия, потребительская коммерциализация,
урбанизация, технология, публичность,
а также евангелическая церковь, санкционировавшая
эмоциональную терпимость к самому себе,
- все это привело к тому, что начала стираться
грань между реальной жизнью и развлечением.
Появление кино привело к победе последнего
над жизнью. Развлечение стало стандартом
ценности буквально для всего в современном
американском обществе, наиболее ценным
состоянием человеческого существования
считается в США «быть знаменитым». Вспомним
в связи с этим слова Б. Пастернака: «Быть
знаменитым некрасиво,/ Не это поднимает
ввысь».
В 2002 г. американский критик, искусствовед
и писатель Камилла Палья прочла знаменитую
лекцию «Магия имиджей», в которой представляла
современную американскую поп-культуру
как создание искусственных образов и
образцов (имиджей): на рекламах, на журнальных
страницах, на кино- теле- и компьютерных
экранах. А сейчас она написала «Антологию
поэзии» для поколения современных американских
подростков, не знающих ничего, кроме этих
«имиджей», подростков, отрезанных, по
выражению Пальи, от «материнского корабля
культуры», как самолеты от своего авианосца.
Посткультурное общество США разрушает
культурные различия, не создавая при
этом новую культуру, считает К. Клаузен
(кн. «Потускневшая мозаика: Появление
посткультурной Америки», 2000 г.). Наиболее
ярким проявлением этого служит Интернет.
Он отмечает, что положительными моментами
«посткультурного состояния» являются
уменьшение предрассудков и племенных
столкновений, освобождение людей от местных
угнетателей, но при этом считает, что
«глобальная культура» приведет не только
к гибели традиционных культур, но и к
антикультурному сплаву коммерции, технологии
и массового индивидуализма. Символом
антикультуры Ж. Барзен (кн. «От рассвета
к декадансу: 500 лет западной культурной
жизни, от 1500 г. по настоящее время», 2000
г.) называет знаменитую картину Марселя
Дюшана, изображающую Мону Лизу с усами.
В связи с этим уместно напоминание американского
автора Дж. С. Алена («Америка конца века
и сумерки культуры», 2001 г.), что еще 24 века
тому назад Сократ спрашивал своих современников,
не стыдно ли им копить деньги, создавая
себе репутацию, заботиться о своем статусе
и при этом совсем не думать о мудрости,
истине и душе.
ШОУ-БИЗНЕС (show business) – коммерческая деятельность
в сфере развлекательных зрелищ. В узком
смысле слова шоу-бизнесом называют исполнение
музыкальных номеров, рассчитанных на
массовую аудиторию. Однако в более широком
смысле слова к шоу-бизнесу относят не
только музыкальную эстраду, но и многие
другие близкие к ней по функциональному
назначению виды деятельности: киноиндустрию,
зрелищные спортивные состязания, развлекательные
телепередачи, конкурсы красоты и даже
музыкальное радиовещание. Наконец, в
предельно расширительном истолковании
говорят, что шоу-бизнес – это реклама,
оптовая торговля и индустрия музыкальных
и информационных программ, производство
и тиражирование фильмов, фонограмм и
аудиовизуальной продукции, коммерческая
организация эстрадных групповых и индивидуальных
выступлений актеров, певцов, торговля
авторскими и смежными правами, создание
музыкальных и видео-клипов, рекламных
фильмов, буклетов, афиш, проспектов и
прочего.
^ История шоу-бизнеса. Первые коммерческие зрелищные мероприятия
проводились ещё в древнем мире. В древней
Греции любимыми видами развлечений являлись
театр и спортивные состязания, а в древнем
Риме наибольшей популярностью пользовались
бои гладиаторов. Если театральные постановки
требовали от зрителя некоторой культурной
подготовки, то созерцанием спортивных
и гладиаторских турниров могла наслаждаться
самая невзыскательная публика.
Высокий спрос на зрелища привел к появлению
профессиональных организаторов и профессиональных
исполнителей. Обучение гладиаторов и
организацией их «гастролей» занимались
владельцы гладиаторских школ (ланисты).
С развитием масштабных зрелищ в древнем
мире появляется и прообраз тотализатора – букмекеры принимали ставки на победу
той или иной команды гладиаторов, часть
от выигрыша шла ланистам, выставлявшим
эти команды.
Поскольку профессия гладиатора была
смертельно опасной, ею заставляли заниматься
преимущественно рабов. Однако далеко
не все гладиаторы занимались боями на
арене «из-под палки». Известно, что среди
гладиаторов были «звезды», которые отказывались
бросать эту профессию, даже когда им дарили
свободу. Самые удачливые гладиаторы получали
от поклонников и устроителей боев богатые
подарки, а также проценты от ставок в
тотализаторе.
С гибелью античной цивилизации исчезли
и присущие ей зрелищные мероприятия.
В средневековой Европе культ христианского
аскетизма хотя и не уничтожил тягу простых
людей смотреть на выступления бродячих
жонглеров и скоморохов, но, по крайней
мере, заставил считать зрелища постыдной
забавой простонародья. Свою лепту в осуждение
«бесовских игрищ» внесли как Реформация,
так и Контрреформация.
Зрелища были реабилитированы в эпоху
нового времени, когда стала развиваться
индустрия досуга как часть сферы услуг. Так, в России легализация «различного
рода публичных увеселений и простонародных
забав» произошла лишь в 1854 г., когда дирекция
казенных театров получила монопольное
право на организацию эстрадных представлений,
и только в 1882 г. были отменены всякие ограничения
на частное предпринимательство в концертно-эстрадной
деятельности.
Вплоть до начала XX в. перед шоуменами
стояла проблема – на одно представление
невозможно было собрать много людей.
Лишь с появлением сперва звукозаписывающих
устройств и радио, а затем кино и телевидения
шоу-бизнес приобрел подлинные масштабы
«зрелища для всего народа».
Если до «молодежной революции» 1960-х гг.
потребителями зрелищ являлись главным
образом взрослые люди, то затем произошел
резкий сдвиг. Современная шоу-индустрия
связана в основном с молодежной культурой.
Особенно стремительно шоу-бизнес стал
развиваться в странах западной цивилизации
в последней трети 20 в. Люди, живущие в
странах «золотого миллиарда», изъявляют
желание и получают возможность удовлетворять
свои постоянно возрастающие потребности
в досуге. Именно для удовлетворения вкусов
«массовой публики» изыскиваются все
новые способы развлечения – таланты,
эпатирующие зрелища, дорогостоящие шоу,
высокие технологии. За пределами стран
европейской цивилизации шоу-бизнес развивается
менее активно, как одно из проявлений
вестернизации и американизации.
^ Шоу-бизнес как предпринимательство
и как часть массовой культуры.
Главным механизмом, диктующим «правила
игры» в шоу-бизнесе, является рынок. Иначе
говоря, объект искусства выступает как
товар; субъект, его воспринимающий –
как потребитель. Восприятие искусства
превращается в товарно-денежный обмен,
регулятором и стимулятором которого
служит реклама.
Шоу-бизнес основан на эксплуатации популярности
выдающихся исполнителей и артистов («звезд»),
на имеджмейкерстве (создании имиджа)
как разновидности предпринимательской
деятельности. Главным лицом становится
не артист, а продюсер (от англ. produce – продавать),
который не только финансирует проекты,
но и диктует артистам имидж и репертуар,
подбирает техническое обеспечение, ведет
переговоры со СМИ и т.д. Исполнители выступают
как наемные работники, подчиняющиеся
указаниям предпринимателя-продюсера
и получающие, как правило, не слишком
высокие гонорары. Успех любого шоу-проекта
зависит от его соответствия изменчивым
вкусам зрителей, поэтому продюсер должен
не только быть специалистом по инвестициям
и рекламе, но и глубоко разбираться в
массовой культуре, «чувствовать зрителя».
Производство «звезд» происходит тремя
путями. Бывает, что талантливые артисты
сами повышают свое мастерство, зарабатывая
деньги клубными концертами, на свои деньги
записывают успешный альбом и лишь затем
подписывают контракт с какой-либо известной
фирмой. Другой вариант – это поиск продюсерами
потенциально хитовых исполнителей наугад
(в частных клубах, в записях, поступающих
«самотеком» в звукозаписывающие компании).
Основным вариантом, однако, является
конкурс исполнителей под конкретный
продюсерский проект, когда не исполнитель
ищет подходящего продюсера, а, наоборот,
продюсер выбирает подходящего претендента
на роль «звезды».
Лишь наиболее популярные «звезды» могут
рассчитывать вместо фиксированного гонорара
на процент от чистой прибыли при гарантированном
минимуме. В результате их доходы достигают
поднебесных высот. Так, в 2002 чистый доход
знаменитого рок-музыканта Пола Маккартни
превысил 72 млн. долл. (он стал первым миллиардером
среди рок-музыкантов), у группы «The Rolling
Stones» – 44 млн. В феврале 2003 Пол Маккартни
всего лишь за один частный концерт в честь
дня рождения одной из своих поклонниц
получил 1 млн. долл. (правда, сразу передав
всю сумму в благотворительную организацию).
Сверхвысокие доходы «звезд» являются
разновидностью ренты, величина которой
зависит исключительно от спроса. Впрочем,
даже «звезды» не всегда обеспечивают
себе пожизненный достаток. Находясь на
пике популярности, они часто приучаются
«сорить» деньгами; когда же карьера подходит
к концу (в шоу-бизнесе она редко длится
более десятилетия), то многие экс-«звезды»
по инерции продолжают много тратить и
разоряются.
Поскольку шоу-бизнес требует исключительно
больших затрат на рекламу, в этой отрасли
очень высока концентрация производства.
Так, в мировой индустрии звукозаписи
абсолютными лидерами является «большая
пятерка» – американские фирмы Sony, Universal
и Warner, английская EMI и германская BMG. Это
пять крупнейших производителей фонограмм,
так называемые «мэйджоры», контролируют
более 70% мирового рынка.
С самых ранних моментов истории шоу-бизнеса
обозначились непростые взаимоотношения
между коммерческими зрелищами и более
культурными видами досуга: зрелища более
демократичны, но гораздо менее способствуют
развитию личности.
В 20 в. шоу-бизнес решительно потеснил
более элитарные виды искусства. Создалась
ситуация, когда даже «высокое» искусство
вынуждено использовать опыт шоу-бизнеса:
вряд ли какое-либо явление культуры, художественное
событие, произведение искусства и т.д.
будет замечено общественностью и получит
признание, если оно не обретет форму шоу.
По мнению многих деятелей от искусства,
успешно встроившихся в эту систему, рыночные
отношения – единственный способ «спасти»
культуру.
Отрицательные издержки подобного подхода
видны уже сегодня. Особенно очевидны
эти процессы в классических видах искусства.
Круг широко известных его деятелей составляют
теперь не мастера, творящие для знатоков
и ценителей, а те, кто получил одобрение
в коллективном сознании, кто обозначил
своё творчество как товарный бренд. Успех
артиста оказывается обеспечен не только
(часто – не столько) его талантом и мастерством,
сколько соответствием виртуальным культурным
ценностям, к достоинствам самого искусства
часто не имеющим никакого отношения.
Впрочем, внутри шоу-бизнеса тоже есть
своя иерархия качества. Если творчество,
например, участников ансамбля «Битлз»
приближается к «высокому» искусству
(не случайно Полу Маккартни было торжественно
присвоено рыцарское звание), то «творчество»
большинства других исполнителей является
товаром «одноразового прослушивания».
Абсолютное доминирование в шоу-бизнесе
американских (или, по крайней мере, англоговорящих)
фирм и артистов ведет к тому, что он превращается
в инструмент американизации мировой
культуры.
Информация о работе Лекции по "Культурологии в области шоу-бизнеса"