Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 13:40, курсовая работа
XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития.
Введение. 3
1. Переход к новому обществу. 4
2. Эпоха модерна. 6
1. Значение термина «модерн». 6
2. Идеология модерна 7
3. Постмодерн. 11
1. Переход от модерна к постмодерну 11
2. Массовая культура. 12
3. Культура постмодерна 16
Заключение. 20
Список использованной литературы. 21
Содержание
Введение. 3
1. Переход к новому обществу. 4
2. Эпоха модерна. 6
1. Значение термина «модерн». 6
2. Идеология модерна 7
3. Постмодерн. 11
1. Переход от модерна к постмодерну 11
2. Массовая культура. 12
3. Культура постмодерна 16
Заключение. 20
Список использованной литературы. 21
Введение.
XX век,
принесший так много нового, неоднозначного,
трагичного; заставивший человека
усомниться в своей разумности,
человечности, впервые в истории
противопоставивший в такой
Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития.
Цель данной работы становлению и развитию в культуре образа современности (модерна), его предпосылок и трансформаций, результатом которых является состояние общества и культуры, называемое сейчас постсовременностью (постмодерном).
Исходя из указанной цели, в работе решаются поставлены следущие задачи:
В ряду традиционных аграрных обществ совершенно особое место занимала Западная Европа. Западная Европа обладала рядом особенностей ,которые постепенно усиливались на протяжении средних веков, что и привело к появлению общества совершенно нового типа:
Таковы предпосылки процесса, коренным образом изменившего все общество и создавшее в конце концов современного человека с его совершенно новым менталитетом.1
Эпо́ха моде́рна, моде́рнити, иногда моде́рн — понятие, означающее общество, изменённое в результате утверждения капиталистического общественного строя, индустриализации, урбанизации, секуляризации, развития институтов государства. Такое общество противопоставляется традиционному обществу.
В русскоязычной литературе термин модернити используется для того, чтобы не путать его, во-первых, с современностью как таковой, а во-вторых — с эпохой модерна (периодом развития европейского искусства на рубеже XIX—XX вв., когда возник и получил развитие модернизм)2.
Модерн отождествляется с эпохой Нового времени и является синонимом новоевропейской культуры. Именно тогда формируется индустриальный тип общества, и в дальнейшем мы будем использовать термин "модерн" в этом контексте.
Таже под модерном понимают не только историческую эпоху, но и сложившийся в то время желаемый образ общества и культуры, который воплотился в идеологии Просвещения. В этом смысле модерн является своеобразным мировоззренческим проектом развития культуры. Главное его содержание - это максимальное развитие рациональных способов мышления и социальной организации как путь к освобождению от иррациональности мифа, религии, предрассудков, произвола власти; идея прогресса; стремление к однозначной (правильной), универсальной интерпретации бытия; европоцентризм.
Таким образом, под модерном понимают , во-первых, индустриальный тип общества и культуры, сложившийся к XVII-XVIII вв. и развивавшийся в XIX и первой половине XX в.; во-вторых, свойственный этому периоду способ самосознания культуры.
В связи с переходом к новому обществу возникло новое отношение человека к миру - отношение субъекта к объекту, когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку.Следствием такой мировоззренческой позиции стало появление нового способа интерпретации бытия - воссоздание картины мира. "
Новоевропейская картина мира включает в себя три основополагающие идеи: природу, личность, культуру .
Под природой понимается все существующее, включая и человека, то, что определяется универсальным естественным законом и может быть изучено в опыте и рационально объяснено.
Личность, субъект – это человек, развивающийся на основе собственных дарований и инициативы.
И, наконец,
культура, понятая как сфера
Таким образом, с XVIII в. человеческая деятельность понимается и осуществляется как культура. Светский и рационалистический характер культуры Нового времени выразился в дифференциации ценностных сфер науки, морали, искусства и их автономизации по отношению к повседневной практике (ранее их сущностное единство гарантировалось религией). Высокая культура все более превращается в культуру экспертов. В соответствующих культурных системах деятельности институализируются научные дискурсы, исследования в области морали и теории права, создание произведений искусства и художественная критика как дело специалистов .
Развитие профессионального подхода к культурной традиции неоднозначно сказалось на самой культуре. С одной стороны, наблюдается бурный расцвет науки (научная революция XVII в. и последовавшая за ней промышленная революция XVIII в.), философии ,искусства (XVII в. - одна из самых блестящих эпох истории искусства). Наконец, с этого момента появляются внутренняя история наук, теория морали и права, история искусства - все это, разумеется, не как линейное развитие, но как процесс обучения.
С другой стороны, увеличивается разрыв между культурами экспертов и широкой публикой. Прирост культуры за счет деятельности специалистов просто так не обогащает сферу повседневной практики. Более того, рационализация культуры содержит в себе угрозу обеднения жизненного мира, лишения его непосредственной связи с культурной традицией.
Философы Просвещения осознавали это противоречие, поэтому сформулированный ими культурный проект модерна состоял в том, "чтобы неуклонно развивать объективирующие науки, универсалистские основы морали и права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы, но одновременно и в том, чтобы высвобождать накопившиеся таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, т.е. для разумной организации жизненных условий".
Надежды
просветителей на то, что науки
и искусства автоматически
Уже XIX
век внес существенные коррективы в
сложившийся ранее образ
Вторую тенденцию можно обозначить как начинающийся кризис ценностных оснований классической европейской культуры, что нашло отражение в явлениях нигилизма и декаданса.
Символом надлома классических традиций в европейском искусстве на рубеже XIX - ХХ вв. стал декаданс.Деданс(франц. décadence от лат. decadentia) — общее наименование кризисных, упадочных, пессимистических настроений и деструктивных тенденций. Впервые этот термин в подобном смысле употребил французский философ Ш. Монтескьё в заглавии своей книги "Рассуждение о причинах величия и падения римлян"3. Его роль в истории поэзии до известной степени сходна с ролью Э. Мане в истории живописи. Стоя на последнем рубеже классического искусства, оба расчистили дорогу для всех последующих новаторских движений.
Культура XIX века в целом развивалась ещё в границах рационалистической и универсалистской модели модерна4. Вместе с тем, появился ряд новых тенденций, которым предстояло полностью реализоваться уже в XX столетии. К ним относятся:
- демократизация
культуры, выразившаяся, во-первых, во
включении повседневности в
- возникновение
иррационалистических и
- отход
от европоцентристской модели
культуры, открытие новых самоценных
культурных миров (
Эволюция культуры, помноженная на социально-политические катаклизмы начала XX века (первая мировая война 1914-1918 гг., революции в России, Германии, Венгрии, распад великих империй и создание новых государств, фашистские перевороты в Италии и Германии), обусловила кризис новоевропейской картины мира. В связи с этим вновь актуализируются поиски новых образов культуры и человека.
Тоффлер указывает на особенность конфликта перехода от модерна к постмодерну: “На одной стороне находятся приверженцы индустриального прошлого, на другой — все растущее количество людей, сознающих, что самые насущные проблемы мира — продовольствие, энергия, контроль вооружений, численность населения, бедность, природные ресурсы, экология, климат, проблемы пожилых людей, распад городских сообществ, необходимость в творческой работе, которая приносила бы удовлетворение, — не могут больше находить свое решение в рамках индустриального общества. Этот конфликт — это «сверхборьба» завтрашнего дня” 5.
Так, используя терминологию Тоффлера, можно сказать, что конфликт, возникающий при парадигмальной смене, является сверхборьбой. А если учитывать специфику масштабности проявлений конфликта, то что такой конфликт можно назвать “сверхконфликтом”6. При переходе от общества модерна к обществу постмодерна происходит сдвиг ценностей индустриального общества, общества идеалистического в пользу ценностей постмодерна. Общество оказывается в конфликте фундаментальных установок модерна и частично премодерна с либерально-демократическими ценностями постмодерна. Происходит преобразование социальных институтов, традиционная социальная структура претерпевает ключевые преобразования. Образуется как конфликт ценностей, так и конфликт институциональных структур.
Массовое
производство, развитие финансовых структур
и сферы услуг побуждает
Действительно, реформируется институт семьи, образования, политики, культурных практик и многое другие. Традиционные формы семьи заменяются новыми, образование от конечности переходит к принципу “бесконечности”. Формируются глобальные геополитические конфликты.
Кроме
того, чем больше общество модернизируется,
тем больше, как показывает история,
проблем оказывается перед
Массовая культура заслуживает особого внимания, поскольку она, во-первых, является непосредственной культурной средой нашего обитания и, во-вторых, изменение её статуса определяет качественную границу между культурой первой и второй половины XX столетия.
Массовая культура – своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры.7
Традиционно культура существовала на двух уровнях: "высоком", элитарном, связанном с профессиональной деятельностью в религиозной сфере, философии, науке, искусстве, и "низовом", повседневном, общедоступном, фольклорном. Во второй половине XIX в., когда вырисовываются контуры "массового общества", границы между этими уровнями, и без того достаточно не определенные, начинают стремительно размываться. Возникает так называемая мидкультура (усредненная) или массовая культура, ставшая к середине XX столетия доминирующей формой культурного бытия. Именно в это время начинается и процесс теоретического осмысления этого явления в контексте теорий массового общества и влияния масс-медиа на современника .
Информация о работе Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна