Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июля 2013 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

XX век, принесший так много нового, неоднозначного, трагичного; заставивший человека усомниться в своей разумности, человечности, впервые в истории противопоставивший в такой степени друг другу достижения культуры и цивилизации, служит и еще долго будет служить предметом исследования для всего социогуманитарного знания. Таким образом, актуальность данной темы не вызывает сомнения.
Каждый период в истории культуры представляет собой сложную мозаику событий и тенденций развития.

Содержание

Введение. 3
1. Переход к новому обществу. 4
2. Эпоха модерна. 6
1. Значение термина «модерн». 6
2. Идеология модерна 7
3. Постмодерн. 11
1. Переход от модерна к постмодерну 11
2. Массовая культура. 12
3. Культура постмодерна 16
Заключение. 20
Список использованной литературы. 21

Вложенные файлы: 1 файл

ккр история.docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

Изначально  понятие "массовая культура" было очень неопределенным и включало в себя огромный круг явлений - от индустрии  массового производства и технологий масс-медиа до маргинальных форм контркультурного творчества. Двойственность, неоднозначность массовой культуры предопределена её происхождением - она возникает, с одной стороны, как попытка новых социальных слоев (наемных рабочих и служащих) создать собственную разновидность городской народной культуры, с другой - как средство манипулирования массовым сознанием [.

Массовая  культура представляет собой естественное порождение современной цивилизации  со всеми плюсами и минусами. Учитывая все вышесказанное, сформулируем ряд  ключевых ее особенностей. К ним  относятся:

- тиражируемость. Это главная отличительная черта мидкультуры, поскольку традиционно культурная ценность или событие рассматривались как нечто уникальное, неповторимое, обладающее собственной "аурой". Практика технического воспроизводства стирает грань между копией и оригиналом, нивелируя его художественную ценность;

- создание  сложного и тонкого механизма  манипулирования потребностями.  Человек представлен в этом  типе культуры, прежде всего, как  потребитель. Потребление становится  ключевой формой деятельности, завершенной  системой ценностей, важнейшим  средством социального контроля. Вещь выступает прежде всего в своей знаковой функции, представляя реальность и систему престижа;

- медиативность (от слова "медиа" - средство сообщения). С тех пор, как канадский философ и социолог М. Маклюэн дал одной из своих книг название, ставшее затем афоризмом - "Средство сообщения - это само сообщение", распространилось убеждение, что наибольшее влияние на человека оказывают не столько содержание, сколько способ и форма передачи информации. Перестав быть просто передаточным механизмом, медиа стали основным средством производства культуры. Безусловный лидер в этом - телевидение. Масс-медиа через создаваемый ими набор образов определяют наше восприятие реальности: от идеологических и политических пристрастий до форм и ритуалов интимных отношений, от стиля жизни, одежды и жилья до выбора увлечений;

- акцент  на всех проявлениях телесности, даже самых интимных. Идеология  массовой культуры формирует  отношение к собственному телу  как к эстетическому объекту  - самоценной красивой вещи. Отсюда  повышенное внимание к спорту  вообще и тем его видам, которые  позволяют моделировать, "ваять"  собственное тело. Наиболее эффективная  форма самоэволюции тела - культуризм, который точнее описывает американский термин bodybulding. Интуиции тела пронизывают массовое искусство, проявляясь в подчеркнутом натурализме его сюжетов, форм и изобразительных средств, ориентированных по преимуществу на подсознание. Сексуальность, насилие, отклоняющиеся формы психики - самые популярные сюжетные темы;

- интеграция  в повседневную жизнь, стремление "давать людям то, что они  хотят". Массовая культура использует естественное стремление человека компенсировать эмоциональную монотонность будней. Она работает с "вечными" темами (желание любви, страх перед неведомым, жажда успеха, тяга к экзотике и чуду), создавая на их основе продукцию, рассчитанную на немедленную эмоциональную реакцию - как в сериале или детективе. Для массовой культуры характерен точный выбор адресатов-потребителей (возраст, пол, социальный статус, национальность и т.д.) и соответствующих предполагаемой аудитории художественных и технических приемов;

- создание  новых условий для самовыражения  и самореализации человека. Безграничные технические возможности, способность репродуцировать и популяризировать искусство, создавать на стыке традиционных, классических творческих методов и форм образной системы массового искусства талантливые произведения (примером может служить творчество писателей Т. Стоппарда, Э. Бёрджесса, режиссеров П. Гринуэя, К. Тарантино, Н. Михалкова), по-новому насыщать культурой среду обитания (дизайн, сложная бытовая техника, пропаганда различных техник и средств "окультуривания" тела) позволяют объединить "преисподнюю быта" с целостностью культуры. Обратной стороной этого процесса является неизбежная адаптация, усреднение, профанация содержания высокой культуры, игра с культурными традициями. В частности, в искусстве возникает жанр интеллектуального китча (вспомним, к примеру, фильм Н. Михалкова "Очи черные").

Таким образом, массовая культура, превращая  общезначимые ценности и маргинальные художественные эксперименты в часть  массового "наивного" сознания, способствует его обогащению и развитию. В то же время, фиксируя иллюзии, надежды и настроения, массовая культура оказывает обратное влияние на элитарное культуротворчество и в значительной степени задает ракурс современного прочтения культурной традиции.

Признание за массовой культурой роли посредника стало сигналом начала нового этапа  культурного развития, который окрестили "постмодерном" ("постсовременностью").

 

 

  1. Культура постмодерна.

Обобщенная  версия переживаемых обществом изменений  содержится в концепции американского  футуролога О. Тоффлера. Понятие "постиндустриальное общество" он заменяет описательной метафорой "третья волна" цивилизации.8 Суть изменений, произошедших в различных социальных сферах, оценивается им как поворот к децентрации (как в промышленной и социально-политической, так и в бытовой области) - взамен прежней концентрации; к многообразию (от многообразия товаров и услуг до культурного плюрализма) - взамен прежней унификации; к пластичным структурам управления - взамен жестким противостояниям; к "мягким технологиям", способствующим решению экологических проблем.

Посмотрим, как складывается постмодернистский  образ культуры. Смена культурных эпох - это смена картин мира и  находящихся в их основании метафор, моделирующих понимание реальности данной эпохой. Каждое время выбирает себе свои излюбленные метафоры. В XVIII веке - это часы, идеально отлаженный механизм, являющийся символом универсума. С XIX в. огромным влиянием начинают пользоваться архитектурные метафоры, например, базис (фундамент) и надстройка у  К. Маркса.

В 60-е  годы XX столетия на место механистического приходит экологический принцип  системности, взаимосвязности и наступает время органических метафор .Уже упоминавшийся О. Тоффлер говорит о "волнах" цивилизации, французы Ж. Делез и Ф. Гаттари используют образ ризомы (корневища растения) для фиксации принципиально нелинейного способа организации целостности текста (и культуры). Эта метафора подчеркивает сложность переплетений и пересечений различных тенденций в культуре: при пересечении один корешок становится продолжением другого, линейное выделение одного из них становится невозможным.

Органическая  парадигма обнаружила себя, когда  движение хиппи, идеология "зеленых", практика восточных религий, неоязыческих культов и психоделических опытов соединились в сложный духовный конгломерат, получивший в Америке название "контркультура".

Основным  врагом поколения контркультуры  стала не просто техническая цивилизация, а технократия, понимаемая как власть спецов над одураченным народом. Теоретик контркультуры, американский социолог Теодор Розак ввел даже термин "технократический тоталитаризм". Наиболее действенное средство противостояния ему он видел в возрождении древних практик экстатического общения с миром, органического слияния с ним.

Ушли  в прошлое времена контркультурного движения, но его ценности (игра с  различными образами реальности, стремление самореализоваться здесь и сейчас, интерес к наследию архаических культур, эгалитарное уравнивание всех культурных и религиозных форм) не исчезли и органично влились в современный культурный поток.

 Рассмотрим  теоретические предпосылки постмодернистского  взгляда на культуру.

Структурализм исходил из посылки, что человеком  в мире управляют неосознаваемые им структуры, зашифрованные в языке. Сама культура тоже структурирована  как язык, а процессы, происходящие в ней, можно истолковать как  обмен сообщениями. Такой подход к первобытной культуре предложил  К. Леви-Строс, а к современной - Р. Барт.

Интерес к структурам бессознательного обусловил  привлечение идей психоанализа З. Фрейда, но в существенно трансформированном виде (Ж. Лакан, Ф. Гаттари, Ж. Делез, Ж.-Ф. Лиотар).

Особенностью  постмодернистского подхода является также стремление к воссоединению  научного и образно-художественного  познания мира. Родившись вначале как феномен художественной культуры и осознав себя сперва как литературное течение, постмодернизм затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры второй половины века, и уже на рубеже 70-80-х годов стал оцениваться как наиболее адекватное духу времени выражение и интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи. Главным экспортером идей стало литературоведение, претендующее с тех пор на ведущие позиции в гуманитарном знании.

Своего  пика постмодернистское мироощущение достигло на Западе в 80-е годы, причем оно было очень двойственным: с одной стороны, ощущалась исчерпанность постмодернистских представлений, с другой - ничего нового им на смену пока не пришло, более того, создавалось впечатление, что постмодернизм втягивал в поле своего воздействия все новые сферы культурного сознания.

Таким образом, приходится признать, что теоретическая  рефлексия культуры конца XX столетия представлена, преимущественно, мифологемами постмодернизма.

Воспроизведенный  в них лик постсовременности характеризуется следующими чертами:

- децентрацией, плюрализмом и фрагментарностью культуры. "Рассеянность и спутанность ценностей" (Ж. Бодрийяр) приводит к нарушению иерархической организации культуры, равноправному сосуществованию "высокого" и "низкого", элитарного и массового, к превращению иронии в средство саморазрушения культуры;

- вытеснением  реальности системой фантомов  сознания, стирающих различие реального  и воображаемого, замыкающихся  на самих себе копий без  оригиналов.

- театрализацией  сегодняшней социально-политической  и духовной жизни. Это ощущение  театральной призрачности, неподлинности жизни особенно проявилось в 80-х годах, и оно же стимулировало процессы переосмысления возможностей и границ реализации человеческой индивидуальности в постсовременном обществе

- поиском  новых форм достижения социальной  и культурной идентичности. 80-90 гг. отмечены появлением новых тенденций  в духовной жизни – возвратом  к сфере частной жизни, религиозно-духовной  проблематике. Эта трансформация  духовного климата была обусловлена  ощущением приближения конца  тысячелетия, упадком имиджа общественного  человека, непомерным нарциссизмом  и цинизмом общества потребления.  Безусловно, это не было возвратом  к каноническим формам религиозности,  а расцветом множества самых  разнообразных сект и обрядов,  которые лишь с большой долей  условности можно было бы назвать  истинно религиозными. Сюда же относятся различные виды фундаментализма, интерес к языческим ритуалам, эзотеризм, оккультизм, восточные диеты, экологическое движение, медитация, спиритизм, сатанология и т.п., одним словом - все, что ранее находилось на периферии культуры.

- неопределенностью,  открытостью, незавершенностью, стиранием  пространственных и временных  границ. Новизна здесь в той  же мере означает движение  вперед, сколь и возврат к тому, что было, казалось бы, безвозвратно  утрачено модерном. Неактуальной  становится идея непрерывности  исторического процесса, культура  приобретает мозаично-цитатный облик,  она охотно прибегает к практике  сопоставления различных исторических  эпох и традиций мышления.

Заключение.

С переходом  общества от одного типа к другому меняется менталитет человека. Модерн относится ко времени формирования индустриального общества.Культура эпохи модерна превращается в культуру экспертов, деятельность специалистов не обогащает повседневную практику. Эволюция культуры, помноженная на социально-политические катаклизмы начала XX века приводят к кризису и новым поискам образа культуры.

Новые проблемы не могут больше решаться в рамках индустриального общества, в связи с этим идет переход к новому типу- постиндустриальному ,и новой культуре – постмодерну. Культура становится массовой, происходит изменение ценностей, переориентация стиля жизни. Это выражается в повышенном интересе к самопознанию и самоосуществлению личности, заботе об окружающей среде (экологическое движение), исторически сложившейся среде (внимание к традициям), переосмыслении роли женщины в истории (феминизм), в растущей убежденности в необходимости общеобязательной этики в интересах выживания человечества, возвращении религиозной культуры.

Список  использованной литературы.

  1. Словарь изобразительного искусства,2009
  2. А. Флиер. Культурологический словарь.
  3. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2010.
  4. Павел Кушевский “Синтагма "Премодерн-модерн-постмодерн": конфликт трансформаций” 2011
  5. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. / История мировой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2012 575стр.
  6. Б. М. Меерсон, Д. В. Прокудин.Лекции по итории Западной Цивилизации XX века.Лекция 1.
  7. Википедия — свободная энциклопедия(http://ru.wikipedia.org/)

1 Б. М. Меерсон, Д. В. Прокудин.Лекции по итории Западной Цивилизации XX века.Лекция 1

2 Википедия — свободная энциклопедия(http://ru.wikipedia.org/)

3 Словарь изобразительного искусства,2009

4 История мировой культуры / Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. / История мировой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2012 575стр.

Информация о работе Мировая культура в эпоху модерна и постмодерна