Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:58, лекция
Во-первых, что понимается под социально-нравственным воспитанием? Социально-нравственное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации; осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организациях и органов управления). Социально-нравственное воспитывающее влияние становится принципиально достижимым только при наличии очень многих социально-педагогических обстоятельств. Результатом этого процесса становится формирующаяся социально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, близким.
Лекция. НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Во-первых, что понимается под социально-нравственным воспитанием? Социально-нравственное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации; осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организациях и органов управления). Социально-нравственное воспитывающее влияние становится принципиально достижимым только при наличии очень многих социально-педагогических обстоятельств. Результатом этого процесса становится формирующаяся социально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, близким. Это качество связано с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и развивается в процессе внутренней работы человека над собой.
Что такое игра? Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и этнопедагогических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи самовыражения и развития личности, психологии человека как субъекта развития культуры. Посредством народной игры формируются социально значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослым ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.Сложность типологии народных игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп, отражают общечеловеческие, национальные, этнографические, географические, исторические и местнотерри-ториальные особенности. Затруднения также вызваны тем фактом, что игры отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными.
Классификация народных игр базируется исходя из определения сущности, содержания, типологии и воспитательных возможностей традиционных игровых практик. В основу положены генезис и функциональный аспект народных игр, а именно: родоплеменные или семейные; военно-защитные или состязательные; обрядно-инициальные; культурно-бытовые; культовые.
Зачастую трудно провести четкие границы внутри представленной классификации ввиду тонкой «связи» социально-культурных компонентов жизненного уклада этноса и синкретичности культуры. Классифицирование игр по функциональному признаку позволяет определить целесообразность и потенциал использования отдельных народных игр в практике воспитания современных детей и молодежи. Под социально-педагогическим потенциалом народной игры в условиях образовательных учреждений понимаютсявозможности, присущие игре как явлению, для реализации своих важнейших социально-педагогических функций, и, прежде всего, - социального воспитания и социализации личности ребенка, подростка.
Применительно к использованию
народных игр в социально-нравственном
воспитании в условиях учреждений образования
следует рассматривать то особенное, что
свойственно для их социально-педагогического
потенциала. Исходя из специфики социально-педагогических
параметров различных игр, возможно выделить
социально-культурные и педагогические
(образовательно-
Особое значение приобретают идеи об особенностях народной игры, а именно:
- игра создает предпосылки
для освоения социально ценных
стереотипов поведения,
- народная игра реализуется на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;
- игра, будучи социально-досуговым и специфическим явлением процес-суально-деятельностной модальности культуры, функционирующим в акте человека с человеком, требует их активности, выступает в роли психокорректора;
- народная игра способствует
выработке социально-
Социально-нравственное воспитание рассматривается в этой связи, как:
- процесс обретения личностью социально-нравственных качеств, охватывающих мотивационно-ценностную, когнитивную и поведенческую сферы, и последующего развертывания на их основе творческого потенциала личности;
- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе, формирование человека в социальных институтах в процессе создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и социальной ориентации;
- передача этнокультурной традиции;
- овладение детьми общественно-культурнымопытом.
Каковы воспитательные возможности народных игр? Они многогранны.
1. Включая народную игру в воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, формирует социально-нравственные качества.
2. Народная игра способствует выработке нужных нравственных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования социально-нравственных качеств.
3. Игра, как явление, ставящее
личность в позицию субъекта
деятельности, приобретает особое
значение не только в
Каковы же педагогические условия формирования социально-нравственных качеств средствами народной игры?
Педагогические условия реализации модели социально-нравственного воспитания детей в учреждениях образования: социально-средовые; содержательно-организационные; субьектно-личностные. В содержательно-процессуальном блоке педагогические условия социально-нравственного воспитания определены как специально создаваемая воспитателями среда, обстановка, в которой возникает и развивается педагогическое явление, происходит воспитание младших школьников и подростков средствами народной игры; как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется социально-педагогическая работа, а также взаимодействие субъектов воспитательного процесса.
1. Социально-средовые условия включают: создание микросоциального пространства, наполненного средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать. Кроме того, для успешности процесса социально-нравственного воспитания необходимо моделирование сопровождающего игру фона, включающего разнообразные виды наглядности (в т.ч. пейзажные и сюжетные картины, фотографии), атрибуты реальной бытовой, досуговой и другой деятельности и воспроизводящего обстановку, игровую атмосферу, социально-психологические особенности взаимоотношений учащихся, традиционных игровых практик. Немаловажна и реализация в педагогическом процессе культурно-игрового опыта носителей знаний о содержании и правилах народных игр, передаваемых от одного поколения к другому.Создание микросоциального пространства, наполненного средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать.
2. Содержательно-организационные условия включают: использование народных игр в системе, создание игровых комплексов, «сквозных» игровых сюжетов, организацию деятельности по изучению традиционной игровой народной культуры. Большему проникновению в атмосферу народной игры способствует также использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр младших школьников и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к их изначальной природе), применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.
3. Субъектно-личностные условия включают: актуализацию потенциальных возможностей ребенка-участника игровой деятельности; актуализацию потенциальных возможностей взрослого, включенного в процесс или организацию игры; формирование и развитие у педагогов, включенных в организацию и проведение народной игры, таких личностных качеств, как эмпатия, креативность, толерантность, коммуникативных и организаторских способностей. Существенным условием в этой группе является освоение педагогами и другими организаторами игровой деятельности способов и опыта индивидуальной и групповой рефлексии игрового взаимодействия, развитие способности взрослых участников детской народной игры к педагогическому прогнозированию результатов игровой деятельности.
Методы включения
школьников в игровую деятельность: подражание;
имитация; одобрение; осуждение;
пример; состязательность,
Методы осуществления игровой деятельности: наблюдение; эксперимент; моделирование.
Формы организации игровой
Критерии и показатели социально-нравственной воспитанности учащихся: когнитивный, инновационный, поведенческий.
Уровень осмысления и осознания социально-нравственных категорий, система взглядов на окружающий мир (взгляды, понятия), на понимание другого века, самопознание и становления века. Постижение субъективных значений личностных смыслов, себя и другого века, «открытость» когнитивных схем в сети межличностного познания, способность видеть мир глазами другого. Знания о социально-нравственных добродетелях, восприятие, опознавание народных образов, основанных на внимании, памяти и проявляющихся в ценностях воображения, речи, мышления. Проявление потребностей, направленности поведения, проявление эмоций, субьективныхпереживаний и установок, межличностному эмпатии, сочувствию, переживанию, эмоциональный отклик на сострадание, симпатию, любовь и т. п. Проявление во всех сферах деятельности и общения (в игровых, учебных и др. ситуациях) основных морально-нравственных качеств: доброжелательности, ответственности, взаимовыручки, заботы, дружелюбию, справедливости, милосердия. Поведенческая готовность к диалогическому общению, оказание помощи в случае различных затруднений, альтруистическое поведение.
Каковы же уровни социально-нравственной воспитанности?
Нестабильный (низкий)
Ситуативно-стабильный (средний)
Устойчивый (высокий,)
Нестабильный характеризуется: необязательностью, значительными отклонениями от общепринятых правил, нарушением правил, грубостью в игре и других видах деятельностного характера.
Ситуативно-
Устойчивый уровень характеризуется: наличием внутреннего контроля, собственной самооценкой в соответствии с общественными нормами и правилами игрового содействия, сформированностьюнавыков самоконтроля, чувством собственного достоинства.
В современных условиях важно также сочетание игровых средств с традиционными дидактическими методами и формами осуществления учебно-воспитательного процесса.
Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических условий по погружению в культурно-историческую среду. Кроме того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка, включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство обеспечивает всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного развития.
Внедрение в педагогическую практику системного подхода по ознакомлению школьников с этнокультурными ценностями предполагает изменения в целевых, содержательныхи технологических характеристиках воспитательного процесса во внеклассной работе. Обобщение педагогического опыта показывает, что реализация системного подходавозможна в рамках, например, образовательного этнокультурного модуля «Культура казачества как синтез трех культур», воспитательные задачи которого заключались в формировании:
- необходимых социально-
Информация о работе Народная игра как средство социально - нравственного воспитания