Народная песня и ее влияние на формирование композиторской школы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 17:12, доклад

Краткое описание

Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя»; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).

Содержание

Введение
Первая глава
1. Народная песня и ее влияние на возникновение жанра оперы в России
(доглинковский период-XVIII в.).
1.1. Роль русской народной песни в первых операх (на примере комических оперы Евстигнея Ипатовича Фомина «Ямщики на подставе»).
1.2. XIX век. Возникновение жанра романса.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

           Д.Б. Кабалевский сказал, что «Народная песня, как сказочный источник живой воды, давала композиторам силу и вдохновение, учила их красоте и мастерству,учила любить жизнь и человека». 
Русская народная песня — сокровищница песенного творчества, «образец правды и красоты», бесценное достояние русского народа, являющегося представителем России, а значит выразителем её интересов, истории и культуры. Русская народная песня — это исповедь славянского народа о России, ее великом прошлом, настоящем и будущем. 
Народными напевами питалась и русская музыкальная классика.  На творчество русских композиторов народные лирические песни оказали сильное влияние. Композиторы широко пользовались лирическими мелодиями бытовавших народных песен, обрабатывали их. Нередко, мелодия, рождённая фантазией композитора, напоминала народную.  Русские композиторы любили лирическую песню, учились у неё, воспевали её красоту в своих  шедеврах. 
        Простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращаются в богато украшенные оркестровые мелодии, а главные признаки русской народной  песни «проникают» во всё творчество русских композиторов. 
        Если о какой – то песне говорят, что она стала народной – это самая высокая оценка песни или инструментальной музыки. Творчество композиторов тесно связано с народной песней , мотивом. Композиторы часто использовали в своих произведениях народные песни . 
 Народная песня, и шире весь музыкальный фольклор, это основа профессионального композиторского творчества. 

 

 

 

 

 

Русская народная песня -- голос создавшего ее великого народа -- одно из ярких проявлений общественного народного сознания, духовной жизни в их творческой деятельности. Глубина и высокая этическая направленность русского народного песнетворчества, непревзойденная красота и благородство его поэтических и музыкальных образов убедительно говорят о богатстве духовной культуры русского народа, о его большой художественной одаренности.

 

Присущий русской нации психический склад получает отражение в народнопесенном искусстве, проявляясь в неповторимо своеобразных особенностях и выразительных свойствах песенного стиля и в первую очередь -- в широком мелодическом развитии на «большом дыхании», в обогащении народнопесенного языка разнообразными приемами распевного развития. Черты эти особенно ярко обнаруживаются в напевах лирических и лирико-эпических протяжных песен. В широкой, «большого дыхания» мелодике этих песен ведущая роль часто принадлежит интонационным оборотам, вовсе не встречаемым в древнеславянском песенном творчестве, в частности энергичным ходам на сексту, септиму, октаву. Интенсивно протекает также развитие русского народного подголосочного многоголосия.

Интонационно-мелодический стиль классического народно-песенного искусства развивался вместе с формированием великорусского народа на основе разнообразных местных певчески-стилевых традиций. С усилением культурной общности русских людей в народном песенном творчестве все яснее проявляются общенациональные особенности его поэтического и музыкального стиля.

Богатейшая народнопесенная традиция исторически формировалась путем претворения своеобразных певческих особенностей как северных, так и южных великорусских областей. Наиболее характерные национально-своеобразные особенности русского классического народнопесенного стиля в XIX веке, были глубоко претворены в творчестве русских композиторов-классиков.

Несмотря на наличие некоторых областных различий, обнаруживаемых, главным образом, в отдельных деталях интонационно-мелодического, подголосочного и ладового склада, русский классический песенный стиль представляется единым, целостным и органическим явлением художественной культуры нашего народа. Справедливо утверждал В. Ф. Одоевский, указывая на ярко выраженную национальную определенность интонационно-мелодического языка русское народной песни, что русскую старинную песню можно угадать «между тысячами мелодий,-- она резко обозначается даже для иностранца» Одоевский В. Ф. Избранные музыкально-критические статьи. М.--Л., Музгиз, 1961, с. 63..

 

 

 

 

 

 

 

 

История русской классической музыки начинается с творчества М.И.Глинки. Глинка вошел в историю музыкальной культуры не только как великий композитор, но и основоположник национального стиля, народности в русской музыке. 

 

 

 

Творчество композиторов-классиков неразрывно связано с народной песней.

В народных песнях отражаются история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня - это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные,хороводные и плясовые,свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские,городские песни и частушки. 

 

Композиторы-классики изучали народную песню. Они записывали и обрабатывали мелодии песен. Составляли сборники народных песен. Наиболее известны сборники Балакирева (40 русских народных песен), Римского-Корсакова (100 русских народных песен), Чайковского (50 русских народных песен), Лядова (8 русских народных песен для оркестра).

Многие народные песни нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблях (Вариации Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя»; в финале первого фортепианного концерта Чайковского использована украинская песня-веснянка «Выйди, выйди, Иванку»).

 


Информация о работе Народная песня и ее влияние на формирование композиторской школы в России