Личность Мухаммеда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Личность Мухаммеда, основателя исламской религии, заслуживает полного внимания со стороны всех, кто интересуется религиозною жизнью народов. Достаточно одного того, что вот уже несколько столетий с именем Мухаммеда умирают миллионы людей, при каждом жизненном случае вспоминают его имя, чтобы признать мнимого пророка мусульман замечательной личностью. Какой-то удивительной, непостижимой силою он сковал массы людей и держит их в своих оковах.

Содержание

Введение
1. Родина Мухаммеда
2. Рождение Мухаммеда и его детские годы
3. Проповедническая деятельность Муххамеда в Мекке. Бегство в Медину.
4. Жизнь Муххамеда и его проповедническая деятельность в Медине.
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Религии мира.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Все это так повлияло на Мухаммеда, что он долго не мог успокоиться. Тоска, уныние, страх и отчаяние нападали на него. Были и такие мысли, что он не рад был своей жизни и готов покуситься на нее.

Предания говорят, что  с этих пор припадки повторялись, за ними следовали мнимые откровения. Застигнутый пароксизмом, Мухаммед падал в изнеможении на землю, затем начинались судороги, глаза дико вращались, лицо становилось бледным и покрывалось потом. По временам он издавал звук, похожий на крик молодого верблюда. Это ангел посетил его, говорили веровавшие в него.

Но что это было в действительности? Вопрос этот важен  настолько, чтобы обсудить его подробнее. Видения Мухаммеда с сообщением ему Божественного учения— это  галлюцинации слуха и зрения. Под  влиянием галлюцинаций разумеются ощущения, возникающие в нашем сознании не вследствие внешнего раздражения действительно существующими предметами, как это бывает со всеми обычными ощущениями, а вследствие внутреннего самостоятельного раздражения центра органа чувства, причем возникающее в центре органа ощущение относится во внешний мир, как бы предмет при этом виделся в действительности. Все ощущения эти имеют ту особенность, что они не представляют чего-либо нового в нашем сознании, а только лишь воспроизведение следов прежде бывших ощущений.

Особенно мало отклоняются  от действительности те галлюцинации, которые возникают под влиянием импульсов из области представлений. Содержание галлюцинации может зависеть от содержания нашего мировоззрения, но появление и возникновение галлюцинаций стоит вне нашей воли и составляет болезненное состояние центров органов чувств. Причиной галлюцинаций служат все обстоятельства, ставящие центры органов чувств в неправильные условия существования: усиленный приток крови, малокровие, изменение сосудов, питающих органы чувств, и другие болезненные процессы, крайняя возбужденность органов чувств, изменение состава крови занесением ядовитых веществ и проч.

Не имея понятия о  возможности происхождения подобных явлений вследствие болезни, невежественные люди принимают их за действительность. Особенно этому благоприятствуют невежество, суеверие, убеждения больного в возможности такого явления, политическое и религиозное состояние, фанатизм и настроение окружающей среды. То же самое было с Мухаммедом.

Преданный всей душой  вновь создаваемой им религии, живущий мыслями только о своем посланничестве, Мухаммед, весьма естественно, имел и соответственные тому галлюцинации. Ему являлся ангел Гавриил и приказывал именем Божиим.

Ангел передавал приказания о том, о чем Мухаммед сам постоянно думал, — о делах веры и почитания Бога. В силу своих убеждений Мухаммед считал вполне возможным таких посланников Божиих. Такие ангелы являлись же патриархам и передавали им повеления Божии. Ныне жители Аравии нуждались в обновлении религии, и потому, естественно, Бог мог послать своего ангела вестником богопочитания. А так как он, Мухаммед, особенно много думал о богопочитании, то почему же не послать этого вестника именно к нему, Мухаммеду. В силу этих соображений Мухаммед не только принял, но даже и не мог не принять эти галлюцинации за действительность, не мог не уверовать в них и не исповедовать их учение.

Поэтому возможно думать, что вера Мухаммеда в видения  и откровения была искренней веры, его убеждения в своем избрании были искренними убеждениями и его проповедь была искренной проповедью.

По крайней мере, это следует  сказать относительно первого периода  — периода его проповеднической деятельности.

В данном случае было все  за Мухаммеда: и среда, и обстановка, и веяние времени, и общественные течения, и его личное мышление и убеждение, и болезненное состояние органов чувств. Поэтому говорить о какой-либо лжи, выдумке и обмане со стороны Мухаммеда нет никакого основания, ибо все деяния Мухаммеда находят себе полное оправдание в его болезненных явлениях, которые у него, несомненно, существовали. Помимо галлюцинации у Мухаммеда были припадки. Он терял сознание, падал в судорогах, лицо становилось бледным, выступал пот, припадок сопровождался диким криком, после припадка на него нападал какой-то экстаз. Эти припадки имеют особенно важное значение, так как с ними тесно связано самое откровение.

Подобные припадки в  науке известны уже давно и  относятся к болезненному состоянию, известному под именем эпилепсии. Эпилепсия — такое болезненное состояние, которое выражается припадками, длящимися несколько минут, с промежутками здорового состояния от нескольких дней до нескольких лет. Эта болезнь является чаще всего в возрасте от пяти до пятнадцати лет. Бывают такие случаи, когда болезнь, пробыв некоторое время в детстве, затем прекращается, а в зрелом возрасте, при неблагоприятных жизненных условиях, возвращается вновь.

Предвестником эпилептического  припадка являются галлюцинации органов зрения, слуха, осязания. Очень часто больные имеют видения, слышат голоса, ощущают по телу как бы веяние ветерка. А затем начинается сам припадок. Больной с диким, нечеловеческим криком падает на землю, причем во всем теле появляются судороги. Лицо становится бледным, багровым или красным, глаза скошены, на лбу и теле выступает пот; человек теряет сознание и остается нечувствительным ко всему окружающему. Так длится припадок 3–4 минуты. Затем все стихает, больной впадает в изнеможение и сноподобное состояние. Проходит еще несколько минут, и человек опять в себе.

Обращаемся к Мухаммеду, в припадках которого мы видим  много общего с эпилепсией. Утробная жизнь Мухаммеда сопровождалась, как известно, сильным душевным потрясением его матери, которая со смертью мужа лишилась необходимых средств существования. Это горестное событие отразилось болезненно не только на Амине, но и на рожденном ею младенце. Когда ему было пять лет, то ангел Гавриил, гласят мухаммеданские предания, захотел его очистить, после каковой операции няня застала его «в судорогах и бледным, как смерть». Пять лет— это время наиболее частого появления эпилепсии с судорогами и смертельной бледностью. Весьма естественно, что припадки эпилепсии у Мухаммеда начались именно в это время. Затем в течение долгого времени не имеется сведений о припадках у Мухаммеда. Только в сорок лет они появляются вновь. Это совершенно возможно. Жизнь Мухаммеда предрасполагала его к таким припадкам. Путем истощения, утомления и умственного напряжения он довел себя до возврата эпилепсии. Припадки возобновились, но только теперь в худшей форме. К судорожным припадкам присоединились галлюцинации. Эти припадки проявились у Мухаммеда двояко: то в виде судорог, то в виде головокружения. И те и другие припадки сопровождались зрительными и слуховыми галлюцинациями.

В этих галлюцинациях  воплотились давно переживаемые Мухаммедом образы, происшествия и  мысли. В них является ангел Гавриил  с целью диктовать Мухаммеду  те мысли и то учение, о котором  он постоянно думал, с которым он неразлучно жил и которому он отдал жизнь. Но теперь это учение шло, по его мнению, от Бога. Мухаммед искренне верил в это. Верили в это и близкие ему люди.

Что же, однако, открывало  Мухаммеду мнимо-божественное откровение и в чем состояла его новая вера?

Проста и несложна была на первых порах его вера и  многим известна.

В мире есть только один Бог — Аллах, Господь. Он сотворил мир и его поддерживает. В Него одного должно верить и отречься от идолопоклонства. Мухаммед пророк Его. Ему поручено предостеречь людей и возвестить им, что наступает воскресение мертвых и Страшный суд.

Все это истины давно  известные и подробнее изложенные как в христианстве, так и в  иудействе. Да Мухаммед и не выдавал  их за что-нибудь новое. Он сам заявляет, что его учение — учение первых патриархов.

Недоброжелательно отнеслись  к новому проповеднику его сородичи. В него уверовали только Хадиджа, жена Мухаммеда, Алий и раб Зейд. Другие же издевались над ним.

Прежде чем выступить  открыто с проповедью, он созвал на собрание членов своего рода и объявил им о своем посланничестве и откровении. Все они пришли в негодование. Один из дядей Мухаммеда, Абу Лахааб, не выдержал и закричал: «О, чтоб тебе удавиться! Так это ты за этим и созвал нас?»

Все ушли, смеясь и бранясь.

Но Мухаммед стоял  на своем. Напрасны были усилия родственников  заставить его отказаться от принятого  им решения проповедовать новую  веру.

«Если бы мне, — говорил  Мухаммед,— давали солнце в правую руку и месяц в левую — с  тем, чтобы я оставил это дело прежде, чем Бог даст ему победу,— то я не оставил бы его».

Однако, несмотря на такую  убежденность Мухаммеда в своем  деле, его проповедь мало двигалась  вперед. В течение первых десяти лет последователей у него насчитывалось  только несколько десятков, да и те состояли из рабов и людей бедных. Вместе с ним они должны были терпеть гонения и насилия. Под влиянием этих обстоятельств Мухаммед решил пойти на уступку корейшитам. Он решил признать главнейших богов Каабы. Явившись в Каабу, он открыто заявил, что считает Лата, Уззу и Маната — языческих идолов — великими заступниками пред Аллахом. Этим актом признания Мухаммед примирился с корейшитами и зажил спокойно. Но пророком его не признавали.

Ничего не достигнув  этой уступкой, Мухаммед заметил, что  его сторонники были огорчены, увидев допущение многобожия. Да и собственная совесть укоряла его и он отказался от своего признания идолов (53:19–23).

Вражда мекканцев возгорелась  снова несмотря на то, что к нему присоединились могущественные деятели, как Хамза, Абу-Бакр и др. В 617 году с ним и его последователями жители Мекки прекратили все общественные сношения, отказали им в праве брачных союзов, исключили из участия в караванной торговле и таким образом объявили Мухаммеда и его последователей вне закона. Такое положение длилось два года. Дольше терпеть его становилось невозможно.

В это время на Мухаммеда  обрушились и другие несчастия. Умерла Хадиджа, его верный друг; умер его  дядя Абу Талиб — старшина рода, который до конца жизни любил  Мухаммеда и защищал его. Вместо него стал старшиной рода Абу Лахааб — враг Мухаммеда, от которого чего-либо хорошего ждать не приходилось.

В неприятное положение  Мухаммед становился, когда требовали  от него доказательства его посланничества. Язычники требовали от него чуда, так  что Мухаммед вынужден был признаться, что он только наставник (13:8). Христиане и иудеи изобличали Мухаммеда в незнании Писания и в смешении откровений Писания с преданиями персов, арабов и т.д. Все уверения Мухаммеда на этот счет остались тщетными. Он стал падать духом, терять веру в успех своего дела, терять веру в себя самого. Он признал, что его проповедничество в Мекке бесполезно. Уже несколько раз последователи его до этого времени переселялись в Абиссинию. Теперь Мухаммед решил сам перейти и перенести свою проповедь куда-либо вне Мекки. Таким образом он избрал Ятриб, названный в честь Мухаммеда Мединой. В 622 году Мухаммеду удалось уйти из Мекки и благополучно прибыть в Ятриб...

 

Жизнь Мухаммеда  и его проповедническая деятельность в Медине

Недалеко от Ятриба Мухаммеда восторженно встретили как магаджары (последователи Мухаммеда, бежавшие вместе с ним и прежде него из Мекки в Медину), так и ансары (жители города Медины, уверовавшие в Мухаммеда как пророка и принявшие его в свой город).

Мухаммед вошел в  Ятриб, как в свой родной город, и с тех пор этот город в честь его стал именоваться Мединой. Год переселения Мухаммеда в Медину считается первым годом мухаммеданского летосчисления.

В Медине проповедь Мухаммеда  пала на благоприятную почву. В первые дни пребывания в Медине обаяние Мухаммеда достигла здесь непреодолимой силы. К нему потянулись целые городские части с заявлением своей веры в него. Число последователей Мухаммеда возросло до значительных пределов.

Вместе с этим происходит изменение и в характере Мухаммеда.

Продолжительная проповедническая деятельность убедила Мухаммеда, что  кротость и любовь не дают своим  поклонникам в среде некультурных народов никакой власти. С мирной проповедью он обращался к жителям  Мекки, к иудеям и христианам. И  они не послушали его. Мухаммеду предстояло или обратиться в рядового араба, или променять кроткое божество на варварского бога войны и мести. И Мухаммед склоняется к последнему.

Мекка родила мечтателя, энтузиаста, философа, которого притесняли, оскорбляли, и это тогда, когда он под влиянием христианства взывает к человечности и милосердию. Успехи Мухаммеда в Мекке вскоре преобразили его до неузнаваемости. Смиренный грешник Мекки, почувствовав под собою почву и опору основателя государства, довольно быстро обратился в земного царя с войсками, знаменами и лязгом оружия. Поэзия его речей уступила место приказам холодного рассудка, требовавшим веры в него не только как в пророка, но и как в главу государства. Его откровения не минуют теперь даже эротических гаремных сцен и нередко возбуждают насмешки среди заведенных теперь им многочисленных жен. Так, когда он изрек от имени Аллаха, что Аллах разрешил ему брать в супруги всех верующих женщин, которые только пожелают отдаться ему, не исключая дочерей, дядей и теток, Айша — любимая его жена— заметила ему довольно колко: «Поистине удивительно, что твой Господь всегда спешит изъявить согласие на все твои удовольствия».

Вскоре по прибытии в  Медину Мухаммед издал законоположение, которым определялась жизнь его  последователей. По этому законоположению все его последователи составляли одну семью, подчинявшую свои привычки, вкусы и привязанности исключительно требованиям религии. Этот новый религиозный союз походил на воинствующий орден, каждый член которого обязывался самым поступлением в ислам разрывать все связи, не исключая и семейных, если они только не отвечали требованиям Мухаммеда. Мухаммед не делит своих последователей на племена, а теперь существуют только правоверные и неверные. Правоверные должны жить в мире, забыть вражду и раздоры, помогать друг другу и стремиться к подавлению и уничтожению неверных.

Поистине можно подумать, что в мединский период жизни  Мухаммеда Аллах заменил ангела Гавриила другим бесплотным вдохновителем  с мрачным челом и стальной десницею. И этот вдохновитель потребовал, чтобы тихое и светлое чувство правды и истины поступилось, отошло на второй план и уступило свое место искусственным порядкам и стремлениям к государственным и законодательным программам.

Мухаммед объявил меч  орудием распространения веры: «Когда встретитесь с неверными, то ссекайте с них головы дотоле, покуда не сделаете совершенного им поражения» (47:4; см: также 48:16; 3:164; 5:39; 18:17). Мухаммед строго следовал установленной им программе действий. В течение мединского периода вся жизнь Мухаммеда наполнена была рядом войн и набегов на торговые караваны и на соседние племена. Походы Мухаммеда против неприятелей почти всегда оканчивались полным успехом. Победа следовала за победами, и виды и предприятия Мухаммеда распространялись по мере его могущества.

Информация о работе Личность Мухаммеда