Миф и его альтернативы в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:09, реферат

Краткое описание

Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 30.35 Кб (Скачать файл)

Миф и его альтернативы в культуре

Введение

Что такое мифы? В обыденном  понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и  героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея.

Само слово "миф" имеет  древнегреческое происхождение  и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам  вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и  римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом  и более широкой публике оказались  доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Что удивительно: обнаружилось, что на определенной стадии исторического  развития более или менее развитая мифология существовала практически  у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются  в мифологических циклах разных народов.

Так встал вопрос о происхождении  мифа. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания  и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей  в осознании окружающей его природной  и социальной стихии, сущности человека.

Мифология как форма общественного  сознания.

Мифология - форма общественного  сознания; способ понимания природной  и социальной действительности на разных стадиях общественного развития.

В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды  и нерасчлененность мифологического  мышления, на неотделившегося от эмоциональной  аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных  и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том  числе одушевление фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно  отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и  временных отношений, происхождения  и сущности, безразличия к противоречию и т.п.

Объекты сближались по вторичным  чувственным качествам, смежности  в пространстве и времени, выступали  в качестве знаков других предметов  и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным  генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось  к рассказу о происхождении и  творении. Мифологии свойственно  резкое разграничение мифологического, раннего (сакрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает  значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической  функцией мифа. Если научное обобщение  строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и  от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так  что иерархии причин и следствий  соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном  анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии  выглядит как тождество, а логическому  разделению на признаки в мифологии  соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два  аспекта:

диахронический (рассказ  о прошлом)

синхронический (объяснение настоящего или будущего).

Содержание мифа представлялось первобытному сознанию реальным и даже в высшем смысле реальным, т.к. воплощало  коллективный "надежный" опыт осмысления действительности множества поколений, который служил предметом веры, а  не критики. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали  определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущение выражалось не только в повествованиях, но и в действах (обрядах, танцах). Миф и обряд в древних культурах  составляли известное единство - мировоззренческое, функциональное, структурное, являя  собой как бы два аспекта первобытной  культуры - словесный и действенный, "теоретический" и "практический".

Мифология - исторический тип  мировоззрения.

На ранних этапах истории  выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с  мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления  являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед  стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего  многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения  древнего общества. Поскольку в ней  имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. В  мифологии отразились также и  нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном  осмыслении часто использовались искусством. В идеологии нового и новейшего  времени понятие мифа используется для обозначения различного рода иллюзорных представлений, оказывающих  влияние на массовое сознание.

Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального  переосмысления мифологического материала  предпринимались еще в античности, причем преобладало аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифагорейцев). Платон противопоставил  наряду с мифологией философско-символическую  ее интерпретацию. Эвгемер (IV-III вв. до н.э.) видел в мифических образах обожествление  исторических деятелей, положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов, распространенному и позднее. Средневековые христианские теологии дискредитировали античную мифологию, интерес к ней возродился у  гуманистов эпохи Возрождения, которые  видели в ней выражение чувств и страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попытки сравнительной  мифологии были стимулированы открытием  Америки и знакомством с культурой  американских индейцев.

В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа связывается  с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимыми почти  с детской психологией. Философия  мифа Вико содержала в зародыше почти  все основные последующие направления  в изучении мифологии.

Деятели французского Просвещения  рассматривали мифологию как  продукт невежества и обмана, как  суеверие. Романтическая философия  мифологии, получившая завершение у  Шеллинга, трактовала мифологию как  эстетический феномен, занимающий промежуточное  положение между природой и искусством и содержащей символизацию природы. Основной пафос романтической философии  мифа состоял в замене аллегорического  истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две  основные магистральные школы изучения мифа.

Первая из них опиралась  на достижения научного сравнительно-исторического  языкознания и разрабатывала  лингвистическую концепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зрения Мюллера, первобытный  человек обозначал отвлеченные  понятия через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов, а когда первоначальный смысл  последних оказывался забыт или  затемнен, в силу семантических сдвигов  возникал миф. Впоследствии эта концепция была признана несостоятельной, но сам по себе первый опыт использования языка для реконструкции мифа получил продуктивное развитие.

Вторая школа - антропологическая, или эволюционистская, - сложилась  в Великобритании в результате первых научных шагов сравнительной  этнографии. Мифология возводилась  к анимизму, к некоему представлению  о душе, возникающему у "дикаря" из размышлений о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким  образом, со своеобразной первобытной  наукой, становящейся якобы не более  чем пережитком с развитием культуры и не имеющей самостоятельных  значений. Серьезные коррективы в  эту концепцию внес Дж. Фрайзер, истолковавший  миф по преимуществу не как сознательную попытку объяснения окружающего  мира, а как слепок магического  ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера была развита кембриджской школой классической философии.

Впоследствии интерес  в изучении мифологии сместился  в область специфики мифологического  мышления. Леви-Брюль считал первобытное  мышление "дологическим", которым  коллективные представления служат предметом веры и носят императивный характер. К "механизмам" мифологического  мышления он относил: несоблюдение логического  закона исключенного третьего (объекты  могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим); закон партиципации; неоднородность пространства; качественный характер представлений о времени  и др.

Символическая теория мифа, развитая Кассирером углубила понимание  интеллектуального своеобразия  мифа как автономной символической  формы культуры, особым образом моделирующей мир.

В современном мире изучение мифа продолжается.

Диалектика мифа.

Миф не есть выдумка, или  фикция, не есть фантастический вымысел.

Миф не есть выдумка, или  фикция, не есть фантастический вымысел. Разумеется, мифология есть выдумка, если применить к ней точку  зрения науки, да и то не всякой, но лишь той, которая характерна для узкого круга ученых новоевропейской истории  последних двух трех столетий. Однако, мы условились рассматривать миф  исключительно лишь с точки зрения самого же мифа, глазами мифа, мифическими  глазами. А с точки зрения самого мифического сознания ни в каком  случае нельзя сказать, что миф есть фикция, и игра фантазии. Миф есть наивысшая по своей конкретности, максимально интенсивная и в  величайшей мере напряженная реальность. Это не выдумка, но наиболее яркое  и самая подлинная действительность. Это – совершенно необходимая  категория мысли и жизни, далекая  от всякой случайности и произвола. Миф – необходимейшая, прямо нужно  сказать, трансцендентально-необходимая категория мысли и жизни, и в нем нет ровно ничего случайного, ненужного, произвольного, выдуманного или фантастического. Это – подлинное и максимально конкретная реальность. Ученые мифологи почти всегда находятся во власти этого всеобщего предрассудка, но нас интересует миф, а не та или иная эпоха в развитии научного сознания. Миф не выдумка, а содержит в себе строгую и определенную структуру, а, следовательно, является основной категорией сознания и бытия вообще.

Миф не есть бытие идеальное.

Под идеальным бытием условимся  понимать не бытие лучшее, совершеннейшее, возвышеннейшее, чем бытие обыкновенное, но просто смысловое бытие. Есть ли миф отвлеченно-идеальное бытие? Конечно, не есть ни в каком смысле. Миф не есть произведение или предмет  чистой мысли. Чистая, абстрактная мысль  меньше всего участвует в создании мифа. Уже Вундт хорошо показал, что  в основе мифа лежит аффективный  корень, так как он всегда есть выражение  тех или иных жизненных и насущных потребностей и стремлений. Чтобы  создать миф, меньше всего надо употреблять  интеллектуальные усилия. Миф –  не идеальное понятие, и также  не идея и не понятие. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми  ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью  и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть бытие идеальное, но жизненно ощущаемое и творимое, вещественная реальность и телесная, до животности телесная действительность.

Миф не есть научное построение.

Научное отношение к мифу, как один из видов абстрактного отношения, предполагает изолированную интеллектуальную функцию. Надо очень много наблюдать  и запоминать, очень много анализировать  и синтезировать, внимательно отделять существенное от несущественного, чтобы  в итоге получить хоть какое-нибудь элементарное научное обобщение. Наука  в этом смысле чрезвычайно хлопотлива и полна суеты. Несмотря на всю  абстрактную логичность науки, почти  все наивно убеждены, что мифология  и первобытная наука – одно и то же. Как бороться с этими  застарелыми предрассудками? Миф  всегда чрезвычайно практичен, насущен, всегда эмоционален, аффективен, жизнен. И тем не менее думают, что это - начало науки. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Он, например, олицетворяет, обоготворяет, чтит или ненавидит, злобствует. Может  ли быть наука таковой? Первобытная  наука, конечно, тоже эмоциональна, наивно-непосредственна  и в этом смысле вполне мифологична. Итак, наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, наука всегда мифологична.

Миф не есть ни схема, ни аллегория.

Аллегория – есть, прежде всего, некая выразительная форма, форма выражения. Для выражения  недостаточен смысл или понятие  само по себе. Выразительное бытие  есть всегда синтез двух планов, одного – наиболее внешнего, очевидного и  другого – внутреннего, осмысляющего и подразумеваемого. Выражение есть синтез и тождество внутреннего  и внешнего, самотождественное различие внутреннего и внешнего. Аллегория  есть бытие выразительное.

Информация о работе Миф и его альтернативы в культуре