Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития.

Содержание

Введение. 3
1. Переход к новому обществу. 4
2. Эпоха модерна. 6
1. Значение термина «модерн». 6
2. Идеология модерна 7
3. Постмодерн. 11
1. Переход от модерна к постмодерну 11
2. Массовая культура. 12
3. Культура постмодерна 16
Заключение. 20
Список использованной литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

ккр история.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение. 3

1. Переход к новому обществу. 4

2. Эпоха модерна. 6

1. Значение термина «модерн». 6

2. Идеология модерна 7

3. Постмодерн. 11

1. Переход от модерна к постмодерну 11

2. Массовая культура. 12

3. Культура постмодерна 16

Заключение. 20

Список использованной литературы. 21

Введение.

XX век,  принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека  усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории  противопоставивший в такой степени  друг другу достижения культуры  и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Каждый  период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий  и тенденций развития.

Цель  данной работы становлению и развитию в культуре образа современности (модерна), его предпосылок и трансформаций, результатом которых является состояние общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью (постмодерном).

Исходя  из указанной цели, в работе решаются поставлены следущие задачи:

  1. Рассмотреть предпосылки становления нового общества и основные черты культуры модерна,
  2. Проанализировать предпосылки перехода от модерна к постмодерну,
  3. Выделить основные черты культуры постсовременности.
  4. Переход к новому обществу.

 

 В ряду традиционных аграрных обществ  совершенно особое место занимала Западная Европа. Западная Европа обладала рядом особенностей ,которые постепенно усиливались на протяжении средних веков, что и привело к появлению общества совершенно нового типа:

  1. Понятие частной собственности сохранилось на протяжении всей западной истории, в том числе и средневековой. Порой видоизменяясь, уходя на второй план экономики (феод - это условное владение, а не частная собственность), это понятие сформировало одну очень важную норму: власть не должна иметь права запускать руку в карман подданных без их согласия. Так налоги должны вотироваться, то есть утверждаться представителями населения .Отсюда произошли парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и другие сословно - представительные учреждения, породившие саму идею представительного правления, источник современного западного парламентаризма.
  2. Центрами этих частнособственнических отношений в средневековой Европе были города. Конечно, они еще оставались городами аграрного общества.Однако и в экономических, и в юридических, и социально-политических отношениях здесь происходят существенные перемены. Экономика городов строится все больше на отношениях товарно-денежных, причем нарождающийся рынок включает в сферу своего действия и основной - аграрный - сектор экономики ( замена натурального оброка денежным - несомненное тому свидетельство). Юридически города все больше выходят из системы феодальных отношений .
  3. Естественное развитие рынка приводит к его интернационализации. Рынок становится сначала общеевропейским, а затем, перерастая континентальные рамки и стимулируя процесс Великих Географических Открытий - мировым. Великие Географические Открытия - событие в истории человечества переломное: не только экономика, но и история вообще становится всемирной, всечеловеческой. Решающим фактом такой интеграции истории является именно западноевропейское влияние и экспансия, несмотря на все сопутствующие ей негативные моменты. Сила и динамизм нового общества, возникающего в Европе, о становлении которого и идет речь, предопределили успех этой экспансии и европеизированный облик нового мира.
  4. Складываются не только экономические, но и идеологические предпосылки нового общества. Речь идет прежде всего о возникновении светских форм культурной жизни, идей независимого от религии развития науки и искусства, связанном с кризисом Католической Церкви. Реакцией на этот кризис и был рост светских форм культуры.Центральным моментом новой системы ценностей стал гуманизм, человек был поставлен в центр мировоззрения, гуманисты оказались таким образом ближе к античности, чем к христианскому средневековью. Естественным образом гуманизм способствовал таким образом индивидуализации, аграрному обществу не свойственной.
  5. Наконец, кризис Католической Церкви породил явление, сыгравшее, пожалуй, решающую роль в становлении нового общества. Имеется в виду, разумеется Реформация, а точнее одно из ее направлений - кальвинизм. Именно учение "женевского папы" Жана Кальвина и сформировало, по выражению немецкого ученого Макса Вебера, протестантскую этику, породившую дух капитализма.

Таковы  предпосылки процесса, коренным образом  изменившего все общество и создавшее в конце концов современного человека с его совершенно новым менталитетом.1

  1. Эпоха модерна.
  2. Значение термина «модерн».

Эпо́ха моде́рна, моде́рнити, иногда моде́рн — понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капиталистического общественного строя, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства. Такое общество противопоставляется традиционному обществу.

В русскоязычной литературе термин модернити используется для того, чтобы не путать его, во-первых, с современностью как таковой, а во-вторых — с эпохой модерна (периодом развития европейского искусства на рубеже XIX—XX вв., когда возник и получил развитие модернизм)2.

Модерн отождествляется с эпохой Нового времени и является синонимом новоевропейской культуры. Именно тогда формируется индустриальный тип общества, и в дальнейшем мы будем использовать термин "модерн" в этом контексте.

Таже под модерном понимают не только историческую эпоху, но и сложившийся в то время желаемый образ общества и культуры, который воплотился в идеологии Просвещения. В этом смысле модерн является своеобразным мировоззренческим проектом развития культуры. Главное его содержание - это максимальное развитие рациональных способов мышления и социальной организации как путь к освобождению от иррациональности мифа, религии, предрассудков, произвола власти; идея прогресса; стремление к однозначной (правильной), универсальной интерпретации бытия; европоцентризм.

Таким образом, под модерном понимают , во-первых, индустриальный тип общества и культуры, сложившийся к XVII-XVIII вв. и развивавшийся в XIX и первой половине XX в.; во-вторых, свойственный этому периоду способ самосознания культуры.

  1. Идеология модерна

В связи  с переходом к новому обществу возникло новое отношение человека к миру - отношение субъекта к объекту, когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку.Следствием такой мировоззренческой позиции стало появление нового способа интерпретации бытия - воссоздание картины мира. "

Новоевропейская картина мира включает в себя три  основополагающие идеи: природу, личность, культуру .

Под природой понимается все существующее, включая  и человека, то, что определяется универсальным естественным законом  и может быть изучено в опыте  и рационально объяснено.

Личность, субъект – это человек, развивающийся  на основе собственных дарований  и инициативы.

И, наконец, культура, понятая как сфера самостоятельного творчества человека, в которой он может ставить себе цели по собственному усмотрению. Особо отметим, что понятие  культуры, равно как и обозначаемая им проблематика, становится предметом  теоретического исследования только с XVIII в., хотя термин "культура" античного  происхождения и использовался  Цицероном уже в I в. до н.э.

Таким образом, с XVIII в. человеческая деятельность понимается и осуществляется как  культура. Светский и рационалистический характер культуры Нового времени выразился  в дифференциации ценностных сфер науки, морали, искусства и их автономизации  по отношению к повседневной практике (ранее их сущностное единство гарантировалось  религией). Высокая культура все  более превращается в культуру экспертов. В соответствующих культурных системах деятельности институализируются научные дискурсы, исследования в области морали и теории права, создание произведений искусства и художественная критика как дело специалистов .

Развитие  профессионального подхода к  культурной традиции неоднозначно сказалось  на самой культуре. С одной стороны, наблюдается бурный расцвет науки (научная революция XVII в. и последовавшая  за ней промышленная революция XVIII в.), философии ,искусства (XVII в. - одна из самых блестящих эпох истории искусства). Наконец, с этого момента появляются внутренняя история наук, теория морали и права, история искусства - все это, разумеется, не как линейное развитие, но как процесс обучения.

С другой стороны, увеличивается разрыв между  культурами экспертов и широкой  публикой. Прирост культуры за счет деятельности специалистов просто так  не обогащает сферу повседневной практики. Более того, рационализация культуры содержит в себе угрозу обеднения  жизненного мира, лишения его непосредственной связи с культурной традицией.

Философы  Просвещения осознавали это противоречие, поэтому сформулированный ими культурный проект модерна состоял в том, "чтобы неуклонно развивать  объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной  природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким  образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и  использовать их для практики, т.е. для  разумной организации жизненных условий".

Надежды просветителей на то, что науки  и искусства автоматически будут  способствовать не только покорению  природы, но и пониманию мира и  человека, нравственному совершенствованию, справедливости общественных институтов и даже человеческому счастью, были чрезмерными. Дальнейшее развитие культуры не пощадило этого оптимизма.

Уже XIX век внес существенные коррективы в  сложившийся ранее образ культуры. Начало положил романтизм с его  культом воображения и страстей, интересом к средневековью, экзотическим культурам Востока, излюбленными образами мятежного художника и героя, "выпадающего" из реальности.

Вторую  тенденцию можно обозначить как  начинающийся кризис ценностных оснований  классической европейской культуры, что нашло отражение в явлениях нигилизма и декаданса.

Символом  надлома классических традиций в  европейском искусстве на рубеже XIX - ХХ вв. стал декаданс.Деданс(франц. décadence от лат. decadentia) — общее наименование кризисных, упадочных, пессимистических настроений и деструктивных тенденций. Впервые этот термин в подобном смысле употребил французский философ Ш. Монтескьё в заглавии своей книги "Рассуждение о причинах величия и падения римлян"3. Его роль в истории поэзии до известной степени сходна с ролью Э. Мане в истории живописи. Стоя на последнем рубеже классического искусства, оба расчистили дорогу для всех последующих новаторских движений.

Культура XIX века в целом развивалась ещё  в границах рационалистической и  универсалистской модели модерна4. Вместе с тем, появился ряд новых тенденций, которым предстояло полностью реализоваться уже в XX столетии. К ним относятся:

- демократизация  культуры, выразившаяся, во-первых, во  включении повседневности в число  ценностей культуры, в процессах  быстрого расширения сферы жизненного бытования искусства; во-вторых, в доступности результатов культурного творчества все большему кругу людей, благодаря развитию системы образования, появлению средств массовой коммуникации (газеты), публичных музеев, регулярных общедоступных выставок;

- возникновение  иррационалистических и мифологизаторских схем интерпретации культуры (например, концепция "вечного возвращения" у Ф. Ницше);

- отход  от европоцентристской модели  культуры, открытие новых самоценных  культурных миров (ориенталистские темы у романтиков, влияние японской живописи на импрессионистов).

Эволюция  культуры, помноженная на социально-политические катаклизмы начала XX века (первая мировая  война 1914-1918 гг., революции в России, Германии, Венгрии, распад великих империй  и создание новых государств, фашистские перевороты в Италии и Германии), обусловила кризис новоевропейской  картины мира. В связи с этим вновь актуализируются поиски новых  образов культуры и человека.

  1. Постмодерн.
  2. Переход от модерна к постмодерну.

Тоффлер указывает на особенность конфликта перехода от модерна к постмодерну: “На одной стороне находятся приверженцы индустриального прошлого, на другой — все растущее количество людей, сознающих, что самые насущные проблемы мира — продовольствие, энергия, контроль вооружений, численность населения, бедность, природные ресурсы, экология, климат, проблемы пожилых людей, распад городских сообществ, необходимость в творческой работе, которая приносила бы удовлетворение, — не могут больше находить свое решение в рамках индустриального общества. Этот конфликт — это «сверхборьба» завтрашнего дня” 5.

Так, используя терминологию Тоффлера, можно сказать, что конфликт, возникающий при парадигмальной смене, является сверхборьбой. А если учитывать специфику масштабности проявлений конфликта, то что такой конфликт можно назвать “сверхконфликтом”6. При переходе от общества модерна к обществу постмодерна происходит сдвиг ценностей индустриального общества, общества идеалистического в пользу ценностей постмодерна. Общество оказывается в конфликте фундаментальных установок модерна и частично премодерна с либерально-демократическими ценностями постмодерна. Происходит преобразование социальных институтов, традиционная социальная структура претерпевает ключевые преобразования. Образуется как конфликт ценностей, так и конфликт институциональных структур.

Массовое  производство, развитие финансовых структур и сферы услуг побуждает человечество подстраиваться под новую общественную формацию, трансформировать свою деятельность, свой образ жизни. Человечество сталкивается с глобализацией, трансенцией (по Тоффлеру трансенция - ускорение процессов), мобилизацией, автоматизацией, информатизацией, виртуализацией, десакрализацией, дезонтологизацией и другими процессами, что в совокупности порождает целостный конфликт, затрагивающий все подсистемы общества, модели человека и природы.

Действительно, реформируется институт семьи, образования, политики, культурных практик и многое другие. Традиционные формы семьи  заменяются новыми, образование от конечности переходит к принципу “бесконечности”. Формируются глобальные геополитические конфликты.

Кроме того, чем больше общество модернизируется, тем больше, как показывает история, проблем оказывается перед человеком, тем больше соответственно конфликтов возникает, тем сложнее они и  глобальные.

  1. Массовая культура.

Массовая  культура заслуживает особого внимания, поскольку она, во-первых, является непосредственной культурной средой нашего обитания и, во-вторых, изменение её статуса определяет качественную границу  между культурой первой и второй половины XX столетия.

Массовая  культура – своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры.7

Традиционно культура существовала на двух уровнях: "высоком", элитарном, связанном  с профессиональной деятельностью  в религиозной сфере, философии, науке, искусстве, и "низовом", повседневном, общедоступном, фольклорном. Во второй половине XIX в., когда вырисовываются контуры "массового общества", границы между этими уровнями, и без того достаточно не определенные, начинают стремительно размываться. Возникает так называемая мидкультура (усредненная) или массовая культура, ставшая к середине XX столетия доминирующей формой культурного бытия. Именно в это время начинается и процесс теоретического осмысления этого явления в контексте теорий массового общества и влияния масс-медиа на современника .

Информация о работе Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна