Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:41, контрольная работа
Духовная жизнь – это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых. Одним из главных условий полноценной духовной жизни является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, то есть культуры.
Введение …………………………………………………………………………. 3
1. Понятие «молодежь» и «субкультура»
1.1. Молодежь как объект исследования …… …………………………… ...….5
1.2. О понятии субкультуры. Молодежная субкультура …………...……… ….6
2. Сущность, тенденции и проблемы индивидуализации и социализации молодежи…………………………………………………………………….….. ..9
3. Культура и сферы самореализации молодежи
3.1. Досуговая сфера…………………………………………………………….13
3.2. Сфера религии и культуры………………………………………………….15
3.3. Политическая и профессиональная сферы………………………………..17
Заключение ………………………………………………………………………18
Список использованной литературы…………………………………………...19
Шестой тип — «гармоничный» — означает полноценность социальных связей. Наряду с “социально-активным” типом, он предполагает разносторонний образ жизни, который максимально задействует все формы социального общения и досуга, характерные для представителей других вышеупомянутых типов.
Молодежь в большей степени ориентирована на друзей, чем на семью. В этом её главное отличие от старшего поколения. Досуг молодежи по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга [1, с. 245]. Формирование субкультур процесс неизбежный, обусловленный вовлечением личности в различные социальные группы.
3.2. Сфера религии и культуры
Сфера религии. Молодые люди в вопросе религии в основном относят себя к последователям православия, в Библии читали отдельные места или не читали ее вообще. Церковные богослужения посещали случайно. Эта группа считает, что с помощью науки нельзя ни доказать, ни опровергнуть бытие Бога; что религия человека делает нравственнее, добрее; указывает на положительную и отрицательную роль православия в истории нашей страны, на частичную неоправданность борьбы против религии и церкви в советское время. Молодежь посещают церковные богослужения для удовлетворения личных потребностей.
Сфера культуры. Что касается интереса молодежи к различным видам искусств, то телевидение как вид искусства занимает первое место у студентов политехнического и третье у студентов педагогического института по уровню интереса. В целом молодые люди отдают свое предпочтение передачам игрового характера и различным ток-шоу, а также откровенно развлекательным передачам.
Кино «существует» для молодежи в основном на экранах телевизора и компьютера. Лишь немногие ходят в кинотеатр на каждый новый фильм. Остальные ходят изредка или по возможности.
Хуже отношение к
В структуре культурных потребностей молодежи сегодня происходят серьезные изменения. Наряду с их обеднением прослеживается тенденция к прагматизму. Если ранее в потребностях молодежи превалировала ориентация на творческие виды деятельности (художественное, техническое творчество), то сегодня приоритет творческой деятельности и, тем более, нравственных потребностей утрачен. На первый план выходят познавательные потребности (образование, чтение и т.п.) и потребление различного рода художественной культуры (интернет, театр, кино, музей, телевидение)
3.3. Политическая и профессиональные сферы
Политика
не является приоритетной сферой интересов
и потребностей современной молодежи.
Важнейшей детерминантой
Основная форма интереса молодежи к политике сегодня – информационная. Отношение к политике, когда реальностью становится все большее неучастие в ней, молодые люди все чаще соотносят с готовностью и способностью властных структур любого уровня решать конкретные социальные проблемы. Вполне нормальной можно считать характерную для молодежного сознания переориентацию с ценностей глобального уровня на конкретные острые и переменные проблемы [1, с. 375].
Профессиональная сфера. Обратим внимание на мотивацию выбора студентами своей специальности, вуза. В большинстве приоритетных мотивов – интерес к профессии, возможность проявить свои способности, авторитет вуза, перспектива хорошей работы по окончании вуза и влияние семейной традиции, совет родителей [3, с. 154]. В число мотивов выбора вуза включен и такой как «стремление продлить беззаботный период жизни». В тех вузах, где интерес к профессии и желание реализовать свои способности наиболее высоки, соответственно и меньше доля тех, кто настроен на беззаботный образ жизни. Снижение же интереса к профессии сопряжено с увеличением почти в два раза тех, кто настроен продлить трудовой период жизни, либо уклониться от службы в армии.
Таким образом, выделяются следующие сферы реализации молодежи: досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.
Заключение
Молодежь - обширная совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними основных видов деятельности. Молодежь, как наиболее чуткая возрастная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями, ее не могут удовлетворить существующие традиционные способы проведения досуга, что приводит к появлению субкультуры. Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной.
У молодежи были и есть свои специфические,
обусловленные возрастом
Рассмотрев вопрос о сферах реализации молодежи, был сделан вывод, что существуют такие сферы реализации молодежи как досуговая, политическая, религиозная, культурная, профессиональная.
Таким образом, в ходе выполнения контрольной работы были раскрыты понятия: молодежь, культура, субкультура, а значит и цель работы - рассмотреть понятия «молодежь» и «культура» - выполнена.
Список использованной литературы