Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 20:57, курсовая работа
Цель: Определить значение мифа для культуры в целом. Задачи:
1. Определить общее понятие мифа и мифологии и изучить происхождение мифа.
2. Рассмотреть мифологические теории и выделить основные школы изучения мифологии.
3. Выявить особенности славянской и древнерусской мифологии.
4. Выявить особенности мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
5. Изучить степень взаимодействия мифа и литературы.
6. Выявить основные мифические персонажи в белорусской мифологии и мифологии Античности.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культурологическая сущность мифа…………………………………..5
1.1. Общее понятие мифа и мифологии. Происхождение мифа………………5
1.2. Основные школы изучения мифологии. Мифологические теории……………………………………………………………………………….11
Глава 2. Особенности мифологии разных народов……………………………14
2.1. Славянская и древнерусская мифология…………………………………14
2.2. Мифология Древней Греции и Древнего Рима………………………….18
Глава 3. Миф и литература………………………………………………………23
3.1. Взаимодействие мифа и литературы……………………………………..23
3.2. Категории основных мифических героев………………………………..27
Заключение…………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………………..33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Культурологическая сущность мифа…………………………………..5
1.1. Общее понятие мифа и мифологии. Происхождение мифа………………5
1.2. Основные школы изучения
мифологии. Мифологические теории………………………
Глава 2. Особенности мифологии разных народов……………………………14
2.1. Славянская и древнерусская мифология…………………………………14
2.2. Мифология Древней Греции и Древнего Рима………………………….18
Глава 3. Миф и литература……………………………………………………
3.1. Взаимодействие мифа и литературы……………………………………..23
3.2. Категории основных мифических героев………………………………..27
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Культура – это то слово, которое мы слышим и употребляем в своей речи каждый день. Но не все знают о том, когда и как она появилась.
В науке по этому поводу существует следующее мнение: первые представления о культуре появились еще во времена Античности. В это время основную роль в оформлении «второй природы человека» сыграла мифология. Подобно тому, как архаический период оказал определяющее воздействие на развитие всего последующего творчества, так и мифология повлияла на формирование культурологической проблематики.
Уже в Античности
человек начал разделять
Также в мифах ярко прослеживаются божественные предписания, правила, заповеди, которые внедряют в сознание человека представления о справедливости, добре и зле. Связь с божественным началом как истоком культуры способствовала гармонизации отношений в обществе. Наконец, в мифах отражаются представления о человеке как о носителе особой духовной сущности, благодаря которой он способен на творчество, выход за пределы природного мира на основе создания культуры.
Тысячи, даже десятки тысяч лет мифы служили источником знания. Знания о том, что нас окружает, как устроен мир и как он возник, о явлениях природы и о том, как соотносятся они между собой, о феноменах человеческого общества и путях его развития. Наследие мифологии намного глубже и прочнее багажа науки, которая значительно моложе. Поэтому все представления о мироздании, которыми сегодня располагает наука, в художественной форме можно найти и в мифах.
Мифология — источник общечеловеческих представлений о мире. Миф можно считать «объективным зеркалом» того, что было и есть.
Мифология очень тесно связана с религией, литературой, мифологические сюжеты присутствуют и в живописи. Это говорит о том, что мифология затрагивает многие сферы нашей жизни.
Мифологию изучали и продолжают изучать
даже в наше время. Существуют различные
мифологические теории: символическая
– Э.Кассирер, психоаналитическая – З.Фрейд,
структуралистско-
В современности тема мифологии является столь же актуальной, как и ранее. До сих пор ученые продолжают изучать происхождение культуры, отдельные ее аспекты. При этом они снова невольно возвращаются к мифологическим сюжетам, к первым верованиям и представлениям людей о мире (фетишизм, анимизм, тотемизм),в которых тоже просматривается мифологическая основа. А это говорит, что мифология затрагивает все сферы нашей жизни и «обойти ее стороною» просто невозможно.
Цель: Определить значение мифа для культуры вцелом.
Задачи:
1. Определить общее понятие мифа
и мифологии и изучить
2. Рассмотреть мифологические
3. Выявить особенности славянской и древнерусской мифологии.
4. Выявить особенности мифологии Древней Греции и Древнего Рима.
5. Изучить степень
6. Выявить основные мифические
персонажи в белорусской
Объект: Миф как явление культуры.
Предмет: Основные признаки и отличительные черты мифа, типы мифа, мифологические теории, мифологические персонажи.
Методы: Анализ научной и научно-популярной литературы, Internet-источников.
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МИФА
В своей жизни человек зачастую встречается с такими понятиями, как «миф» и «мифология». Ими, как правило, обозначают явления, которые считаются несуществующими в реальности, либо связаны со сверхъестественным. В повседневном употреблении слово «миф» часто ассоциируется с повествованиями о богах и героях. Кроме этого, большинство людей считают, что миф – это явление, которое принадлежит далекому прошлому и которому нет места в современной жизни. На самом деле, миф и мифологические элементы продолжают свое существование и в современной культуре.
«Слово «миф» (mythos) греческого происхождения. Его переводят как «слово» или «предание», «сказание». Но слово это особенное – о богах и героях. Под мифом подразумевают сказания или предания о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. На основе преданий и сказаний в древности возникли песни, в которых повествовалось о подвигах богов и героев. Такие песни также назывались «словом», но их отличали от мифа и пользовались другим понятием – эпос. Наконец, для обозначения слова, как орудия аналитической мысли, употреблялся термин «логос». Следовательно, миф – это «слово», «предание», «сказание» о богах и героях; эпос – «слово», «песня» о подвигах богов и героев; логос – «слово», касающееся философских и научных рассуждений.
Совокупность
преданий или сказаний о богах
и героях составили мифологию.
А так как в преданиях и
сказаниях закреплены фантастич
Вопрос о
сущности мифологии волнует
«Например, некоторые определения, данные разными учеными:
1.миф – посредник между
2.миф – примитивная наука для объяснения обрядов (Дж.Фрейзер)
3.миф – басня (школа братьев Гримм)
4.миф - это образы, зафиксированные в слове, которые стали богатством коллектива. Миф – реальность… он не выдумка (О.Лосев)»[18,8].
«Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов. Миф надо отличать и от религии, и от форм литературы и искусства. Так, по своему происхождению мифология, как выяснено учеными, непосредственно не связана с религией, но входит уже на ранних стадиях существенной частью религиозных верований и обрядов. Вместе с тем некоторые обряды возникли до мифов, а затем были переосмыслены в мифологическом духе.
Миф, не будучи жанром литературы, не сводим ни к сказке, ни к легенде. В мифе, в отличие от сказки, ничего заранее не придумывается. Мифотворчество имеет бессознательно-художественный характер и сохраняет непреложную веру в чудесное и фантастическое. Миф предшествует сказке»[7,7-8].
Миф следует
отличать и от легенды. Легенды
связаны с историческими
Едва ли
не все известные нам древние
народы прошли этап
Все мифы, в зависимости от содержания, можно поделить на определенные группы:
1. Этиологические («причинные», «объяснительные») – главным их признаком выступает причинность тех или иных природных, культурных и социальных событий, предметов и явлений. Миф объясняет происхождение животных, природного мира, вплоть до отдельных видов хозяйственной и иной деятельности людей. Частную разновидность подобных мифов составляют культовые мифы, которые объясняют происхождение обрядов и культовых действ.
2. Космогонические – повествуют о происхождении солнца, луны, земли, планет, космоса в целом и отдельных его частей. Они раскрывают перед нами картину постепенного становления мира: небо отделяется от земли, земная твердь утверждается из океана, светила занимают свое место на небе, земля приобретает ясные очертания и на ней появляются растения, животные, люди.
3. К космогоническим мифам
4. Астральные – рассказывают
о звездах и планетах, которые
рисуются в мифах животными
и людьми и легко могут
5. Солярные и лунарные – повествуют о происхождении и жизни Солнца и Луны, которые предстают в мифах родственной парой – то мужа и жены, то брата и сестры, причем Солнце обычно изображается главным, царствующим, всевидящим божеством. Оно связывается с мужским началом, а Луна – с женским. Восход и заход Солнца отражается в мифах как суточный цикл и смена времен года.
6. Близнечные – повествуют о
близнецах, которые выступают
7. Тотемические – указывают на представления, согласно которым между людьми и тотемами (животными и растениями) существует чудесное, сверхъестественное и фантастическое родство. В таких мифах животные, растения и люди наделяются общими свойствами.
8. Календарные – мифы про обновление природных циклов. Регулярная смена времен года породила мифические представления о плодоносящей силе земли, о ее умирании зимой и воскрешении весной. В некоторых мифах герой, от которого зависит судьба растительности, урожая, уходит и снова возвращается, умирает и возрождается.
9. Героические – рассказывают о судьбе героя, о важнейших событиях в его жизни, начиная от чудесного рождения, включая всевозможные подвиги, испытания, и кончая смертью. В центре героического мифа – биография героя, рожденного от бога и земной женщины или от бессмертной богини и смертного мужчины.
10. Эсхатологические – эти мифы рассказывают об уничтожении мира, о его гибели (хаос поглощает, разрушает порядок, космос, суша исчезают вследствие всемирного потопа и т.д.).
Вопрос о происхождении мифологии - один из самых сложных и до сих пор не решенных наукой вопросов. Этнографические и тем более археологические источники не дают прямого ответа на него. Поэтому суждения по этому вопросу неизбежно носят гипотетический характер.
Считается, что
миф зародился еще в