Мифология и духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:39, реферат

Краткое описание

Греческая литература выросла на основе богатейшего народного творчества, на основе мифологии. Мифология возникла в ту эпоху, когда греки жили еще общинно-родовым строем (до VIII в. до н. э) и весь мир казался им огромной общиной, огромным родом, в котором были свои семьи, свои деды и внуки, свои родители и дети. Древний грек одушевлял, таким образом, всю природу. При помощи своего богатого воображения он зачастую представлял ее в причудливых, фантастических и необычайных художественных образах.

Содержание

Мифология и духовная культура………………………………….......3
Традиции и новации в культуре………………………………………6
Авангард………………………………………………………………...9
Микелянджело Буоннаротти………………………………………….12
Список литературы……………………………………………………14

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 30.22 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Мифология и  духовная культура………………………………….......3

Традиции  и новации в культуре………………………………………6

Авангард………………………………………………………………...9

Микелянджело  Буоннаротти………………………………………….12

Список литературы……………………………………………………14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Мифология и духовная культура.

Миф — зародыш  всей духовной культуры. Миф — это  вымысел, принимаемый за правду. Представители  той культуры, в которой миф  рождается, он воспринимается как правда, в него верят как в истину.

Отличие мифа от сказки, а также от всякого  художественного вымысла в том, что он претендует быть достоверным  описанием реальности.

Мифология выступает  не просто как собрание мифов, но и  как культурная форма (форма общественного  сознания), в которой люди воспринимают и осознают окружающий мир, запечатлевают  накопленный ими жизненный опыт, сохраняют и передают его из поколения в поколение.

Для мифов  характерны следующие черты.

Отождествление  фантазии с реальностью. Человек, верящий  в миф, живет в мире, наполненном  смесью реальности и фантазии. Фантазии для него не менее очевидны, чем  реальность. Он буквально «воочию», «наяву» видит то, что на самом  деле существует лишь в его воображении. Его вера в миф не нуждается ни в каком логическом обосновании. А логические доводы против нее бессильны.

Объяснение  действительности в наглядно-образной форме. Миф объясняет реальность не через абстрактные понятия  и логические рассуждения, а с  помощью наглядных образов и  чувственных ассоциаций. Фантазия, облеченная в наглядно-образную форму, приобретает художественный характер, поэтому миф выступает как  художественное произведение.

Эмоциональная насыщенность. Человек, верящий в  миф, чувствует себя причастным к  этим событиям и зависимым от них. Глубокая эмоциональная вовлеченность  делает его неспособным к холодному  рациональному размышлению над  содержанием мифа. На всякие попытки  логической критики мифа он отвечает непониманием и раздражением.

Связь с магией. Мифологические представления о  сверхъестественных силах предполагают возможность влиять на них с целью  получить их поддержку в решении какой-то задачи посредством магических действий. Таким образом, мифология вооружает людей своеобразной «техникой» воздействия на окружающую действительность с помощью этих сил. Вера в действенность магических ритуалов не зависит от их эффективности: если магия не дает желаемого результата, то это обычно объясняется неверным проведением магических процедур или вмешательством каких-то враждебных сил.

Историческое  развитие всего человечества нельзя представить без античности. Греция и Рим оставили множество мифов. Миф объясняет любое природное  событие волей божества, то есть причина выводиться за пределы самой  природы, перемещается в небесную область, вверяется богами.

 Античность  вдохновляла и вдохновляет поэтов  и художников, мыслителей и ваятелей. Она – живой родник, который  столетия питает мысль человека, почва всей современной европейской  цивилизации.

Античная  литература (от лат. Antiquus — древний) — литература древних греков и  римлян, которая развивалась в  бассейне Средиземного моря (на Балканском и Апеннинском полуостровах и  на прилегающих островах и побережьях). Ее письменные памятники, созданные  на диалектах греческого языка и  латыни, относятся к I тысячелетию  до н. э. и началу I тысячелетия н. э. Античная литература состоит из двух национальных литератур: древнегреческой  и древнеримской. Исторически греческая  литература предшествовала римской.

Для античной литературы, как и для каждой литературы, берущей свое начало от родового общества, характерны специфические черты, резко  отличающие ее от современного искусства.

Древнейшие  формы литературы связаны с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом. Пережитки этой связи можно наблюдать  в литературе античности вплоть до времен ее упадка.

Первые известные  нам памятники греческой литературы – это поэмы Гомера «Илиада» и  «Одиссея».

Периодом  наивысшего развития греческой литературы был V век до н. э., который называется также периодом греческой классики.

Греческая литература выросла на основе богатейшего народного  творчества, на основе мифологии. Мифология  возникла в ту эпоху, когда греки  жили еще общинно-родовым строем (до VIII в. до н. э) и весь мир казался  им огромной общиной, огромным родом, в  котором были свои семьи, свои деды и внуки, свои родители и дети. Древний  грек одушевлял, таким образом, всю  природу. При помощи своего богатого воображения он зачастую представлял  ее в причудливых, фантастических и  необычайных художественных образах.

Все этапы  мифологии, начиная с древнего представления  о демонах-чудовищах и кончая мифами о героях и очеловеченных  богах, представлены в героических  песнях греков, так называемом гомеровском  эпосе. Эпос означает не что иное, как  слово о подвигах (по-гречески «эпос» - «слово»), песни, которые исполняли  странствующие певцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Традиции и новации в культуре.

Традиция  – в переводе с латинского «передача», способ и форма соци ального наследования.  Это: «элементы социального и  культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и  сохраняющиеся в обществах достаточно длительное время»

Традиции (от лат. traditio – «передача ценностей от поколения к поколению») составляют фундамент культурной жизни человеческого общества.

Традиции  охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения  к поколению, а также процедуры  и способы наследования.

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. В одних сферах (религии) они имеют принципиальный характер, в других их присутствие может  быть минимальным.

Традиции  есть «коллективная память» общества и культуры. Они обеспечивают преемственность  в развитии людей. На традициях в  значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды подключаются к групповой памяти, осваивая опыт прошлого, лучше ориентируются в  настоящем.

Но каждое новое поколение людей не механически  осваивает традиции, на каждом новом  этапе эволюции люди осуществляют собственную  интерпретацию традиций, их выбор, наделяют их конкретным смыслом. Одни элементы культурного наследия принимаются, другие отвергаются, признаются пагубными  и ложными. Поэтому традиции могут  быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью  того, что из наследия предков перенимается, воспроизводится, реализуется в  жизни последующих поколений. В  негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

Нередко случается, что традиция из образца для подражания превращается в механизм принуждения. Это может обернуться для отдельного человека и даже целых социальных слоев трагедией (например, конфликтом отцов и детей).

 

Противоположностью  традиции являются новации – механизмы  формирования новых культурных моделей  самого разного уровня, которые создают  предпосылки для социокультурных  изменений.

Культурная  история народа никогда не ограничивается традиционными 

рамками. Она открыта для внешних влияний и принимает их. Такие внешние

нетрадиционные  формы можно обозначить как новации  или инновации. Новация - это новое, незнакомое и несвойственное данной традиции или культуре. Инновация – это модифицированная (измененная, обновленная), знакомая или узнаваемая  форма.

История русской  культуры демонстрирует нам процесс  соединения традиции с новациями. Так, принятая из Византии православная вера стала инновацией на русской почве, соединившись с традиционными способами  и формами жизни, породила русскую  православную культуру. Внутри этой культуры оформилось устойчивое ядро - русская  православная традиция. По отношению  к исходной, языческой традиции славян и Древней Руси, она пополнилась  новационными, христианскими, но не противоречащими  традиционным основаниям элементами. Время сделало инновационную  форму привычной, обычной. Она стала  традицией своего исторического  времени. История любой культуры демонстрирует нам динамику социокультурных  перемен, в которых, соединяясь с  традицией, новации порождают новые  культурные образования. Каждое время  северяне уставы

центре своей  культуры имеет традицию, систему  обычных, привычных, элементов, передающуюся по наследству. История диктует соответствующую данной системе социокультурную динамику.

Инновационные   изменения  формируются в процессе межкультурного взаимодействия, миграции, при использовании новых, незнакомых материалов, способов, образов и смыслов. В подходе А. Тойнби, каждый вызов истории есть вызов традиционности, движение в сторону инновационных перемен. Например, новациями в русской истории стали реформы церковного устава по приведению его в соответствие с византийской практикой, проводимые Никоном. Сложившаяся к тому времени православная практика ещё не обрела традиционной устойчивости:   это чувствовали идеологи православной  культуры, каким был протопоп Аввакум. Новация не получила всеобщего признания повсеместно, и результатом её стал раскол. Еще одна новация в русской культуре - активная вестернизация Петровской эпохи.  Она так же не была принята всеми, породив две культурных формы, разобщивших общество: светскую, дворянскую и народную, крестьянскую и дав основу дальнейшему культурному расколу.

Способность к развитию и обновлению является важнейшим свойством культуры. Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными).

Когда сумма  позитивных последствий изменений  превышает негативные, тогда говорят  о прогрессе культуры.

О регрессе говорят в противном случае.

Для прогрессивного развития культуре в равной степени  необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет  к негативным процессам.

От того, насколько удается согласовывать  и реализовывать обе позиции, зависит успешность культурной эволюции.

 

3. Авангард

Авангард  — термин, обозначающий совокупность пестрых и многообразных новаторских, революционных бунтарских движений и направлений в художественной культуре XX в. Авангардные явления характерны для всех переходных этапов в истории художественной культуры, отд. видов искусства. Однако в XX в. Авангард приобрел глобальное значение мощного феномена художественной культуры, охватившего все ее более или менее значимые стороны и явления и знаменовавшего начало качественно нового грандиозного переходного периода в ней.

 

Слово французского происхождения авангард первоначально  относилось исключительно к военной  терминологии и означало отряд, выдвигающийся  вперёд по движению войска; передовой  отряд. В годы Французской революции  это слово стало революционной  метафорой и в 1794 году вошло в  название якобинского журнала. С  тех пор политический смысл начал  вытеснять военный.

 Термин  в его фигуральном значении  использовался в работах французских  социалистических утопистов. В  их же работах термин впервые  получил следующий, художественный смысл - основатель школы утопического социализма Анри Сен-Симон в статье «Художник, учёный и рабочий», вышедшей в год его смерти в 1825 году, в союзе художника, учёного и рабочего ведущую роль отвёл художнику. Художник, по Сен-Симону, наделён воображением и должен воспользоваться силой искусства для пропаганды передовых идей: «Это мы, художники, будем служить вам авангардом».

Долгое время  термин сохранял своё политическое значение, а художник наделялся особой политической миссией. В этом значении термин начал  усваиваться в других европейских  языках. Так, в английском языке слово  vangard в его фигуральном значении впервые появилось в работах британского историка Томаса Карлейля.

Последователи Сен-Симона, продолжая вслед за ним  акцентировать ведущую роль художника  в политических процессах, фактически оставляли в стороне социальные цели искусства, обязывающие его  быть утилитарным, дидактическим, понятным широким массам, и тем самым  парадоксально сближали политический авангард с «искусством для искусства» (фр. l'art pour l'art) как революционной идеей.

В последние  десятилетия XIX века термин авангард в  его милитаристском значении получил  широкое распространение в Европе благодаря популярности анархических идей Михаила Бакунина и Петра  Кропоткина. Кропоткиным восхищались  хорошо его знавшие Оскар Уйальд и Уильям Батлер Йейтс; большое влияние  Кропоткин оказал на Герберта Рида. Бакунин и Кропоткин не только использовали термин в своих работах, но в 1878 году дали название L'Avant-Garde своему журналу.

Последователи Бакунина начали применять название журнала к искусству, а в 1885 году Теодор Дюре перенёс термин авангард из области политики в область  художественной критики. Интересно, что  ещё раньше, в 1871 году, семнадцатилетний французский поэт Артюр Рембо  в частной переписке, ставшей  публичной значительно позже, писал, что поэзия должна создать совершенно новый язык, объединяющий задачи политического  и художественного авангарда; именно это позволит ей быть впереди.

Термин авангард в его художественном значении, таким  образом, полностью вышел из утопических  и анархических идей и в начале XX века был тесно связан с политикой. Присущий художественному авангарду  уже как историческому явлению (первая треть ХХ века) политический радикализм был ему свойствен вплоть до 1930-х годов.

Как историческое явление авангард появился только в  начале XX века, но ни одно движение, группа или школа не включали термин авангард в своё название, а главное - этим термином не оперировала критика. Термин авангард (как прежде романтизм или реализм) не был для группировок самоназванием, а начал употребляться, когда сами группировки уже распались, и то, что их связывало, завершалось или уже стало историей. Потребность в обобщённом терминологическом закреплении деятельности многочисленных групп возникла в 1920-х годах, и английский поэт Роберт Грейвз в 1927 году противопоставил модернистскую поэзию викторианской.

Информация о работе Мифология и духовная культура