Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 15:32, реферат
В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.
Объект, предмет и метод музееведения
Структура музееведения
Музееведение в системе наук
Исторические предпосылки возникновения музеев
Ренессансные экспозиции: проблема терминологии
Студиоло
Антикварии
Галерея Уффици
Кунсткамеры
Естественнонаучные кабинеты XVI–XVII веков
Художественное коллекционирование в XVII веке
Экспозиции дворцовых галерей
Рождение музеографии
Музей Наполеона
Пинакотека Брера
Рейксмузеум
Прадо
Реституция культурных ценностей
Старый музей и Новый музей в Берлине
Глиптотека и Старая пинакотека в Мюнхене
Понятие «музей» появилось в культурном обиходе человечества более двух с половиной тысяч лет назад, но в современную эпоху его содержание кардинально изменилось. Древние греки изначально понимали под мусейоном святилище муз, а со временем с эти словом стало связываться и представление о месте для занятия литературой, наукой и научного общения.
В эпоху Средневековья, когда канули в небытие многие традиции и институты античного мира, понятие «мусейон» вышло из употребления вместе с относящимся к нему культурным контекстом. Вторую жизнь подарила ему эпоха Возрождения, но при этом наполнила его новым смыслом. Музеем стали называть сначала коллекции памятников античности и произведений искусства, затем образцов мира природы и всего, что воспринималось в качестве «редкости» и «диковины». Но уже во второй половине XVI в. термин «музей» все чаще начинают употреблять не только по отношению к собранию предметов, но и к помещению, в котором оно хранится и экспонируется.
Появлению нового аспекта в своей трактовке музей обязан эпохе Просвещения с ее акцентами на равенство образовательных возможностей людей, культом разума и пропаганды знаний. Из собрания, доступного лишь немногим желающим, музей вырастает в учреждение, открытое для широкой публики, и его определяющим признаком становится уже не только наличие коллекции, ее хранение и изучение, но и показ. В XIX в. завершается процесс формирования музея как социокультурного института. В начале XX в. его еще нередко определяли как собрание предметов, представляющих интерес для ученых, систематизированное и экспонируемое в соответствии с научными методами. Однако дальнейшая демократизация музея привела к тому, что в его дефиниции стала подчеркиваться ориентированность на все слои населения.
В наши дни существует целый ряд определений музея, что в значительной степени объяс-няется сложностью и многоликостью самого феномена. XX век подарил человечеству новые типы музеев; пришло осознание того, что сохранять и экспонировать можно и нужно не только пред-меты, но и характерное для них окружение, различные фрагменты историко-культурной среды, виды человеческой деятельности. Появились музеи под открытым небом, в основе которых – не традиционная коллекция предметов, а памятники архитектуры и народного быта, представленные в своем естественном природном окружении. Возникли и музеи, экспонирующие главным образом не подлинники, а их воспроизведения.
Еще одна причина многообразия существующих определений музея – развитие теорети-ческого музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнооб-разие целей и задач, ради которых создается дефиниция. В изданиях справочного характера музеи обычно трактуются как научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, которые в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Рос-сийской Федерации» (1996) музей определен как «некоммерческое учреждение культуры, создан-ное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций».
В международной практике обычно используется определение, выработанное Междуна-родным советом музеев (ИКОМ) и включенное в его Устав в 1974 г. С учетом поправок, внесен-ных в последний вариант Устава в 1995 г., эта дефиниция звучит следующим образом: музей – это «постоянное некоммерческое учреждение, находящееся на службе общества и его развития и открытое для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризирует и экспонирует в образовательных, просветительных и развлекательных целях материальные свидетельства человека и окружающей его среды».
Это определение прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обосно-ванности и важности составляющих его элементов тем не менее существуют, поскольку вопросов оно поднимает не меньше, чем решает. Поэтому зоологические и ботанические сады, многие музеи науки, планетарии, исторические и природные достопримечательности и памятники, с точки зрения одних, музеями как таковыми не являются. Другие считают, что в сферу интересов музея входит все природное, культурное и социальное окружение человека. При их поддержке ИКОМ принял в свои члены планетарии, ботанические и зоологические сады, многие природные и исторические памятники и достопримечательные места.
Неоднозначно воспринимается и положение о том, что музей должен служить обществу и способствовать его развитию.
Музей – очень сложный феномен и дать ему исчерпывающее, бесспорное и всех устраи-вающее определение нелегко.
Разные подходы к определению понятия «музей» существуют и в теоретическом музееве-дении, однако большинство исследователей определяют его как социальный институт через выполняемые им функции. Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенной в Российской музейной энциклопедии, музей – исторически обусловленный многофункцио-нальный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение, – музейных предметов.
Музееведение – музеология
В конце XIX в. была опубликована статья «Музеология как наука», обозначившая потенциал новой области исследований. Так в научный оборот вошел термин «музеология», аналогом которому в российской традиции стало слово «музееведение». С приходом XX столетия началось постепенное конституирование музееведения в качестве научной дисциплины.
В начале XX в. за рубежом появились первые периодические издания, специализирующиеся на освещении музейной проблематики.
Развитию музееведческих знаний во многом способствовали специализированные центры музейной работы. Впервые они возникли в Советском Союзе в послереволюционный период, а после Второй мировой войны стали создаваться и в других восточноевропейских странах. Московский институт историко-художественных изысканий и музееведения (1919), Высший экскурсионный институт (Петроград, 1921–1924), Комиссия по музееведению при Академии истории материальной культуры (1920-е) и другие аналогичные центры занимались разработкой методики работы отдельных профильных групп музеев. В отличие от них созданный в Истори-ческом музее Отдел теоретического музееведения (1918–1933) был ориентирован на изучение общих проблем истории и теории музейного дела. В начале 1930-х гг. его преемником стал Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой и музейной работы.
В 1937 г. он был реорганизован в НИИ краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР и приступил к планомерному исследованию проблем музейного дела. В 1955 г. институт был преобразован в НИИ музееведения.
Объект, предмет и метод музееведения
В теоретическом обосновании предмета музееведения существует несколько подходов. Сторонники так называемого институционального подхода считают, что предмет музееведения – это музей как социокультурный институт. При этом одни ограничивают рамки предмета исследованием только музея и его функций, другие же трактуют предмет более широко, включая в него все музейное дело. Оппоненты институционального подхода считают, что музей не может являться предметом музееведения, поскольку он – всего лишь организационный центр; учреж-дение, предназначенное выполнять определенную работу. Предметом музееведения они полагают музейный предмет как феномен, поэтому подобная система воззрений получила название предметный подход. Согласно, например, формулировке немецкого исследователя К. Шрайнера, «музееведение – это наука о сборе, хранении, изучении и использовании музейных объектов».
Существует и так называемый комплексный подход к пониманию предмета музееведения. Наиболее развернутое обоснование он нашел в работах З. Странского, который ввел понятие «музейность» и сформулировал теорию специфического («музейного») отношения человека к действительности.
Музееведение, по его мнению, находится выше музея. Одновременно оно включает в себя не только его прошлые, но и современные, и будущие его формы.
Музееведение самостоятельная научная дисциплина, предмет ее познания – специфическое отношение человека к действительности, объективизирующееся в истории в разных формах, которое является выражением и составной частью систем памяти.
В российской науке сторонником комплексного подхода был A.M. Разгон, который определил предмет музееведения следующим образом.
«Предмет музееведения – круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела».
Для музееведения характерно использование разнообразных исследовательских приемов, одни из которых полностью, а другие частично совпадают с методами других наук.
Метод научной дисциплины – это не единичный прием и даже не арифметическая сумма приемов, а их система. Для того чтобы судить о сходстве и различии методов той или иной науки, нужно сравнивать систему. И в этом случае метод музееведения, как система, не свойствен ни одной другой общественной дисциплине.
Структура музееведения
Каждая научная дисциплина представляет собой систему знаний, следовательно, обладает определенной структурой. Поскольку структура науки органично связана с ее предметом, то существующие по этому вопросу разногласия обусловливают и различные представления о структуре. Обычно в музееведении выделяют следующие исторические, теоретические и прикладные элементы.
История и историография исследуют историю появления музеев, их функционирование в различных исторических условиях; музейную политику, формирование музейной сети и организацию музейного дела, а также отражение всей этой проблематики в научной литературе и историю самой науки.
Теория состоит из четырех составных элементов.
1. Общая теория музееведения
познает объект, предмет, метод и
структурные элементы
2. Теория документирования
изучает проблемы, связанные с
комплектованием музейных фон-
3. Теория тезаврирования (от греч. th?sauros – сокровище; запас) – это теория научно-фондовой работы; она связана с процессом познания ценности музейных предметов и содержа-щейся в них информации, то есть с исследованием музейных предметов, их учетом и сохранением.
4. Теория коммуникации
изучает музей как один из
коммуникационных институтов, специфику
передачи информации, проблему воздействия
музейных средств и форм
Музейное источниковедение занимается исследованием музейных предметов под углом зрения, характерным для источниковедческой дисциплины; разрабатывает теорию и методику выявления, исследования и использования музейных предметов и коллекций.
Прикладное музееведение включает в себя три раздела.
1. Научная методика охватывает
все формы музейной
2. Техника музейной работы исходит из научных методик и занимается проблемами, связан-ными с проектированием музейных зданий, техникой экспонирования различных типов музейных материалов, техническими средствами передачи информации, техникой исследования физи-ческого состояния музейных предметов, их консервацией и реставрацией.
3. Организация музейного
дела и управление музейной
деятельностью связаны с
Музееведение в системе наук
По многозначности своего предмета музееведение входит в разряд междисциплинарных наук. В то же время есть все основания отнести музееведение к общественным наукам, поскольку предметом его исследования являются закономерности, связанные с процессами познания и передачи информации посредством музейных предметов, с функционированием музея как социокультурного института.
Взаимодействуют в музееведении прежде всего профильные дисциплины, а также педагогика, психология, теория информации, социология, источниковедение.
Музееведение – это формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный им феномен музея, исследую-щая процессы сохранения социальной информации, ее познания и передачи с помощью музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности.
Исторические предпосылки возникновения музеев
Процесс становления музея как социокультурного института начинается в одну из величайших эпох европейской истории – в эпоху Возрождения.
Открытое гуманистами античное искусство, изменив эстетические представления эпохи, стало вызывать восторженное преклонение. Оно начало восприниматься как источник не только знаний, но и эстетического наслаждения. Желание собирать и хранить классическое наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов.
Почетное место в ренессансных собраниях стали завоевывать и произведения современных скульпторов и живописцев. Сама сфера искусства в значительной степени была зеркалом перемен, происходивших в ту эпоху. Художник постепенно избавлялся от обязательной прежде принадлежности к цеху, начинался расцвет светского заказа и меценатства, благодаря которым можно было не думать о «хлебе насущном». Искусство стремилось освободиться от церковных канонов и овладеть новыми приемами в отображении красоты и многообразия реального мира. Появилось «искусство ради искусства». Его оценивали уже на основе эстетических критериев. Причем к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные произведения, но и эскизы, этюды, наброски.
В эпоху Ренессанса началось возрождение истории как науки, ведь средневековая культура знала лишь хронистов, а не историков в строгом смысле этого слова. Все происходящее в мире средневековый человек считал результатом Божьей воли, а свое земное бытие он воспринимал лишь как подготовительный этап к вечной загробной жизни. Эпоха Возрождения, не ставя под сомнение, что Бог – начало всех вещей, заявила при этом, что человек – творец своей собственной судьбы. Общество – это результат деятельности людей, а не промысла Божьего. История заняла важное место в системе гуманитарного знания, и особое значение в ней стало придаваться осмыслению деятельности великих и сильных личностей. Появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей.