Мифология как явление культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель: Определить значение мифа для культуры в целом. Задачи:
1. Определить общее понятие мифа и мифологии и изучить происхождение мифа.
2. Рассмотреть мифологические теории и выделить основные школы изучения мифологии.
3. Выявить особенности славянской и древнерусской мифологии.
4. Выявить особенности мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
5. Изучить степень взаимодействия мифа и литературы.
6. Выявить основные мифические персонажи в белорусской мифологии и мифологии Античности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культурологическая сущность мифа…………………………………..5
1.1. Общее понятие мифа и мифологии. Происхождение мифа………………5
1.2. Основные школы изучения мифологии. Мифологические теории……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Особенности мифологии разных народов……………………………14
2.1. Славянская и древнерусская мифология…………………………………14
2.2. Мифология Древней Греции и Древнего Рима………………………….18
Глава 3. Миф и литература………………………………………………………23
3.1. Взаимодействие мифа и литературы……………………………………..23
3.2. Категории основных мифических героев………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Культурологическая сущность мифа…………………………………..5

   1.1. Общее понятие мифа  и мифологии. Происхождение мифа………………5

   1.2. Основные школы изучения  мифологии. Мифологические теории……………………………………………………………………………….11

Глава 2. Особенности мифологии разных народов……………………………14

   2.1. Славянская и древнерусская  мифология…………………………………14

   2.2. Мифология Древней Греции  и Древнего Рима………………………….18

Глава 3. Миф и литература………………………………………………………23

   3.1. Взаимодействие мифа и литературы……………………………………..23

   3.2. Категории основных мифических  героев………………………………..27

Заключение…………………………………………………………………………31

Список литературы………………………………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Культура – это то слово, которое мы слышим и употребляем в своей речи каждый день. Но не все знают о том, когда и как она появилась.

        В науке по этому поводу существует следующее мнение: первые представления о культуре появились еще во времена Античности. В это время основную роль в оформлении «второй природы человека» сыграла мифология.        Подобно тому, как архаический период оказал определяющее воздействие на развитие всего последующего творчества, так и мифология повлияла на формирование культурологической проблематики.

        Уже в Античности  человек начал разделять природное  и культурное. Согласно греческой, австралийской, шумерской мифологиям,  изначально люди представляли собой беспомощные существа. Только при появлении мифического героя (например, Прометея, Энки) происходит возвышение людей над миром и, следовательно, развитие культуры. Мифические персонажи гармонизируют мир, вносят культурные элементы в жизнь людей.

        Также в мифах ярко прослеживаются божественные предписания, правила, заповеди, которые внедряют в сознание человека представления о справедливости, добре и зле. Связь с божественным началом как истоком культуры способствовала гармонизации отношений в обществе. Наконец, в мифах отражаются представления о человеке как о носителе особой духовной сущности, благодаря которой он способен на творчество, выход за пределы природного мира на основе создания культуры.

       Тысячи, даже десятки тысяч лет мифы служили источником знания. Знания о том, что нас окружает, как устроен мир и как он возник, о явлениях природы и о том, как соотносятся они между собой, о феноменах человеческого общества и путях его развития. Наследие мифологии намного глубже и прочнее багажа науки, которая значительно моложе. Поэтому все представления о мироздании, которыми сегодня располагает наука, в художественной форме можно найти и в мифах.

       Мифология — источник общечеловеческих представлений о мире. Миф   можно считать «объективным зеркалом» того, что было и есть.

        Мифология  очень тесно связана с религией, литературой, мифологические сюжеты присутствуют и в живописи. Это говорит о том, что мифология затрагивает многие сферы нашей жизни.

       Мифологию изучали и продолжают изучать даже в наше время. Существуют различные мифологические теории: символическая – Э.Кассирер, психоаналитическая – З.Фрейд, структуралистско-мировоззренческая – К.Леви-Строс. В данной сфере известны работы и других исследователей: А.Кун, В.Манхардт, М.Мюллер, Ф.И.Буслаев, А.Н.Афанасьев (натуралистическая школа); Э.Тайлор, Э.Лэнг, Г.Спенсер (антропологическая школа) и другие.

        В современности  тема мифологии является столь  же актуальной, как и ранее. До сих пор ученые продолжают изучать происхождение культуры, отдельные ее аспекты. При этом они снова невольно возвращаются к мифологическим сюжетам, к первым верованиям и представлениям людей о мире (фетишизм, анимизм, тотемизм),в которых тоже просматривается мифологическая основа. А это говорит, что мифология затрагивает все сферы нашей жизни и «обойти ее стороною» просто невозможно.

Цель: Определить значение мифа для культуры вцелом.

Задачи:

1. Определить общее понятие мифа  и мифологии и изучить происхождение  мифа.

2. Рассмотреть мифологические теории  и выделить основные школы изучения мифологии.

3. Выявить особенности славянской и древнерусской мифологии.

4. Выявить особенности мифологии  Древней Греции и Древнего  Рима.

5. Изучить степень взаимодействия  мифа и литературы.

6. Выявить основные мифические  персонажи в белорусской мифологии  и мифологии Античности.

Объект: Миф как явление культуры.

Предмет: Основные признаки и отличительные черты мифа, типы мифа, мифологические теории, мифологические персонажи.

Методы: Анализ научной и научно-популярной литературы, Internet-источников.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МИФА

 

    1. Общее понятие мифа и мифологии. Происхождение мифа

 

        В своей жизни человек зачастую встречается с такими понятиями, как «миф» и «мифология». Ими, как правило, обозначают явления, которые считаются несуществующими в реальности, либо связаны со сверхъестественным. В повседневном употреблении слово «миф» часто ассоциируется с повествованиями о богах и героях. Кроме этого, большинство людей считают, что миф – это явление, которое принадлежит далекому прошлому и которому нет места в современной жизни. На самом деле, миф и мифологические элементы продолжают свое существование и в современной культуре.

        «Слово «миф» (mythos) греческого происхождения. Его переводят как «слово» или «предание», «сказание». Но слово это особенное – о богах и героях. Под мифом подразумевают сказания или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. На основе преданий и сказаний в древности возникли песни, в которых повествовалось о подвигах богов и героев. Такие песни также назывались «словом», но их отличали от мифа и пользовались другим понятием – эпос. Наконец, для обозначения слова, как орудия аналитической мысли, употреблялся термин «логос». Следовательно, миф – это «слово», «предание», «сказание» о богах и героях; эпос – «слово», «песня» о подвигах богов и героев; логос – «слово», касающееся философских и научных рассуждений.

        Совокупность  преданий или сказаний о богах  и героях составили мифологию. А так как в преданиях и  сказаниях закреплены фантастические представления людей о том, как боги и герои сотворяли мир, то под мифологией подразумевают и систему фантастических представлений людей, и науку, изучающую эту систему»[7,4].

        Вопрос о  сущности мифологии волнует ученых  и исследователей уже не первое столетие. На эту тему написано большое количество работ, существует множество теорий, которые дают объяснение мифологии как в целом, так и отдельных ее элементов. Американский ученый И.Дуглас в работе про дефиниции термина «миф» пришел к выводу, что у него столько же определений, сколько существует ученых, которые его используют.

        «Например, некоторые  определения, данные разными учеными:

1.миф – посредник между человеком  и его страхами (М.Элиаде)

2.миф – примитивная наука  для объяснения обрядов (Дж.Фрейзер)

3.миф – басня (школа братьев  Гримм)

4.миф -  это образы, зафиксированные  в слове, которые стали богатством  коллектива. Миф – реальность… он не выдумка (О.Лосев)»[18,8].

        «Миф –  представление о мире, существующее  в форме фантастических рассказов. Миф надо отличать и от религии, и от форм литературы и искусства. Так, по своему происхождению мифология, как выяснено учеными, непосредственно не связана с религией, но входит уже на ранних стадиях существенной частью религиозных верований и обрядов. Вместе с тем некоторые обряды возникли до мифов, а затем были переосмыслены в мифологическом духе.

        Миф, не будучи  жанром литературы, не сводим  ни к сказке, ни к легенде. В  мифе, в отличие от сказки, ничего  заранее не придумывается. Мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер и сохраняет непреложную веру в чудесное и фантастическое. Миф предшествует сказке»[7,7-8].

        Миф следует  отличать и от легенды. Легенды  связаны с историческими событиями, с учетом различных обстоятельств социально-исторической жизни, а иногда с бытованием каких-либо идей, общественных тенденций, которые легенда опровергает или, наоборот, поддерживает и оправдывает. Миф, опять-таки, не знает такой преднамеренности, но может вторгаться в легендарное повествование.

        Едва ли  не все известные нам древние  народы прошли этап мифотворчества, стадию мифомышления. Согласно науке, есть мифы более и менее  архаические. По мере изучения  мифологии выделилось несколько  главных, центральных регионов, где мифология имела особый и вместе с тем общий характер. Общность выразилась в сходстве рассказов и сюжетов, потому что миф нацелен на изображение, которое превращает хаос в космос, так или иначе упорядочивает стихию жизни, гармонизирует неуправляемые силы. Особенности проистекают из исторического своеобразия жизни разных народов и племен. Мифология, следовательно, различается по областям бытования народов – египетская, китайская, японская, древнеиндийская, исландская, германо-скандинавская и др.

      Все мифы, в зависимости от содержания, можно поделить на определенные группы:

1. Этиологические («причинные», «объяснительные») – главным их признаком выступает причинность тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов и явлений. Миф объясняет происхождение животных, природного мира, вплоть до отдельных видов хозяйственной и иной деятельности людей. Частную разновидность подобных мифов составляют культовые мифы, которые объясняют происхождение обрядов и культовых действ.

2. Космогонические – повествуют о происхождении солнца, луны, земли, планет, космоса в целом и отдельных его частей. Они раскрывают перед нами картину постепенного становления мира: небо отделяется от земли, земная твердь утверждается из океана, светила занимают свое место на небе, земля приобретает ясные очертания и на ней появляются растения, животные, люди.

3. К космогоническим мифам относят  и мифы антропологические, составляющие, однако, особую группу. В них повествуется  о происхождении человека, который  созидается самым чудесным образом – из животных, земли, глины, дерева.

4. Астральные – рассказывают  о звездах и планетах, которые  рисуются в мифах животными  и людьми и легко могут перемещаться  с неба на землю, принимая облик  человека или животного.

5. Солярные и лунарные – повествуют о происхождении и жизни Солнца и Луны, которые предстают в мифах родственной парой – то мужа и жены, то брата и сестры, причем Солнце обычно изображается главным, царствующим, всевидящим божеством. Оно связывается с мужским началом, а Луна – с женским. Восход и заход Солнца отражается в мифах как суточный цикл и смена времен года.

6. Близнечные – повествуют о  близнецах, которые выступают родоначальниками  племени или культурных героев. Близнецы оказываются или соперниками  или союзниками.

7. Тотемические – указывают на представления, согласно которым между людьми и тотемами (животными и растениями) существует чудесное, сверхъестественное и фантастическое родство. В таких мифах животные, растения и люди наделяются общими свойствами.

8. Календарные – мифы про обновление природных циклов. Регулярная смена времен года породила мифические представления о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной. В некоторых мифах герой, от которого зависит судьба растительности, урожая, уходит и снова возвращается, умирает и возрождается.

9. Героические – рассказывают  о судьбе героя, о важнейших  событиях в его жизни, начиная  от чудесного рождения, включая  всевозможные подвиги, испытания, и  кончая смертью. В центре героического  мифа – биография героя, рожденного от бога и земной женщины или от бессмертной богини и смертного мужчины.

10. Эсхатологические – эти мифы рассказывают об уничтожении мира, о его гибели (хаос поглощает, разрушает порядок, космос, суша исчезают вследствие всемирного потопа и т.д.).

        Вопрос о  происхождении мифологии - один из  самых сложных и до сих пор  не решенных наукой вопросов. Этнографические и тем более археологические источники не дают прямого ответа на него. Поэтому суждения по этому вопросу неизбежно носят гипотетический характер.

        Считается, что  миф зародился еще в первобытном  обществе. «Человек с древнейших времен пытался ответить на вопросы о происхождении окружавших его вещей, предметов и явлений, о происхождении социальных обычаев и запретов (табу) и т.п. Ответить на эти вопросы в рациональной, адекватной реальности форме люди не могли. Их ответы неизбежно носили фантастический и в тоже время чувственно-конкретный, наглядный, образный характер, были одними из проявлений их развивавшегося воображения»[17,71-72].

Информация о работе Мифология как явление культуры