Народная игра как средство социально - нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:58, лекция

Краткое описание

 Во-первых, что понимается под социально-нравственным воспитанием? Социально-нравственное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации; осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организациях и органов управления). Социально-нравственное воспитывающее влияние становится принципиально достижимым только при наличии очень многих социально-педагогических обстоятельств. Результатом этого процесса становится формирующаяся социально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, близким.

Вложенные файлы: 1 файл

игра (лекция по НХТ).doc

— 54.50 Кб (Скачать файл)

Лекция. НАРОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Во-первых, что понимается под социально-нравственным воспитанием? Социально-нравственное воспитание - составная часть относительно контролируемой социализации; осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретных людей), групповых (коллективов) и социальных (воспитательных организациях и органов управления). Социально-нравственное воспитывающее влияние становится принципиально достижимым только при наличии очень многих социально-педагогических обстоятельств. Результатом этого процесса становится формирующаяся социально-нравственная воспитанность как интегральное качество личности, проявляющееся в деятельной любви к человеку, близким. Это качество связано с интеллектуально-мыслительной, чувственно-эмоциональной и волевой сторонами деятельности личности и развивается в процессе внутренней работы человека над собой.

Что такое игра? Игра как явление жизни является важным объектом социально-педагогических и этнопедагогических исследований, поскольку игровое поведение раскрывает многие значимые черты социума, особенности взаимосвязи самовыражения и развития личности, психологии человека как субъекта развития культуры. Посредством народной игры формируются социально значимые качества и представления, нравственные поступки и культура поведения. Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослым ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.Сложность типологии народных игр заключается в том, что они, как и любое явление культуры, испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп, отражают общечеловеческие, национальные, этнографические, географические, исторические и местнотерри-ториальные особенности. Затруднения также вызваны тем фактом, что игры отличаются одна от другой не только формальной моделью, набором правил, количественных показателей, но прежде всего целями. Игры с одинаковыми правилами, информационной базой могут быть весьма разными.

Классификация народных игр базируется исходя из определения сущности,  содержания, типологии и воспитательных возможностей традиционных игровых практик. В основу положены генезис и функциональный аспект народных игр, а именно:  родоплеменные или семейные;  военно-защитные или состязательные; обрядно-инициальные;  культурно-бытовые;  культовые.

Зачастую трудно провести четкие границы внутри представленной классификации ввиду тонкой «связи» социально-культурных компонентов жизненного уклада этноса и синкретичности культуры. Классифицирование игр по функциональному признаку позволяет определить целесообразность и потенциал использования отдельных народных игр в практике воспитания современных детей и молодежи. Под социально-педагогическим потенциалом народной игры в условиях образовательных учреждений понимаютсявозможности, присущие игре как явлению, для реализации своих важнейших социально-педагогических функций, и, прежде всего, - социального воспитания и социализации личности ребенка, подростка.

Применительно к использованию  народных игр в социально-нравственном воспитании в условиях учреждений образования следует рассматривать то особенное, что свойственно для их социально-педагогического потенциала. Исходя из специфики социально-педагогических параметров различных игр, возможно выделить социально-культурные и педагогические (образовательно-воспитательные) функции народной игры.

Особое значение приобретают идеи об особенностях народной игры, а именно:

- игра создает предпосылки  для освоения социально ценных  стереотипов поведения, которые  становятся специальными регуляторами  отношений в социальной среде; через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему в социальном мире;

- народная игра реализуется  на принципах добровольности, спонтанности  при особых условиях сговоренности, отражает особенности определенного исторического момента развития общества, претерпевает изменения под влиянием социально-политических, экономических, культурных и др. факторов;

- игра, будучи социально-досуговым и специфическим явлением процес-суально-деятельностной модальности культуры, функционирующим в акте человека с человеком, требует их активности, выступает в роли психокорректора;

- народная игра способствует  выработке социально-нравственных  качеств в соединении с психолого-педагогическими условиями.

Социально-нравственное воспитание рассматривается в этой связи, как:

- процесс обретения личностью социально-нравственных качеств, охватывающих мотивационно-ценностную, когнитивную и поведенческую сферы, и последующего развертывания на их основе творческого потенциала личности;

- одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе, формирование человека в социальных институтах в процессе создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и социальной ориентации;

- передача этнокультурной традиции;

- овладение детьми общественно-культурнымопытом.

Каковы воспитательные возможности народных игр? Они многогранны.

1. Включая народную игру в воспитательный процесс, педагог ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, формирует социально-нравственные качества.

2. Народная игра способствует  выработке нужных нравственных  качеств всегда в соединении  с качествами, относящимися к  физической, умственной, трудовой и  другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы для формирования социально-нравственных качеств.

3. Игра, как явление, ставящее  личность в позицию субъекта  деятельности, приобретает особое  значение не только в дошкольном  и младшем школьном возрасте, но и в подростковом возрасте, она выступает как средство психокоррекции: игра помогает подросткам справиться с переживаниями, беспокойством, страхом, скованностью в общении, неспособностью контролировать свои чувства и поступки.

Каковы же педагогические условия формирования социально-нравственных качеств средствами народной игры?

Педагогические условия  реализации модели социально-нравственного  воспитания детей  в учреждениях  образования: социально-средовые; содержательно-организационные; субьектно-личностные. В содержательно-процессуальном блоке педагогические условия социально-нравственного воспитания определены как специально создаваемая воспитателями среда, обстановка, в которой возникает и развивается педагогическое явление, происходит воспитание младших школьников и подростков средствами народной игры; как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется социально-педагогическая работа, а также взаимодействие субъектов воспитательного процесса.

1. Социально-средовые условия включают: создание микросоциального пространства, наполненного средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать. Кроме того, для успешности процесса социально-нравственного воспитания необходимо моделирование сопровождающего игру фона, включающего разнообразные виды наглядности (в т.ч. пейзажные и сюжетные картины, фотографии), атрибуты реальной бытовой, досуговой и другой деятельности и воспроизводящего обстановку, игровую атмосферу, социально-психологические особенности взаимоотношений учащихся, традиционных игровых практик. Немаловажна и реализация в педагогическом процессе культурно-игрового опыта носителей знаний о содержании и правилах народных игр, передаваемых от одного поколения к другому.Создание микросоциального пространства, наполненного средствами, стимулирующими детей к народной игре и помогающими ее организовать.

2. Содержательно-организационные условия включают: использование народных игр в системе, создание игровых комплексов, «сквозных» игровых сюжетов, организацию деятельности по изучению традиционной игровой народной культуры. Большему проникновению в атмосферу народной игры способствует также использование традиционных методов, приемов, форм организации игровой деятельности (организация и руководство игрой старшими, постепенное усложнение правил, содержания игр младших школьников и подростков; проведение игр в условиях, приближенных к их изначальной природе), применение адекватной традиционной символики, атрибутики (игрушек, инвентаря для игр и состязаний, оборудования), сопровождающих проведение игр и соблюдение традиционных ритуалов.

3. Субъектно-личностные условия включают: актуализацию потенциальных возможностей ребенка-участника игровой деятельности;  актуализацию потенциальных возможностей взрослого, включенного в процесс или организацию игры; формирование и развитие у педагогов, включенных в организацию и проведение народной игры, таких личностных качеств, как эмпатия, креативность, толерантность, коммуникативных и организаторских способностей. Существенным условием в этой группе является освоение педагогами и другими организаторами игровой деятельности способов и опыта индивидуальной и групповой рефлексии игрового взаимодействия, развитие способности взрослых участников детской народной игры к педагогическому прогнозированию результатов игровой деятельности.

Методы включения школьников в игровую деятельность: подражание;  имитация; одобрение;  осуждение;  пример;  состязательность,соревновательность;  опора на традиции;  сотрудничество,  упражнение;  импровизация.

Методы осуществления игровой деятельности:  наблюдение;  эксперимент; моделирование.

Формы организации игровой деятельности: конкурсные программы;  игровые занятия;  историческая реконструкция; игровые праздники (Рождественские, Масленичные и т.п.);  группы продленного дня; вечера.

Критерии и показатели социально-нравственной воспитанности учащихся: когнитивный, инновационный, поведенческий.

Уровень осмысления и осознания  социально-нравственных категорий, система взглядов на окружающий мир (взгляды, понятия), на понимание другого века, самопознание и становления века. Постижение субъективных значений личностных смыслов, себя и другого века, «открытость» когнитивных схем в сети межличностного познания, способность видеть мир глазами другого. Знания о социально-нравственных добродетелях, восприятие, опознавание народных образов, основанных на внимании, памяти и проявляющихся в ценностях воображения, речи, мышления. Проявление потребностей, направленности поведения, проявление эмоций, субьективныхпереживаний и установок, межличностному эмпатии, сочувствию, переживанию, эмоциональный отклик на сострадание, симпатию, любовь и т. п. Проявление во всех сферах деятельности и общения (в игровых, учебных и др. ситуациях) основных морально-нравственных качеств: доброжелательности, ответственности,  взаимовыручки, заботы, дружелюбию, справедливости, милосердия. Поведенческая готовность к  диалогическому общению,  оказание помощи в случае различных затруднений, альтруистическое поведение.

Каковы же уровни социально-нравственной воспитанности?

 Нестабильный (низкий)

Ситуативно-стабильный (средний)

Устойчивый (высокий,)

 

Нестабильный характеризуется: необязательностью, значительными отклонениями от общепринятых правил, нарушением правил, грубостью в игре и других видах деятельностного характера.

Ситуативно-стабильныйхарактеризуется: непониманием требований педагога и самих нравственных добродетелей. Проявление качеств недостаточно стабильное. Зависит от ситуации, условий, окружения, остаточный уровень самоконтроля, частичнаясформированность социально-нравственных личностных качеств.

Устойчивый уровень характеризуется: наличием внутреннего контроля, собственной самооценкой в соответствии с общественными нормами и правилами игрового содействия, сформированностьюнавыков самоконтроля, чувством собственного достоинства.

В современных условиях важно также сочетание игровых средств с традиционными дидактическими методами и формами осуществления учебно-воспитательного процесса.

Нельзя не отметить того факта, что в современных условиях полное воспроизведение опыта прошлого невозможно. Однако необходимо при  адаптации народных игр к реалиям настоящего времени сохранить главную идейную и функциональную стороны игровой практики, т.е. есть необходимость не простого воспроизведения отдельных игр, а создания целого ряда социально-педагогических условий по погружению в культурно-историческую среду. Кроме того, необходимо создание атмосферы доверия и положительного эмоционального фона игры для раскрепощения и самораскрытия личностных качеств ребенка, включение в игру предметов старины или их копий. Это ценнейшее пространство обеспечивает всестороннее воспитание, наличие зоны ближайшего и перспективного психического, в том числе личностного развития.

Внедрение в педагогическую практику системного подхода по ознакомлению школьников с этнокультурными ценностями предполагает изменения в целевых, содержательныхи технологических характеристиках воспитательного процесса во внеклассной работе. Обобщение педагогического опыта показывает, что реализация системного подходавозможна в рамках, например, образовательного этнокультурного модуля «Культура казачества как синтез трех культур», воспитательные задачи которого заключались в формировании:

- необходимых социально-нравственных  ориентиров, почерпнутых из народной  мудрости и опыта, формировавшихся  веками народных принципов и  заповедей, так называемых «простых норм нравственности», а также высших социально-нравственных качеств;

Информация о работе Народная игра как средство социально - нравственного воспитания