Лекции по "Культурологии в области шоу-бизнеса"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:55, курс лекций

Краткое описание

Основные закономерности культурных процессов.

Культурология стала утверждаться как самостоятельная наука в ХХ в. Трудности ее становления, прежде всего, вызваны сложностью, многоплановостью самого понятия «культура». Оно происходит от латинского представления об искусственной обработке земли – культивации. Представления о культуре исторически развивались и изменялись. В отечественной культурологии с середины 60-х гг. xx в. культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.

Вложенные файлы: 3 файла

Тема 1. Лекция 1..docx

— 38.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Тема 2.Лекция 2.docx

— 24.06 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Тема 3.Лекция 3.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

Тема 3.

Лекция 3.

Проблемы функционирования и организации массовой культуры и шоу-бизнеса в России.

 

В последнее 15-летие ХХ в. быстро усиливалась открытость нашего общества и его интеграция в мировое культурное пространство, стали появляться многие новые жанры, формы, направления, организационные и творческие структуры. Начался процесс религиозного возрождения, имеющий также неоднозначные проявления и последствия.  
 
Однако кризисное состояние и переходный характер общественных процессов конца ХХ в., особенно после распада СССР в декабре 1991 г., сопровождались недальновидным отказом от традиционных форм освоения культуры, сокращением государственного финансирования всех ее сфер, разрушением прежней налаженной системы образования и просвещения, неоправданной коммерциализацией и вестернизацией культуры. Это обернулось тяжелыми потерями в отношении части культурного наследия, снижением доступности многих культурных ценностей для резко обедневшей большей части населения, усилением противоречивой роли и влияния СМИ, телевидения, аудио- и видеокультуры, электронных средств в духовной жизни общества, распространением таких форм и жанров, как мюзикл, мемуары, детектив, эротика, женская и детская литература, кино, шоу-бизнес и пр. 
 
Среди крупных театральных деятелей современной России следует назвать Г. Вовчек, К. Гинкаса, Л. Додина, О. Табакова, М. Захарова, Ю. Любимова, П. Фоменко, Н. Чусову, В. Фокина, А. Бутусова, В. Полунина, режиссера и писателя Е. Гришковца. Высокий творческий потенциал проявляют драматические и киноактеры О. Басилашвили, С. Безруков, Э. Быстрицкая, Л. Гурченко, С. Захарова, В. Зельдин, В. Лановой, Р. Литвинова, В. Тихонов, М. Ульянов, А. Фрейндлих, М. Калягин, Н. Караченцов, М. Козаков, В. Ливанов, Р. Литвинова, О. Меньшиков, Е. Миронов, Ч. Хаматова, М. Ширвиндт, В. Этуш, О. Янковский и мн. др. 
 
В развитии пластических искусств выросло значение галерей, школ и музеев, всех форм рекламы и дизайна, монументальной скульптуры, эксперимента с новыми современными «медиа» (компьютеры, видео, фото, голография). Глубокие произведения создают художники Т. Назаренко, О. Васильев, Н. Нестерова, П. Никонов, П. Смолин, А. Пологова, В. Думанян, С. Куприянов, представитель «метафизического направления» Дм. Краснопевцев, Дм. Врубель, скульпторы З. Церетели, А. Рукавишников (памятники Ф. Достоевскому у Российской государственной библиотеки и Александру II у храма Христа Спасителя, композиция по «Мастеру и Маргарите» М. Булгакова на Патриарших прудах в Москве), абстракционисты Ю. Злотников и О. Кудряшов. В архитектуре проявляются как хайтековские и деконструктивистские формы, так и возврат к классической традиции. Среди наиболее крупных архитекторов России – А. Боков, А. Кузьмин, Н. Шангин, Е. Пестов и А. Харитонов (жилой «дом-куча», реконструкция театра «Комедия» и банк «Гарантия» в Н. Новгороде), М. Хазанов, Б. Бернаскони, авторы Центрального дома художников в Москве Н. Сукоян и Ю. Шевердяев, М. Посохин, автор реабилитационного центра для детей-аутистов в Останкино А. Чернихов и др.  
 
В литературе сохраняется разделение на «серьезную» и «коммерческую», появляются новые жанры и имена – социальный натурализм (Л. Габышев, С. Каледин), амбивалентная (Р. Киреев, В. Маканин) и альтернативная (Л. Петрушевская, Е. Попов, В. Пьецух), постмодернистская (А. Битов, Ю. Буйда, В. Пелевин, С. Соколов) литература, антиутопия (В. Аксенов, В. Войнович, В. Маканин). Продолжается внесение в литературу физиологического (М. Яркевич, Ю. Алешковский) и откровенно натуралистического описаний (В. Сорокин). Фолк-хистори пытается представить альтернативную историю (Э. Радзинский, В. Фоменко и пр.). Значительную роль играет творчество таких глубоких писателей, как Ч. Айтматов, В. Ерофеев, Ф. Искандер, Л. Петрушевская и др. В поэзии усилился минимализм и продолжают активно работать маститые авторы – А. Вознесенский, Б. Ахмадуллина, А. Кушнер, О. Чухонцев и др. Появились популярные писатели Б. Акунин, Л. Васильева, Ю. Поляков, Т. Толстая, Л. Улицкая. Сохраняют свою роль литературно-публицистические журналы: «Знамя» открыто для постмодернизма, «Дружба народов» отдает преимущество авторам из разных этнических групп, «Октябрь» - современной литературе, «Новый мир» - православию, «Наш современник» стал более литературным и художественным, сохранив почвенническую ориентацию. Появились литературные премии Букер, «Ладога» им. Ал. Прокофьева и др. В Интернете создано объединение им. Л. Стерна (около 60 литераторов из 12 стран, в т.ч. 30 из России). Уменьшилась политизация художественной литературы. Большой интерес вызвали последние произведения А. Курчаткина (роман «Стражница»), Н. Климонтовича (книга «Конец Арбата»), А. Трапезникова (роман «Механический рай»), поэта В. Широкова (роман «Шутка Приапа»), московского критика Н. Переяслова (сборник «Прости, брат»), Е. Попова (роман «Накануне накануне»), Елены Сулимы (роман «Невменяемые») и др. Они свидетельствуют о качественном росте отечественной литературы, обновлении литературных форм при сохранении верности классическим традициям. 
 
Музыкальная культура понесла большие утраты в связи с эмиграцией крупнейших музыкантов (композиторы А. Шнитке, С. Губайдуллина, Р. Щедрин, А. Пярт, В. Суслин, Г. Канчели, Д. Смирнов, Е. Фирсова, А. Раскатов, Н. Корндорф; исполнители М. Ростропович, Г. Вишневская, Г. Кремер, В. Ашкенази, Э. Вирсаладзе, Л. Берман, В. Крайнев, В. Муллова, Б. Давидович, М. Комиссарова и др.). В творческом плане происходит интеграция разных стилеязыковых тенденций. Облик новой музыки во многом определяют С. Курехин и Э. Денисов, которых уже нет в живых, С. Слонимский, В. Екимовский, В. Тарнопольский, А. Вустин, В. Мартынов, Ю. Каспаров, Ф. Караев, В. Артемов, Л. Десятников и мн.др. Крупнейшими исполнителями являются пианисты Е. Кисин, Д. Мацуев, И. Бутман и В. Софроницкий, виолончелистка Н. Гутман, альтист Ю. Башмет; скрипач и дирижер, в 1980 г. создавший замечательный оркестр «Виртуозы Москвы» В. Спиваков, дирижеры Е. Светланов, Г. Рождественский, Ю. Темирканов, М. Горенштейн, В. Федосеев, певец Д. Хворостовский. Дирижер и художественный руководитель Мариинского театра оперы и балета (С.-Петербург) В. Гергиев инициировал многие замечательные музыкальные мероприятия, в т.ч. поддержку молодых талантов России, ежегодный пасхальный фестиваль. Сохраняется высокий уровень балета в России, представленного танцовщиками Н. Ананиашвили, Д. Вишневой, С. Захаровой, У. Лопаткиной, С. Лунькиной, Д. Павленко, А. Фадеевым, Н. Цискаридзе, хореографами Б. Васильевым, Ю. Григоровичем, А. Ратманским и др. Школа современного балета развивается при творческом участии зарубежных хореографов У. Форсайта, Д. Доусона, К. Макмиллана и др. 
 
В массовых вкусах преобладает развлекательная музыка, ориентированная прежде всего на молодежь и отчасти среднее поколение. При этом произошло заметное снижение исполнительского мастерства в целом в эстрадных жанрах. Высокий творческий потенциал успешно реализуют Б. Гребенщиков, Земфира, «Машина времени», А. Градский, Л Долина, И. Кобзон и Л. Лещенко, С. Ротару, А. Пугачева и В. Леонтьев. Популярными исполнителями являются Алсу, О. Газманов, Н. Басков, популярный в Татарстане певец В. Усманов, группы «Золотое кольцо», «Любэ», «Лесоповал», «Русская песня» и др. Возрождается и развивается хоровое искусство (академический хор Российской армии, Кубанский народный казачий хор, академический ансамбль танца под руководством И. Моисеева и др.). 
 
В кинематографе наряду с маститыми мастерами (Н. Михалков, А. Кончаловский, Э. Рязанов, С. Чухрай, А. Митта, К. Муратова, С. Говорухин, М. Хуциев, П. Чухрай и др.) активно проявляют себя С. Бодров, В. Звягинцев, Е. Кончаловский, Н. Лебедев, П. Лунгин, П. Пежемский, А. Прошкин, А. Рогожкин, А. Сокуров, А. Учитель и др. Наибольшую популярность приобрели всевозможные телесериалы-детективы, мелодрамы, блокбастеры, в т.ч. на исторические темы, отражающие рост влияния развлекательной культуры. В этом же направлении работают представители юмористического и сатирического жанров (Г. Горин, М. Задорнов, Е. Петросян, Е. Хазанов и др.). 
 
Сегодня необходимо, не разрушая творческое наследие всех предшествующих периодов, в т.ч. советского, преумножить и развить его с учетом достижений мировой цивилизации, обеспечить культурный прогресс страны, без чего невозможно преодоление глубокого кризиса во всех областях - политике, экономике, социальной, духовной и др., обеспечение устойчивого развития общества. Актуальными проблемами отечественной культуры являются восстановление и дальнейшее развитие ее материальной и технической базы. Большой вклад в культурное развитие страны и всего мира вносят ученые - медики Л. Бокерия, Е. Чазов, математики В. Арнольд и Л. Фадеев, физик Ж. Алферов, ведущий в мире специалист по атмосфере Г. Голицын, историки А. Миллер, В. Молодин, А. Чубарьян, А. Янин, философы А. Неклесса, И. Фролов и др. В России изобретена биосенсорная система, одним прикосновением пальца к которой можно получить всю информацию о человеке. Отечественные ученые изобрели базальтовое волокно: сотканная из него газовая труба (а стоит она недорого) будет служить 600 лет и выдержит температуру до 1000 градусов. Необходима продуманная политика в области взаимодействия культуры и рынка, активизация общественных структур в формировании культурного пространства страны, укрепление и развитие традиционных и новых форм воспроизводства и подъема культуры всех народов Российской Федерации, укрепление духовных начал и национальных нравственных основ жизнедеятельности общества и государства, воспитание патриотизма и толерантности, гражданской ответственности членов общества.  
 
^ Российский шоу-бизнес. В СССР организация зрелищных мероприятий, как и всех других видов производства, находилась под строгим государственным контролем. Например, Госконцерт организовывал концерты по всей стране, от больших городов до колхозов. Требования к исполнительскому мастерству были довольно велики, но оплата артистам мало зависела от степени их популярности.  
 
К 1992 российский шоу-бизнес практически полностью изжил наследие советской эпохи (как позже поняли, не только негативное, но и позитивное). Действующая с 1964 монопольная государственная фирма грамзаписи «Мелодия» потеряла свое влияние на рынке, а официальные структуры Госконцерта уступили место частным. В 1993 был принят Закон Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах, который регламентировал «правила игры» в отечественном шоу-бизнесе.  
 
Шоу-бизнес в России 1990-х отличался многими своеобразными, не слишком приглядными особенностями. Вот, например, что рассказал в интервью Бари Алибасов, один из ведущих профессионалов в этой области: «Начинается все с „раскрутки". Продюсер записывает фонограмму, снимает клип для какой-нибудь привлекательной девчушки. Предварительно он находит бабушку с ангельским голоском, которая по причинам внешнего порядка в клипе появиться не может… но способна успешно исполнить „озвучку" за кадром. После упорного промоушена (раскрутки) девочку узнает вся Россия, а мужская часть населения просто теряет голову. Далее начинаются гастроли по стране. При этом доход идет, конечно же, в карман продюсеров. „Звезда" может рассчитывать на гонорар для домашней кошечки. При этом новая „певица", работая под чужую „фанеру", после 100 концертов начинает верить, что это ее собственный голос. Крыша у певицы съезжает. Она требует больше денег и других неблагоразумных привилегий. Продюсеры, естественно, не уступают. Им ведь еще и на новый клип необходимо потратить 30 тысяч долларов, и за его ротацию на телевидении отдать по 250 долларов за один показ, а показов этих должно быть не меньше пяти в день. Приходится делиться также с аранжировщиками, авторами слов и музыки. В конце концов такой водопад расходов может потопить и самого продюсера. В нашем так называемом шоу-бизнесе перевернуты все понятия об экономике. Ведь невозможно себе представить, чтобы какая-нибудь американская или европейская „суперзвезда" бродила по этажам телекомпании в поисках, кому всучить деньги за то, что ее покажут по телевизору. В нормальном мире, наоборот, телевизионщики бегают за артистами, предлагая огромные гонорары за съемки».  
 
Конечно, в этой язвительной характеристике не все надо воспринимать буквально. Однако острые проблемы постсоветского шоу-бизнеса (низкий профессионализм исполнителей, абсолютное доминирование продюсера над артистом, чрезмерно высокая роль СМИ) названы Б.Алибасовым вполне справедливо. Критики отмечают также, что пришедшие в СМИ крупные «акулы шоу-бизнеса» заботятся в первую очередь о доходах, а не о воспитании хорошего вкуса у слушателей и зрителей. В то же время в постсоветской России есть по настоящему талантливые и заслуженно популярные исполнители, за которыми охотятся записывающие компании.  
 
По своему обороту российский шоу-бизнес соответствует уровню небольшой европейской страны (как Польша или Португалия) – до сотен миллиардов долларов, вращающихся в этой сфере в США, ему очень далеко. По экспертным оценкам, в 2000 в России кассет и компакт-дисков (с учетом пиратской продукции) было продано примерно на 440 млн. долл. А гонорары за один концерт даже у самых популярных звезд не превышают 100 тыс. долл.  
 
Шоу-бизнес, как и любой другой бизнес, ориентированный на конкретных потребителей, ни от чего не зависит так сильно, как от покупательной способности в стране. Это было особенно хорошо заметно после дефолта 1998. Тогда количество гастролей артистов с Запада сократилось почти до нуля, а число звукозаписывающих фирм упало в 3 раза. В начале 21 в. шоу-бизнес вновь стал расти, развиваясь благодаря росту покупательной способности населения и совершенствованию российских законов в сфере защиты авторских прав.  
 
Российский шоу-бизнес развивается в строгом соответствии с законами рыночной экономики. Мелкие компании либо исчезают, либо скупаются более крупными. Крупные игроки, в свою очередь, все плотнее занимают рыночные ниши, не оставляя свободного места новичкам. Наиболее ярко концентрация предпринимательской деятельности заметна на аудио-рынке, где в начале 2000-х решающую роль играли такие крупные российские фирмы как АРС, «ЛогоВАЗ – News Corporation», MTV, «Русская медиа-группа» и SAV Entertainment. В России действуют также все крупнейшие мировые звукозаписывающие фирмы-мэйджоры. Сначала они ограничивались лишь выпуском альбомов западных исполнителей, но затем участились их контракты с российскими исполнителями.  
 
Набирает обороты и гастрольный бизнес. В Москве крупные концерты российских «звезд» проходят несколько раз в неделю, иногда даже несколько раз в день. Впрочем, за пределы столицы популярные исполнители выезжают не часто. Гастроли западных знаменитостей в начале 2000-х тоже стали регулярными, их концерты на больших площадках столицы проходят несколько раз в месяц. Российские продюссеры не могут пригласить в страну разве что «звезд» самой первой величины, таких как Мадонна или Пол Маккартни (расходы на их концерт невозможно окупить даже при активном спонсорском участии).  
 
Проблемой для российского шоу-бизнеса (как и для мирового) остаются «пираты», тиражирующие аудио- и видео-записи с нарушением авторских прав. По оценкам Международной ассоциации производителей фонограмм, в конце 1990-х – начале 2000-х в России доля пиратской продукции на аудиорынке составляла 60–75%, на рынке видеофильмов – до 85%. Впрочем, ситуация в России лучше, чем в большинстве других постсоветских государств (например, на Украине и в Белоруссии пиратский рынок составляет не менее 90%). Из-за большого количества пиратских копий тиражи лицензионных компакт-дисков и кассет остаются не слишком большими. В постсоветской России очень немногие записи продаются в количестве более 100 тыс. копий – такой показатель считается плохим даже в европейских странах, население которых значительно меньше, чем в нашей стране. Если на Западе главный доход музыкантам дает продажа альбомов, то у нас из-за пиратства эти доходы мизерны. Из-за того, что деньги зарабатываются в основном посредством постоянных гастролей, у музыкальных «звезд» нет ни стимула, ни возможностей расширять свой репертуар и совершенствовать исполнение.  
 
Хотя российский шоу-бизнес находится на подъеме, он все еще слабо конкурентен по сравнению с западным. Для западного шоу-бизнеса постсоветская Россия представляет интерес лишь как импортер музыкальной (а также иной зрелищной) продукции и ее исполнителей. Отечественные «звезды» уже начали продвижение на западный рынок, но до начала 2000-х многочисленные попытки заинтересовать российской музыкой западных слушателей неизменно в той или иной степени оканчивались провалом. Первыми прорывами отечественных музыкальных исполнителей стало 3-е место в списке лучших песен Великобритании, завоеванное ростовской техно-группой ППК в 2001, 3-е место группы «Тату» на конкурсе «Евровидение» 2003. 


Информация о работе Лекции по "Культурологии в области шоу-бизнеса"