Муниципальная библиотека в условиях местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить деятельность муниципальных библиотек на становление и дальнейшее развитие местного самоуправления.
Реализация поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1.Рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки;
2.выявить информационные потребности местного сообщества в правовой информации для населения;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль библиотек в информационном обслуживании местного сообщества в условиях реформирования и становления местного самоуправления……………………………………………………………..8
1.1.Информационное обслуживание органов местного самоуправления
1.2.Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения …………………………………………………………………..17
Глава 2. Взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки на примере библиотечно-информационного центра 32
2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки…………….32
2.2. Опыт создания библиотечно-информационных центров в условиях реформирования и становления местного самоуправления………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы………………………………………………………….....59

Вложенные файлы: 1 файл

Библиотека и органы местного самоуправления.doc

— 328.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

Федеральное  государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Санкт-Петербургский  государственный университет культуры и искусств»

Ростовский  филиал

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

По предмету: «Общее библиотековедение»

На тему: «Муниципальная библиотека в условиях местного  самоуправления»

Студентки 1-го курса 

Специализации «Информационное  обеспечение гуманитарных наук»

Шаровой В.В.

 

 

 

 

Преподаватель:

канд. пед. наук,

 доцент Н.Н. Дорофеева

   

 

 

 

 

 

 

Ростов - на – Дону

2011

Cодержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Роль библиотек  в информационном обслуживании местного сообщества в условиях реформирования и становления  местного   самоуправления……………………………………………………………..8

1.1.Информационное   обслуживание   органов    местного самоуправления

 1.2.Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения …………………………………………………………………..17

Глава 2. Взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки  на примере библиотечно-информационного центра                                                                              32

 2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки…………….32

2.2. Опыт создания   библиотечно-информационных центров  в условиях реформирования и становления местного самоуправления………………………………………………………………..46

Заключение……………………………………………………………………..54

Список  литературы………………………………………………………….....59

 

 

          

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  проблемы. На сегодняшний день, после долгого поиска результативных управленческих решений, в стране сформированы и действуют государственные институты, образующие политическую, правовую и социально-экономическую систему России.

Стоит отметить, что дальнейшее развитие государства невозможно без совершенствования форм и методов государственного управления, улучшения взаимодействия между органами публичной власти на всех уровнях, прежде всего на местном. Соответственно, в связи с реформированием общества в целом и отдельных его структур в последнее время возросла роль не просто информации, а полезной информации.

В новой системе общественных отношений информация является определяющим фактором жизнедеятельности общества. Такова логика социального прогресса. Возможность доступа физических и юридических лиц к любым информационным ресурсам общества отражена в Конституции Российской Федерации в качестве самостоятельной свободы.

В реалиях сегодняшнего дня представители органов местного самоуправления (ОМС) несут полную ответственность за жизнеобеспечение муниципального образования. Поэтому руководители ОМС являются одними из важнейших потребителей социальной информации. Но возникает проблема поиска и своевременного получения нужной информации. На помощь приходят библиотеки, которые осознали свою роль - роль посредника между населением и органами местной власти в обеспечении общества массивами разнообразной информации.

Когда муниципальная библиотека выступает не только как культурно-просветительское и досуговое учреждение, но и как центр правовой, деловой, социальной,  краеведческой информации, она становится социокультурным институтом, который непосредственно участвует в жизни местного сообщества. Благодаря такому участию библиотека становится важным элементом так называемого «формирующего блока» органов местного самоуправления, обеспечивая равный, свободный и прямой доступ к знаниям, информации, культуре в непосредственной близости к месту жительства.

У руководителей местной  власти и муниципальных служащих существует постоянная потребность в законодательных и официальных документах, а также в социальной информации,  информации в помощь профессиональной деятельности и др.

Все это библиотека предоставляет  в полном объёме, в короткие  сроки  и совершенно бесплатно. Причем условия получения информации пользователь может выбрать сам из существующего многообразия услуг, которые предоставляет муниципальная библиотека.

Современные информационные технологии, внедряемые в библиотечное производство, открыли доступ не только к местным, региональным, федеральным, но и к международным  информационным  ресурсам.

С помощью библиотеки органы местного самоуправления воздействуют на различные сферы жизни местного сообщества. Муниципальная библиотека обеспечивает информацией муниципальные  программы и проекты социально-экономического и культурного развития территории.

Эффективность муниципальной  библиотеки понимается как социальная необходимость, социальная полезность и социальная привлекательность. Библиотека должна взаимодействовать не только с ОМС, но её деятельность должна быть направлена  в адрес населения по просвещению в отношении органы местного самоуправления потому, что вчерашний житель может завтра стать руководителем, от которого будет зависеть не только библиотека, но и муниципальное образование в целом.

Просвещенный руководитель и муниципальный служащий – важное условие развития муниципального образования. А просвещенный житель – гарантия стабильности.

Разработанность проблемы. В последние годы  мы все стали свидетелями того, как сильно меняются представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни страны, развитии демократии, местного самоуправления. Эти представления претерпевают изменения одновременно и на профессиональном, и на правительственном уровне.

 Обращение к  профессиональной литературе последнего десятилетия показывает, что  с началом изменений информационной и культурной политики, библиотеки вступили в новый этап своего развития. Об этом пишут и выступают на различных совещаниях, семинарах, научно-практических конференциях представители научной библиотечной интеллигенции и практики библиотечного дела.

В число авторов, наиболее приближенных к проблемам  изучения новой роли библиотек в условиях изменений информационной и культурной политики попали, прежде всего, те, кто задолго до реформ в общественной и культурной жизни нашей страны говорили о грядущих изменениях, готовили основу для их принятия и осознания библиотечной общественностью.

К ним относятся публикации О.Ф. Байковой, Ю.А. Гриханова, Т.Л. Маниловой, М. Бутковской, Е.И. Кузьмина, Н.С. Карташова и многих других.

Среди этих работ можно  выделить материалы Т.Л. Маниловой, посвятившей значительное число своих статей и выступлений, освещающих проблемы муниципальных библиотек в условиях местного самоуправления.

Это, в первую очередь, ее диссертационное исследование «Организация сети муниципальных общедоступных библиотек: нормативный подход в условиях местного самоуправления».1 В данной работе автор на примере организации муниципальных общедоступных библиотек в крупных регионах России делает анализ проведения совместной работы муниципалитетов и библиотек по  правовому просвещению населения. В ней даются те материалы, которые могут быть использованы   практически каждой муниципальной библиотекой по предоставлению своих информационных ресурсов для оказания помощи и поддержки органам местного самоуправления. В исследовании приводятся результаты проверки нормативных данных по обобщению опыта этой совместной работы, даются конкретные практические рекомендации.

В ряду публикаций, освещающих деятельность муниципальных библиотек  в свете реформы местного самоуправления, представляет интерес работы Е.И. Кузьмина, который долгие годы возглавлял Управление Минкультуры России по делам библиотек и не понаслышке занимался изучением информационного и правового их состояния в современных условиях.2

В контексте глобальных политических и культурных изменений  социально-экономического преобразования в России написана им монография «Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом: смена парадигмы». Исследование  Е.И. Кузьмина построено  на богатом фактическом материале, включающем официальные нормативные правовые акты, статистические данные. В нем автор, впервые еще задолго до начала реформы в области местного самоуправления, поведал о тех перспективах и возможных трудностях сотрудничества библиотек  с местными органами власти.3

В плане  овладения современной методикой работы муниципальных библиотек с местными органами власти наибольший интерес представляет  учебно-практическое пособие М.А. Ермолаевой и Е.А. Фокеевой4.

 Это первое в нашей стране пособие, выполненное в свете задач реформы местного самоуправления. Оно подробно характеризует сущность и содержание деятельности муниципальных библиотек в сотрудничестве с органами местного самоуправления. В нем приводятся не только методологические данные о содержании работы муниципальной библиотеки, но характеризуются методические требования по проведению работы с пользователями библиотек.

В поле изучения по теме «Муниципальные библиотеки и местное  самоуправление» были привлечены материалы, подготовленные сотрудниками ДГПБ. В них отражен опыт работы муниципальных библиотек Ростовской области по сотрудничеству с органами местного самоуправления5.

Цель работы – изучить  деятельность муниципальных библиотек на становление и дальнейшее развитие местного самоуправления.

Реализация поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:

1.Рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки;

2.выявить информационные потребности местного сообщества в правовой информации для населения;

3.охарактеризовать информационные ресурсы муниципальной библиотеки как базы  ОМС.

Объектом курсовой работы является обслуживание ОМС муниципальной библиотекой. Предметом – особенности и специфика   информирования  населения в условиях становления местного самоуправления.

В основу работы положены метод объективного анализа, статистический метод.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка  литературы.

Глава 1. Роль библиотек  в информационном обслуживании местного сообщества

1.1.  Информационное обслуживание органов местного самоуправления

 

В  настоящее  время,  в период  кардинальных  социально-экономических  преобразований, особое значение приобретает  укрепление российской государственности, сохранение территориальной целостности  Российской Федерации. В связи с  этим крайне важной становится разработка и реализация государственной региональной политики, регулирующей экономические, социальные, культурные процессы в пространственном региональном аспекте. Она основывается на положениях Конституции РФ6, федеральных законов и исходит из факта дискретности пространства, неравнозначности территорий по факторам развития, составу населения, культурно-историческим особенностям. Задачи государственной региональной политики следующие:

- обеспечение равномерного  социально-экономического развития территориальных   образований  РФ;

 - формирование   в   них   социально-ориентированной рыночной экономики.

Важнейшим механизмом реализации государственной региональной политики является частичная децентрализация  управления территориальным развитием в результате передачи ряда полномочий из центра на места, основывающаяся на повышении роли местного самоуправления.

Местное самоуправление входит в структуру общественного устройства.

В законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской  Федерации»7  выделены  территориальные уровни  муниципальных образований: районы, сельские округа, города, сёла, посёлки.

 Система местного самоуправления, представляет собой совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на улучшение деятельности местного сообщества (особой категории нового общества, связанной территориальным единством и совокупностью создаваемых и совместно разделяемых ценностей) по решению, стоящих перед ним задач, на основе принципов самоорганизации, самофинансирования,  самоответственности с целью улучшить качество жизни населения региона и увеличить его вклад в развитие всего общества.

Система местного самоуправления позволяет привлечь к участию  в принятии государственных решений различные социальные группы, а также обеспечить создание условий для осуществления жизненных планов населения с учётом интересов, традиции, исторических особенностей регионов.

Реализацию поставленных задач обеспечивают органы местного самоуправления. Структура ОМС определяется населением самостоятельно, закрепляется уставами муниципальных образований. Свой статус они приобретают в результате избрания населением на основе прямого равного избирательного права. ОМС обеспечивают решение вопросов местного значения, осуществляют владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, обладают правом формирования местного бюджета, установления налогов и сборов. Полномочия ОМС распространяются также на участие их в организации библиотечного обслуживания жителей конкретных территорий, соблюдение прав граждан на доступ к информации и достижениям культуры, в том числе и через создание сети муниципальных библиотек, являющихся частью муниципальной собственности. Федеральным законом «О библиотечном деле»8 муниципальные библиотеки отнесены к основным видам библиотек.

Информация о работе Муниципальная библиотека в условиях местного самоуправления