Молодежь и культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:41, контрольная работа

Краткое описание

Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Одним из главных условий полноценной духовной жизни является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, то есть культуры.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие «молодежь» и «субкультура»
1.1. Молодежь как объект исследования …… …………………………… ...….5
1.2. О понятии субкультуры. Молодежная субкультура …………...……… ….6
2. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи…………………………………………………………………….….. ..9
3. Культура и сферы самореализации молодежи
3.1. Досуговая сфера…………………………………………………………….13
3.2. Сфера религии и культуры………………………………………………….15
3.3. Политическая и профессиональная сферы………………………………..17
Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

культурология. doc.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов


КИРОВСКИЙ ФИЛИАЛ


 

 

 

                                         Группа № СКД(у)1

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине _Культурология___________________________________________

 

                                                Булдаковой Полины Леонидовны                                .

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ _Культуры             _

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Социально-культурная деятельность, бакалавр

        

 

ФОРМА ОБУЧЕНИЯ:

(ДНЕВНАЯ, ВЕЧЕРНЯЯ, ЗАОЧНАЯ)

          подчеркнуть

 

 

ТЕМА: Молодежь и культура_____

 

 

 

 

 

 

 

«17» апреля 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3

1. Понятие «молодежь» и «субкультура»

1.1. Молодежь как объект исследования …… …………………………… ...….5

1.2. О понятии субкультуры. Молодежная субкультура …………...……… ….6

2. Сущность, тенденции  и проблемы индивидуализации  и социализации молодежи…………………………………………………………………….….. ..9

3. Культура и сферы самореализации молодежи

3.1. Досуговая сфера…………………………………………………………….13

3.2. Сфера религии и культуры………………………………………………….15

3.3. Политическая и  профессиональная сферы………………………………..17

Заключение ………………………………………………………………………18

Список использованной литературы…………………………………………...19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Общество существует не только в мире вещей и предметов. Человек живет, воспринимая мир как сложную систему понятий, идей, теорий и образов. Все это и многое другое наполняет духовную жизнь общества и человека. Наряду с экономической, социальной и политической сферами жизни, духовная сфера является важнейшей для понимания деятельности человеческого общества.

Духовная жизнь –  это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство  человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных  духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Одним из главных условий полноценной духовной жизни является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, то есть культуры.

Культура является важнейшим  элементом, определяющим сферу духовной жизни. Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы [3, с. 104] Как социальная группа молодежь в контексте культурного уровня выступает следующим образом. Молодежь – это особая социально-возрастная группа людей (от 14 до 35 лет), отличающаяся возрастными рамками  и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности.

В любой культуре существует ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. В данной работе речь пойдет о молодежи и о молодежной субкультуре.

Так как молодежная культура представляет собой субкультуру  с четко очерченными границами, то мы хотим определить сущность молодежи и возникновение ее субкультур.

 

 

Цель: рассмотреть понятия «молодежь» и «культура»

Задачи:

1. изучить литературу по данному вопросу;

2. дать определения терминам – культура, молодежь, субкультура;

3. сделать общий  вывод по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие «молодежь  и субкультура»

1.1. Молодежь как объект исследования

Одно из первых определений  понятия «молодежь» было дано в 1968 году В.Т. Лисовским: «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции» [7, с. 285]. В широком смысле слова молодежь – это обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности.

В современном мире, употребляя данное понятие, люди чаще всего, ориентируются на возрастной критерий, не всегда задумываясь о том, что понятие «молодежь» включает в себя много других аспектов. Таких как, физическое и половое созревание, интеллектуальное и социальное развитие.

В молодости происходит ускоренное физическое, умственное развитие, которое не ведет к ранней социальной зрелости. Наиболее характерным для  возраста является эмоционально-чувственное  отношение к жизни, в том числе и культуре. Этим обусловлено чувство сопереживания и подражание иллюзорным героям, предпочтение событийности, динамизма, действия, поиск развлекательного содержания, преобладание в искусстве нравственных оценок над художественно-выразительными средствами. Все это в процессе самореализации сопровождается явлениями группового стереотипа [1, с. 146].

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения. Молодежь как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимает ценности культуры, что порождает субкультуры.

 

 

1.2. О понятии субкультуры. Молодежная субкультура

Так что такое субкультура? Принято считать, что субкультура – это подсистема целостной системы культуры. С точки зрения культурологии субкультура – объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют ее. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т.д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определенные политические взгляды [6, с. 132]

Понятия «молодежь» и «субкультура»  тесно связаны между собой. Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Молодежь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ее не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени, что создает предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.

Молодежная субкультура характеризуется следующими чертами:

- молодежная субкультура представляет  собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней; члены такой общности могут формировать как группы непосредственного контакта (компании, объединения, тусовки), так и виртуального общения;

- вхождение молодого человека  в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);

- как правило, молодежные субкультуры  возникают вокруг какого-либо «центра», выразителя тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;

- значимые для той или иной  молодежной субкультуры идеи  и ценности получают внешнее  выражение в обязательной  для ее членов символике и атрибутике группы [6, с. 317]

Существуют различные типологии  молодежных субкультур. Профессор З.В. Синкевич дает характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана [2, с. 231]:

  1. Со способом времяпрепровождения – музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты;
  2. С социальной позицией – экокультурные;
  3. С образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;
  4. С альтернативным творчеством – официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

Также молодежные движения можно разделить  на такие группы:

  • связанные с музыкой, музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура;
  • отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы;
  • связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит-байкеры, байкеры;
  • связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры;
  • связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры;
  • враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически – футбольные фанаты и металлисты;
  • религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты;
  • группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы;
  • элита: мажоры, рэйверы;
  • субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки;
  • социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает  все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей  и взгляд на мир.

Итак, из вышеизложенного можно сделать следующий вывод, что, система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.

Молодежная субкультура – это культура, созданная молодыми людьми для себя; это культура, нацеленная на включение молодых людей в общество; это – частичная культурная подсистема внутри системы «официальной», базовой культуры общества, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей.

 

 

 

 

2. Сущность, тенденции  и проблемы индивидуализации  и социализации молодежи

Молодежная культура формируется  под непосредственным воздействием культуры общества в целом, так и  ее проблемы связаны с проблемами общества. Не поняв общества, в котором живет молодежь, значит не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Общественные проблемы, в сущности, во многом берут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследование молодежи вне общества в целом является абстрактным, неполным и во многом бессмысленным. На этом основании строится широко распространенное заблуждение, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. «Решим проблемы общества - решим и проблемы молодежи» [4, с. 184].

Действительно, молодежь является зеркалом, в котором  отражается та социальная действительность, в условиях которой она живет. Если из молодежной среды пробиваются  порочные побеги, если в этой среде  появляются проблемы, то это, прежде всего "вина" социальной среды. С молодежью может произойти только то, что уже произошло с обществом. Молодежь, такова, каким является взрастившее ее общество.

Однако у молодежи были и есть свои специфические, обусловленные  возрастом проблемы, которых нет  у "зрелого" человека. Перейдем к их рассмотрению.

  1. В любом обществе молодость тесно связана с идеей зависимости. Человек находится в положении "молодого", пока он зависим. От зари человечества и до наших дней центральной фигурой в обществе был зрелый (взрослый) человек. Стариков и слабых детей в первобытном обществе просто убивали или бросали на произвол судьбы [5, с. 218]. Появление демографической когорты под названием "молодежь" мало что изменило: молодые люди рассматривались как "взрослые дети", о которых общество вынуждено заботиться постольку, поскольку это было необходимо взрослым. "Мальчиком" в старой Франции мог быть назван человек любого возраста, если он зависел от "сеньора". В сущности, и ныне все осталось, как было. Взрослые по-прежнему царствуют в обществе, и все другие возрастные группы (дети, молодежь, старики) полностью зависят от родителей - он все еще "дитя", а в глазах окружающих недоросль, инфант.
  2. В любом обществе большая часть молодежи (учащиеся, студенты и т.п.) еще не включена в процесс производства и потому исключена из процесса распределения продуктов этого производства, живет в "кредит", находится в положении иждивенцев - не имеет своего жилья, получает меньшую зарплату и т.п. Следствием этого являются острота социальных проблем молодежи, которая всегда и всюду намного выше, чем применительно к взрослой самодеятельной части населения, и сравнима только с социальными проблемами стариков. В богатых обществах молодежь в основном бедна, в бедных обществах - по преимуществу нищая [5, с. 222].
  3. В любом обществе большинство молодых людей не обладает личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни. Объективно и постоянно находясь в положении выбора и самоопределения (кем быть? что делать? каким быть? когда завести семью? кого выбрать спутником жизни?), молодой человек существенно ограничен в своих решениях мнением и волей родителей, родственников, законами, традициями и правами, с которыми он нередко бывает, не согласен.
  4. Молодежь объективно находится в положении объекта социализации, осуществляемой путем обучения и воспитания, которые часто подменяются начетничеством, назиданием, подавлением личности [4, с. 164]. Специфика молодежного сознания определяется тем, что в нем живут такие понятия, которые обычно не свойственны взрослому человеку: "второстепенность", "подсобность", "неполноценность". Они рождают в душах молодых людей обостренное чувство социальной справедливости, социальной ущемленности, болезненности мироощущения, повышенную готовность к протесту, избыточную критичность, агрессивность. Рост этих свойств и их проявление в поступках тем более неизбежны, когда зависимое положение молодежи сознательно подчеркивается со стороны взрослых, когда социальная справедливость нарушается в массовых масштабах, когда складывается авторитарное отношение обучающих к обучаемым, учителей к ученикам, воспитателей к воспитуемым, родителей к детям, когда "нищета положения" молодежи усугубляется нищетой общества в целом.
  5. В любом обществе перед молодыми людьми стоит проблема выбора сферы трудовой деятельности, выбора профессии. Из всех возрастных групп населения эта проблема, прежде всего и главным образом беспокоит молодежь. Сказав себе: "Стану слесарем", юноша одновременно говорит: "Но не стану врачом, артистом, учителем, биологом, историком". Решиться - значит не только приобрести нечто, но и возможность потерять свою единственную судьбу. Когда в состоянии мучительных размышлений по поводу "кем быть?" находятся миллионы молодых людей, это вырастает в огромную общественную проблему, которая в своей сущности была и будет проблемой сугубо молодежной.
  6. Во всех обществах молодые люди решают проблему своих жизненных планов, проблему нравственного и духовного самоопределения – «каким быть?».
  7. Социальный статус молодежи во всех конкретных обществах и во все времена в главном одинаков: молодежь одновременно объект и субъект социализации [5, с. 236]. Данная группа общества по законам преемственности (по закону отрицания) осваивает наследуемые общественные отношения, духовные и материальные ценности конкретного общества с целью их последующего воспроизводства. Будет это простое или расширенное воспроизводство - зависит от уровня социального развития молодежи, продукта самого общества. А этот уровень, в свою очередь, в решающей степени зависит от взгляда общества на молодежь что такое она в его глазах - только объект воздействия, прежде всего объект и отчасти субъект, прежде всего субъект и затем объект и т.п.[2, с. 200]

Если общество нацелено на развитие, оно социализирует (обучает и  воспитывает), иными словами, развивает молодежь таким образом, чтобы она была способна развивать общества и развиваться сама. Если общество настроено, прежде всего, на сохранение существующего строя, консервацию его идей, ценностей и традиций, оно формирует молодежь исключительно по своему образу и подобию. В этом случае молодежь как субъект деятельности выступает в крайне ограниченных масштабах, она, прежде всего объект, а часто только объект воздействия.

 

3. Культура и сферы  самореализации молодежи

3.1. Досуговая сфера

Сегодня досуг все чаще становится основной сферой жизнедеятельности  молодого человека. Что касается интересов  молодежи, связанных с досугом, то они далеко не многообразны. Например,  для молодых людей этого типа «семьянин» характерен достаточно узкий и традиционный круг общения, ориентация в основном на устойчивые контакты с родственниками, соседями и знакомыми, в отдельных случаях — с коллегами по работе (учебе). И простые и “домашние” формы досуга - чтение, телевидение, радио, газеты, работа по дому и просто отдых [5, с. 98].

Второй тип – «общительный»  ориентируется прежде всего на контакты с широким кругом друзей. Представители этого типа используют более продвинутые формы досуга — компьютер, музыка, хобби. Обязательные и регулярные встречи с друзьями становятся здесь едва ли не доминирующей формой социальной жизни [5, c. 48] .

Третий тип подразумевает наличие в жизни молодых людей регулярных социальных контактов вне устоявшегося семейно-дружеского круга и может быть назван «развлекающимся» . Его представители не только пассивно общаются с друзьями, но и совместно посещают кино, театры, концерты, кафе, бары и молодежные клубы. Развлекательно-потребительский аспект общения и досуга становится для них очень значимым.

Четвертый тип молодёжи можно определить как «социально-активный». Он объединяет молодых людей, сконцентрированных скорее на развивающих формах общения и досуга (посещение спортклубов, музеев, выставок, занятия в кружках, объединениях по интересам, дополнительные занятия с целью самообразования и т.д.), чем на простом отдыхе и встречах с друзьями, а отношение к свободному времени здесь становится более избирательным.

Пятый тип — «одухотворенный» — живет как бы в стороне от социума, ограничиваясь устоявшимися семейно-родственными связями. Именно здесь проявляет себя тенденция изоляции от собственно молодежной среды с неизбежным обеднением досуга, а сама эта среда заменяется кругом духовных или мировоззренческих единомышленников, наставников и т.п. Представители этого типа, как правило, регулярно посещают церковь, другие религиозные собрания или принимают активное участие в работе каких-либо политических объединений.

Информация о работе Молодежь и культура