Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель работы – изучить деятельность муниципальных библиотек на становление и дальнейшее развитие местного самоуправления.
Реализация поставленной цели предполагает рассмотрение следующих задач:
1.Рассмотреть взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки;
2.выявить информационные потребности местного сообщества в правовой информации для населения;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Роль библиотек в информационном обслуживании местного сообщества в условиях реформирования и становления местного самоуправления……………………………………………………………..8
1.1.Информационное обслуживание органов местного самоуправления
1.2.Информационные потребности местного сообщества: формы и методы их изучения …………………………………………………………………..17
Глава 2. Взаимодействие органов местного самоуправления и муниципальной библиотеки на примере библиотечно-информационного центра 32
2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки…………….32
2.2. Опыт создания библиотечно-информационных центров в условиях реформирования и становления местного самоуправления………………………………………………………………..46
Заключение……………………………………………………………………..54
Список литературы………………………………………………………….....59
Важное направление деятельности муниципальных библиотек — изучение информационных потребностей населения, особенно потребностей в социально-бытовой информации, связанной с организацией жизни местного сообщества, адаптацией к социально-бытовым условиям муниципальных образований.
Большая часть социальных информационных потребностей населения связана с обустройством и организацией быта, ведением домашнего хозяйства, трудоустройством. Можно выделить такие потребности, как получение правовой информации (законы, постановления, решения местной администрации) по льготам, социальному обеспечению; медицинской (лекарственные средства), психологической информации (межличностные отношения, психологии детей и подростков).
Деятельность органов местного самоуправления (ОМС) вызывает рост интереса к информации о жизни и событиях на территории муниципальных образований, в том числе к местной информации культурно - досугового характера, для чего в библиотеках может быть создана специальная информационная служба быстрого реагирования (оперативная местная справка).
Для обеспечения информационной деятельности в этих направлениях библиотеки должны поддерживать регулярные контакты с самым широким кругом учреждений: школами, больницами, ОМС, а также с местными средствами массовой информации (СМИ)35.
Создание на базе муниципальных библиотек центров социальной информации располагающих базами данных по пенсионному и трудовому законодательству, социальному обеспечению и организующих встречи с юристами, руководителями и работниками органов социального обеспечения, служб занятости, способствовало бы развитию сотрудничества муниципальных библиотек и данных учреждений, знанию особенностей социальной сферы местных сообществ.
Так, в ЦБС «Киевская» (Москва) установлены контакты с социальными службами районной управы «Дорогомилово», Управлением социальной защиты населения, местным отделом службы труда и занятости, центром социального обслуживания пенсионеров и инвалидов.
В ЦБС г. Манчорска Мурманской области налажены взаимосвязи с центром занятости населения, с бюро по защите прав потребителей.
В рамках сотрудничества
с ОМС Выборгская районная ЦБС
Ленинградской области
Муниципальные библиотеки не только куммулируют и распространяют информацию, но и становятся своеобразными координационными центрами социальной инфраструктуры территории. Создаваемый ими банк информации должен отражать картину как социально-бытовых проблем и потребностей членов местного сообщества, так и условий и уровня их решения и удовлетворения37.
Таким образом, информационные потребности местного общества значительны и многообразны. Библиотеками разработана методика их изучения, состоящая из дополняющих и корректирующих друг друга методов. Это - опрос, наблюдение, изучение документальных источников. Наиболее распространенный и эффективный - опрос.
Целями опроса являются:
- выявление информационных потребностей;
- информирование о существовании библиотеки;
- изучение
отношения к услугам
- выявление юридических
и физических лиц,
-
выявление информационных
Опрос осуществляется либо устно - интервьюирование, либо письменно -анкетирование.
Интервьюирование представляет собой сложную процедуру, требующую соблюдения ряда условий. Главное - создать для опрашиваемого максимально свободную обстановку, не вызывающую у него напряжения, позволяющую ему давать чёткие ответы на вопросы. Достоверность собираемых с помощью данного метода сведений во многом обеспечивается формулировкой вопроса, а также структурой опросного листа. Наряду с предметным содержанием информационных потребностей пользователей, уточняется цель использования информации и её характер: фактографическая, библиографическая, статистическая38.
При анкетировании пользователей обычно в анкету включают такие вопросы, как: образование, должность, стаж работы и т. д. Чем большим объемом сведений о личности анкетируемого будет располагать библиотека, тем лучше она сможет организовать свою деятельность. Например, желательно знать уровень активности информационно-потребительской деятельности читателя, широту его профессиональных интересов, умение ориентироваться в системе информации. Однако при этом следует помнить о возможной отрицательной реакции на большое количество вопросов в анкете. Составление её — дело непростое, требующее определённых знаний и навыков. Неслучайно муниципальные информационные службы крупных городов обращаются за консультациями к профессиональным социологам.
Используя метод анкетирования, муниципальные библиотеки могли бы проводить обучение как профессиональных информационных потребностей местных руководителей, так и их интересов как частных лиц, что, несомненно способствовало бы установлению неформальных контактов, сближению библиотеки с сотрудниками муниципальных служб, а также выявлению отношения местного сообщества к проводимым преобразованиям39.
Обработка анкет требует больших трудозатрат, а при большом их количестве - использования компьютерной техники. В библиотеках, не располагающих такими возможностями, прибегают к более простому способу опроса. Лицам, информационные потребности которых предполагается изучить, раздаётся или рассылается разработанный рубрикатор (перечень тем в определённой предметной области), в котором им предлагается отметить интересующие их тематические рубрики, дополнить их недостающими и указать некоторые сведения о себе. Рубрикатор может быть составлен на основе существующих классификаций (например, «Таблиц библиотечно-библиографической классификации» (ББК) для массовых библиотек», «Таблиц библиотечно-библиографической классификации для краеведческих каталогов библиотек»).
При изучении информационных потребностей опрос можно использовать вместе с методом наблюдения. Чтобы наблюдение было целенаправленным, важно предварительно разработать программу, которая соответствовала бы требованиям, предъявляемым к этому методу в социологии. Наблюдение может быть применено при анализе поведения читателей, работающих со справочно-библиографическим аппаратом библиотеки (каталогами, картотеками), а также во время заседаний ОМС, во время встреч представителей местных властей с населением. Особенно много даёт наблюдение за реакцией руководителей на библиотечные инновации во время презентаций выставок, вернисажей, на юбилеях библиотек и их сотрудников, куда по традиции приглашаются руководители местной власти.
Анализ документов используется чаще, чем наблюдение. Так, анализу могут быть подвергнуты документы, предоставленные ОМС: планы, отчёты, статистические материалы, справки, а также письма жителей местного сообщества. Это даёт возможность уточнить направления деятельности руководителей местных органов власти, в какой-то мере прогнозировать их информационные потребности. Достаточно точные данные об информационных потребностях, конкретных лиц содержат документы, находящиеся в библиотеке: читательские формуляры, записи об отказах, данные о результатах индивидуального информирования.
Информационные потребности местного сообщества достаточно быстро изменяются, поэтому крайне важно наладить их регулярное отслеживание40. Некоторый опыт работы в этой области уже накоплен.
Так, в Сахалинской областной универсальной библиотеке осуществляется анкетирование муниципальных служащих с целью выявления их информационных потребностей, а также установления оптимальных форм информационного обслуживания (индивидуальное информирование, консультации, аналитические обзоры, книжные выставки и т. д.).
Изучение информационных запросов и ожиданий местного сообщества регулярно проводится в Екатеринбургской областной универсальной научной библиотеке, в муниципальных библиотеках Новоуральска, Новокузнецка, Нижнего Тагила. Это позволяет не только дать объективную оценку состояния и уровня библиотечного обслуживания в этих городах, но и вносить коррективы в деятельность муниципалитетов в отношении библиотек.
Таким образом, изучение библиотеками информационных потребностей местного сообщества достигает следующих результатов:
- выявляются различные информационные запросы граждан, с целью предоставления пользователям услуг в качестве информационной службы;
- способствует установлению контактов с местными властями, руководителями предприятий, учреждений, организаций, для обеспечения сообществу доступа к информации о жизнедеятельности своей территории41.
Населения и предприятия
все чаще обращаются к
Следовательно, в сознании населения уже сформировался образ библиотеки-держателя значимых информационных ресурсов, которая способна оперативно и квалифицированно удовлетворять запросы потребителей.
Глава 2. Взаимодействие местного самоуправления и библиотечно-информационного центра (БИЦ) муниципальной библиотеки
2.1. Информационные ресурсы муниципальной библиотеки
К информационным ресурсам муниципальной библиотеки авторы учебного пособия « Муниципальная библиотека и местное самоуправление» относят: её фонд, а также справочный аппарат и источники вторичной информации. Исходя из задач, стоящих перед муниципальной библиотекой, представляется целесообразным рассмотреть входящие в состав её фондов официальные документы, издания в помощь местному самоуправлению, а также вторичные информационные ресурсы42.
Муниципальный фонд официальных
изданий является структурным элементом
национального библиотечно-
Формирование фонда официальных документов муниципальных библиотек (Центральных библиотечных систем) основано на принципах:
- общих: полнота и достоверность информации; регулярность и оперативность; общедоступность и открытость информации для населения;
- специфических, обусловленных социально-экономическими, демографическими, культурными и другими особенностями муниципального образования и структурой органов местного самоуправления.
Официальным является издание, публикуемое от имени государственных органов, учреждений, ведомств или общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера. Это определение принято как базовое в работе библиотек с официальными документами.
Таким образом, статус издающего органа - основной критерий отнесения документа к категории официального. Такими органами являются: Президент Российской Федерации, Федеральное собрание, Правительство Российской Федерации, органы местного самоуправления, ведомства, общественные организации.
Среди официальных документов особое место занимают нормативно-правовые акты. Нормативно-правовой акт - это документ, изданный уполномоченным на то органом (организацией) и содержащий нормы права, т. е. общие предписания постоянного или временного действия, рассчитанные на многократное и обязательное применение.
Особый вид информации представляет нормативно-правовая информация, т.е. информация о нормах права в форме нормативно-правовых актов, тематических подборок актов и их частей, комментариев и справок о нормах права на микроносителях, машиночитаемых или бумажных носителях.
К нормативно-правовой информации в первую очередь предъявляются требования полноты, точности и достоверности, то есть содержания текстов законодательных актов в актуальном состоянии. Нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической подчиненности, от которой зависит юридическая сила того или иного нормативного акта.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в стране действуют три власти» федеральная, региональная, местная43.
Нормативный акт высшей юридической силы является Конституция Российской Федерации. Следующим после Конституции РФ по степени юридической силы являются федеральные законы, далее – указы и распоряжения Президента РФ, затем - постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, замыкают иерархию федеральных нормативных актов ведомственные нормативные акты.
Аналогично выстраиваются нормативные акты субъектов Федерации.
Информация о работе Муниципальная библиотека в условиях местного самоуправления