Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 10:49, контрольная работа
Что собирает в праздничные дни под открытым небом огромное количество людей? Что зовет их на площади и улицы городов, объединяет в многоликие группы, заставляет петь, танцевать, затевать игры? Ф. Энгельс утверждал, что на народное празднество люди собираются "для взаимного освежения житейской бодрости и юношеского веселья".
V. Когда приходит тот самый долгожданный день, когда преображенное и украшенное место проведения полно зрителей и дети с замиранием сердца ждут начала действия… праздник начинается… проходит … и заканчивается, но не заканчивается работа над праздником.
VI. Это подведение итогов. Как мы уже отмечали, детская, да и взрослая память долго хранит светлые, радостные, яркие впечатления, которыми богат праздник. И задача взрослых на этом этапе состоит в том, чтобы «привязать» к этим воспоминаниям те умения, навыки и знания, которые дети получили на празднике и в процессе его подготовки. Для этого проводятся беседы, в которых дети вспоминают, что им понравилось, при помощи взрослых выделяется наиболее важное и главное в празднике, поясняются непонятные моменты.
VII. Последействие праздника. На этом этапе закрепляются наиболее содержательные и красочные впечатления, связанные с тематикой праздника, они запечатлеваются в рисунках, фотографиях, видеозаписях и т.д.
Все это помогает глубже почувствовать содержание праздника, сохранить о нем хорошие воспоминания и, что очень важно для детей максимально использовать эту ситуацию для обучения и развития.
Удачное проведение праздника для детей определяет, прежде всего, хорошо продуманный сценарий. Он должен быть в меру насыщен зрелищами и выступлениями. Многообразие ярких впечатлений иногда может вызвать у детей заторможенность. Поэтому зал (если мероприятие в помещении) заранее подготавливается и украшается, чтобы дети могли его посмотреть до праздника, провести в нем репетицию. Причем лучше провести эту репетицию еще и в костюмах, чтобы они не стесняли движения, чтобы дети привыкли к ним.
В выступлениях участвуют все дети. Это достигается, прежде всего тем, что часть танцев, игр, хороводы исполняются коллективно. Помимо этого, каждый ребенок выступает индивидуально или с небольшой группой детей. Индивидуальные выступления помогают застенчивым детям побороть робость, развивают уверенность в своих силах, преодолевают скованность в движениях.
Разнообразна деятельность взрослых на празднике. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, умение непосредственно общаться с детьми во многом определяют общий настрой и темп ведения праздника. Ведущий должен не только хорошо знать программу, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих целей на празднике используются игры. Они позволяют детям расслабиться и подвигаться. На праздниках всегда используются игры, с которыми дети уже знакомы, в которые они уже играли на музыкальных занятиях, занятиях по физическому воспитанию и т.д. Это связано с тем, что объяснение правил игры, показ действий играющего на празднике может занять очень много времени. А праздник должен быть проведен в хорошем темпе и неоправданные паузы, как и растянутость выступлений, и слишком большое их количество утомляет детей, расхолаживает их, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Таким образом, мы рассмотрели общие этапы организации и проведения праздников для детей, выделили особенности подготовки и проведения праздников с точки зрения использования в нем различных видов деятельности.
Попробуем на основе изложенного материала сформулировать методические рекомендации по проведению детского праздника. Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации:
1. Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельности и, соответственно, достичь хороших результатов.
2. Речевой материал к празднику нужно подбирать в соответствии с программными требованиями, ориентируясь на активный словарь детей. При этом важно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, состояние его устной речи.
3. При разучивании стихов необходимо обращать внимание не только на заучивание текста и его звуковое оформление, но и на внутреннее содержание.
4. При постановке танцев целесообразно использовать движения, уже разученные детьми (на занятиях по физкультуре, ритмопластике), т.к. использование хорошо знакомых движений расширяет рамки работы над выразительностью, содержанием танца.
5. При постановке игровых песен необходимо тщательно продумывать используемые во время пения движения, для того, чтобы они способствовали полноценному речевому дыханию, несли эмоциональную окраску, соответствующую смысловому содержанию песни.
6. Необходимо широкое использование изобразительной деятельности в процессе подготовки праздника, т.к. участие в общем деле формирует у детей чувство коллективизма, украшение зала, группы, создание костюмов способствует развитию творчества детей.
7. Праздник не должен быть растянут во времени, т.к. слишком долго детям трудно удерживать внимание на происходящем.
8. В структуру праздника необходимо включать различные сюрпризные моменты, игры. Для того чтобы поддерживать внимание детей важно дать им возможность в нужный момент расслабиться, поиграть, отдохнуть. Постоянная смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес ребенка.
9. В ходе праздника взрослые должны помогать детям ориентироваться в происходящем действии, если возникает необходимость, разъяснить то, что непонятно кому-то из детей.
10. После проведения праздника важно закрепить полученные детьми впечатления и знания. Для этого проводятся беседы с детьми. Целесообразно использовать изобразительную деятельность в подведении итогов праздника, т.к. это способствует закреплению полученных впечатлений, развивает образную память.
11. В процессе подготовки и проведения праздника необходима четкая, взаимосвязанная работа ведущего, музыкального руководителя, взрослых, по возможности, родителей и, конечно, детей. Только при этом условии праздник пройдет успешно и оставит яркие воспоминания у всех его участников.
Теперь рассмотрим особенности подготовки и проведения праздников для детей с ограниченными возможностями.
1. В силу специфики в подготовке праздничных мероприятий для детей с ограниченными возможностями должны участвовать не только родители, педагоги или воспитатели, но и специалисты, которые хорошо знают специфику работы с каждой группой людей, имеющих различные заболевания: опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха, центральной нервной системы и др., а также квалифицированный обслуживающий персонал, медперсонал.
2. Организация мероприятия должна проходить так, чтобы детям с различными недугами дать максимум возможностей для самореализации, самосовершенствования, самоутверждения.
3. Для того, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя выпавшими из мира «нормальных» людей, не испытывали недостатка в общении, праздники должны проводиться не только для конкретной аудитории, но и быть интегрированными, когда создаются равные возможности для детей с когнитивными нарушениями и без них. Совместная деятельность здоровых и «особых» детей стимулирует рост последних. Радость, полученная от праздника, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой, что немаловажно в их повседневной жизни. Таким образом, расширяются зоны творческих возможностей и круг интересов особенных детей. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются.
5. Праздники для детей с ограниченными возможностями могут принимать форму спортивных и туристские мероприятий (различные спартакиады, фестивали, соревнования), творческих фестивалей и конкурсов, экскурсий, тематических и календарных мероприятий, празднования дней рождения и иных торжеств. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы, фольклорные праздники, Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции и другие праздничные мероприятия дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, нор и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.
6. Праздник для детей с ограниченными возможностями может состоять из мастер-классов, арттерапевтических творческих мастерских (керамики, деревообработки, изобразительного искусства, пения и др.), специальных спортивно-оздоровительных мероприятий (эстафеты, соревнования по дартс, армреслингу, гиревому спорту, ринго, с мячами и др.) терапевтических хороводов, танцев, мероприятий с элементами энималотерапии, в т.ч. иппотерапии.
7. Обязательным условием проведения праздников для детей с ограниченными возможностями является создание теплой, творческой атмосферы.
8. Необходимо помнить и о специальной технической подготовке подобных мероприятий: организация специализированного транспорта до места проведения праздника, обеспечение специализированными пандусами и подъемниками для беспрепятственного передвижения участников по территории, специализированными туалетами.
Таким образом, мы видим, что для организации праздников для детей с ограниченными возможностями характерны не только общие правила при подготовке подобных мероприятий, но и то, что данная деятельность имеет ряд специфических особенностей.
2.2. Анализ инновационного опыта праздников для детей с ограниченными возможностями на примере Челябинской области
Нужно отметить, что на сегодняшний день в Челябинской области есть определенный и положительный опыт функционирования с целью удовлетворения детского населения с ограниченными возможностями в их потребностях культурной организации досуга, развитии творческих способностей, восполнении недостатка в общении. Широко распространена организация массовых праздников для детей-инвалидов, имеются специализированные центры художественного творчества, спортивные и дополнительного образования.
Рассмотрим несколько примеров праздничных мероприятий, проводимых для детей с ограниченными возможностями в Челябинской области.
1. Городской фестиваль творчества детей-инвалидов «Искорки надежды».
Фестиваль был проведен веной 2009 года при поддержке администрации г. Челябинска в соответствии с отраслевой целевой программой «О социальной поддержке населения города Челябинска на 2008-2010 гг.». Фестиваль проводился уже 16 раз.
Целью фестиваля являются реабилитация детей-инвалидов средствами искусства в процессе творческой деятельности, выявление талантливых детей-инвалидов, привлечение их к активному участию в культурной жизни города (см. Приложение № 1).
Участниками фестиваля стали дети-инвалиды, творческие самодеятельные коллективы, учащиеся школ искусств и других муниципальных учреждений для детей, а также отдельные исполнители, имеющие ограниченные физические возможности и занимающиеся разнообразными видами творчества. В фестивале творчества детей-инвалидов активное участие приняли также общественные организации родителей детей-инвалидов и детские учреждения соответствующего профиля.
Фестиваль проводился по следующим номинациям:
1) вокальное пение;
2) хоровое пение;
3) музыкально-инструментальное исполнение;
4) художественное чтение;
5) фольклор;
6) хореография;
7) декоративно-прикладное творчество;
8) изобразительное творчество.
Все концертные номера были представлены представленные на городском гала-концерте (см. Приложение № 2), а лучшие из них в последствие направились для участия в областном фестивале творчества детей-инвалидов.
Так, например, на мероприятии можно было увидеть следующие творческие номера: вокально-хореографические композиции, чтение авторских стихотворений, выступления на фортепьяно, ритмическую картинку, стихотворение, исполненное жестами, жестовые песни и другие.
Творческие работы ребят были представлены на выставке декоративно-прикладного и изобразительного искусства. На ней представили свои творческие работы 191 ребенок-инвалид.
Абсолютно все участники мероприятия получили подарки: мягкие игрушки, познавательные игры и книги.
2. Традиционным стало в Челябинске проведение и регионального спортивного фестиваля для детей-инвалидов.
Фестиваль стал первым в России общим соревнованием для детей и подростков с нарушениями здоровья трех групп - опорно-двигательной системы, зрения и слуха. Спортивный праздник проходит на базе областного Кусинского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Юные спортсмены ежегодно принимают участие в соревнованиях по футболу, волейболу, легкой атлетике, плаванию, дартсу, настольному теннису, шахматам и шашкам, стрельбе из пневматической винтовки.
С каждым годом соревнования набирают популярность у ребят с ограниченными возможностями. Если в прошлом году в фестивале приняли участие 150 юных спортсменов - представителей 22 городов и районов области, то в этом заявки поступили от 196 детей в составе 26 команд. Спортсменов подготовили 23 территории области. Самые многочисленные команды представляли Челябинск, Магнитогорск и Кусу. Каждый юный спортсмен получает дипломы и медали, памятные призы и подарки. С 2009 года областной фестиваль расширил свою географию и пригласил спортсменов из соседних областей.
Финансирование спортивного фестиваля проводится в рамках областной целевой программы по социальной поддержке инвалидов Челябинской области на 2007-2010 годы. Мероприятие направлено на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья через спорт и физическую культуру.
3. Яблочный спас.
Информация о работе Массовый праздник. Особенности сценария и режиссуры