Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:20, доклад
Возможно, ни одна эпоха в истории человечества не оказалась столь богатой на открытия буквально во всех научных дисциплинах, столь блестящим прорывом как в точных, так и в гуманитарных науках. Некоторым исследователям (А. Фоменко и др.) кажется даже неправдоподобным такая неравномерность в развитии науки и техники, когда тысячелетие, предшествовавшее эпохе Возрождения, дала меньше великих имён, чем всего два столетия Ренессанса.
Министерство образования и науки Российской Федерации
федерального государственного
бюджетного образовательного учреждения
высшего профессионального
«Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»
(КФ МГТУ им.Н.Э. Баумана)
Кафедра философии и политологии
Реферат по культурологии на тему:
«Наука и техника в эпоху Возрождения»
Выполнил:
студент гр. УТС.Б-11
Проверил:
к.ф.н., доцент
, 2012 г.
Оглавление
Введение
Возможно, ни одна эпоха в истории человечества не оказалась столь богатой на открытия буквально во всех научных дисциплинах, столь блестящим прорывом как в точных, так и в гуманитарных науках. Некоторым исследователям (А. Фоменко и др.) кажется даже неправдоподобным такая неравномерность в развитии науки и техники, когда тысячелетие, предшествовавшее эпохе Возрождения, дала меньше великих имён, чем всего два столетия Ренессанса.
Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.Общая характеристика эпохи
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, не аскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Развитие науки
Развитие естествознания в XIV – XVI вв.
нанесло по схоластическому мировоззрению
не менее сокрушительный удар, чем
гуманистическая мысль
Авторитет науки весьма существенно отличается
от авторитета церкви, так как он пользуется
средствами исключительно интеллектуальными,
не опирающимися на аппарат принуждения.
Никакие кары не обрушиваются на головы
тех, кто отвергает авторитет науки, равно
как и никакие соображения выгоды не влияют
на тех, кто его принимает. Он завоевывает
умы исключительно призывом к разуму.
Этот авторитет еще в одном отношении
отличается от церковного авторитета,
который провозглашает свои суждения
абсолютно верными и неизменными во веки
веков: суждения науки высказываются в
порядке предположения, на основании вероятности,
и признаются подверженными процессу
изменения. Это порождает склад ума, отличный
от склада ума средневекового догматика.
В XIV - XV вв. в общественной и культурной
жизни Западной Европы, и прежде всего
в Италии, произошли большие перемены.
В недрах феодальной общественно-экономической
формации зарождался новый капиталистический
способ производства. Он требовал нового
притока знаний, и ученые обратились к
исследованию природы. В противовес средневековой
схоластике с ее опорой на авторитеты
стал утверждаться опытный метод в науке.
Предпочтение отдавалось наблюдению и
точному счету. Царицей наук стала математика:
«нет ничего более убедительного, чем
число, мера и вес, если только они правильны»,
- писал английский врач У. Петти. В этот
период изобретались и совершенствовались
измерительные приборы и инструменты.
Галилео Галилей конструировал телескоп
и создавал первый термоскоп (прототип
термометра). Николай Коперник разрабатывал
гелиоцентрическую теорию. Поэты и художники
стремились отразить в своем творчестве
окружающий их мир и человека такими, какими
видели их в действительности. Они искали
опору в реалистическом искусстве древних,
особенно греков.
Если в искусстве Возрождения всеобщим
идеалом и естественным критерием стала
чувственная телесность, то в науке эта
роль отводилась рациональной индивидуальности.
Не индивидуальное знание или мнение,
а достоверность самой индивидуальности
оказывалась истинным основанием рационального
познания. Все в мире можно подвергнуть
сомнению, несомненен только факт самого
сомнения, который является непосредственным
свидетельством существования разума.
Такое самообоснование разума, принятое
в качестве единственно истинной точки
зрения, является рациональной индивидуальностью.
Наука Возрождения мало отличалась от
искусства, поскольку была результатом
личного творческого поиска мыслителя.
Художник - это искатель истинных образов,
мыслитель - искатель истинных идей. У
художника есть техника изображения, у
мыслителя - техника прояснения, или метод
познания. Мыслитель способен проникнуть
за пределы чувственного мира в замыслы
Творца. И как в творчестве художника продолжалось
созидание мира на основе совершенных
образов, так и в творчестве ученого открывались
замыслы Бога о мире.
Хотя сознание ученых Возрождения представляло
собой смесь рационализма и мистицизма,
нужно отметить, что их Бог - это не ветхозаветный
Бог, запретивший Адаму вкушать плоды
«познания добра и зла». Именно это обстоятельство
служило основанием для преследований
некоторых ученых инквизицией. Католическая
церковь оказывала противодействие учению
Николая Коперника (1473 - 1543) о гелиоцентризме.
Жертвой преследования стал итальянский
философ Джордано Бруно (1548 - 1600). Был предан
суду инквизиции Галилео Галилей (1564 -
1642), которого обычно относят к основоположникам
науки Нового времени. Он разделял возрожденческую
идею самотворчества человека, одним из
следствий которой явилось научное мировоззрение.
Эта идея была представлена еще в учении
Николая Кузанского (1401 - 1464), одного из
глубочайших мыслителей Возрождения;
по его мысли, сущность человеческой личности
есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога.
А итальянский философ Пико Делла Мирандола
(1463 - 1494), автор знаменитой «Речи о достоинстве
человека», утверждал, что если Бог является
создателем себя самого, то и человек должен
тоже создавать себя сам. Гуманистическая
направленность Возрождения проявлялась
в том, что научное мировоззрение эпохи
было связано с проблемой человеческого
существования.
Важнейшим условием масштабности и революционности
достижений науки Возрождения было гуманистическое
мировоззрение, в котором деятельность
по освоению мира понималась как составляющая
земного предназначения человека. К этому
нужно добавить возрождение античной
науки. Немалую роль в развитии сыграли
нужды мореплавания, применения артиллерии,
создания гидросооружений и т.п. Распространение
научных знаний, обмен ими между учеными
были бы невозможны без изобретения книгопечатания.
Первые достижения в области математики
и астрономии относятся к середине 15 в.
и связаны во многом с именами Г. Пейербаха
(Пурбах) и И. Мюллера (Региомонтан). Мюллером
были созданы новые более совершенные
астрономические таблицы (взамен альфонсианских
таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492),
которыми пользовались в своих путешествиях
Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели.
Существенный вклад в развитие алгебры,
геометрии внес итальянский математик
рубежа веков Л. Пачоли. В 16 в. Итальянцы
Н. Тарталья и Дж. Кардано открыли новые
способы решения уравнений третьей и четвертой
степени.
Важнейшим научным событием 16 в. стала
коперниковская революция в астрономии.
Польский астроном Николай Коперник в
трактате Об обращении небесных сфер
(1543) отверг господствовавшую геоцентрическую
птолемеевско-аристотелевскую картину
мира и не только постулировал вращение
небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще
вокруг своей оси, но и впервые подробно
показал (геоцентризм как догадка родился
еще в Древней Греции), как исходя из такой
системы можно объяснить – гораздо лучше,
чем ранее – все данные астрономических
наблюдений. В 16 в. новая система мира,
в целом, не получила поддержки в научном
сообществе. Убедительные доказательства
истинности теории Коперника привел только
Галилей.
Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в
(среди них Леонардо, Б. Варки) высказывали
сомнение относительно законов аристотелевской
механики, безраздельно господствовавшей
до того времени, но своего решения проблем
не предложили (позже это сделает Галилей).
Практика применения артиллерии способствовала
постановке и решению новых научных проблем:
Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел
вопросы баллистики. Теорией рычагов и
весов занимался Кардано. Леонардо да
Винчи стал основоположником гидравлики.
Его теоретические изыскания были связаны
с устройством им гидросооружений, проведением
мелиоративных работ, строительством
каналов, усовершенствованием шлюзов.
Английский врач У. Гилберт положил начало
изучению электромагнитных явлений, опубликовав
сочинение О магните (1600), где описал
его свойства.
В 16 в. получили развитие минералогия,
ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола,
К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона),
которые в эпоху Возрождения были на стадии
собирания фактов. Большую роль в развитии
этих наук играли отчеты исследователей
новых стран, содержавшие описания флоры
и фауны.
Идейным содержанием ракнебуржуазной
культуры Возрождения стал гуманизм (от
лат. humanus — человеческий). В центре мировоззрения
гуманистов был человек. Культура и науки
постепенно приобретали светский характер.
Великие географические
открытия
К XV веку городское население Европы значительно
выросло, что обусловило развитие ремесла
и торговли. Набирала обороты международная
торговля. В результате Крестовых походов
сложились прочные торговые связи со странами
Востока, откуда в Европу везли предметы
роскоши и пряности. К этому времени известные
месторождения золота и серебра были практически
истощены, и Европейские государства испытывали
недостаток в драгоценных металлах для
чеканки монет. Кроме того, Средиземноморский
район был сильно перенаселен для того
времени.
Изобретение в XV веке книгопечатания привело
к распространению технической и философской
литературы, все больше и больше стали
использоваться простые механизмы и новые
источники энергии. Получили распространение
идеи Аристотеля и Эратосфена о том, что
Индии можно достигнуть, плывя на запад.
Появление пушек и огнестрельного оружия
позволило значительно обезопасить дальние
путешествия. В XV веке появляется новый
тип парусного судна - каравелла. Эти корабли
прекрасно подходили для длительных морских
плаваний: они были невелики по размеру,
имели небольшой экипаж, но вместительный
трюм. Кроме того, отличная маневренность
была удобной для исследования незнакомых
береговых линий.
Новые успехи были сделаны в картографии.
Карты стали более точными, на них стали
наноситься широты, очертания берегов,
местонахождение портов (такие карты получили
название портулан). Для навигации использовались
компас и астролябия, качество которых
значительно улучшилось к XVI веку.
Завоевание османами Балкан и территории
Малой Азии (ныне - Турция) затруднили для
европейцев использование прежних восточных
(сухопутных и морских) торговых путей.
Однако торговля с Востоком приносила
огромные прибыли (700 - 800 % дохода), поэтому
более и более возрастало желание найти
морской путь (восточный или западный)
в Индию и Китай.
В XV в. активно развивалась картография
и география, исправлялись ошибки Птолемея,
на основе средневековых и современных
данных. В 1490 М. Бехайм создает первый глобус.
В конце XV – начале XVI вв. поиски европейцев
морского пути Индию и Китай, успехи в
картографии и географии, астрономии и
судостроении увенчались открытием побережья
Центральной Америки Колумбом, который
полагал, что достиг Индии (впервые континент
под названием Америка появился на карте
Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец
Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку.
Идея достичь Индии и Китая западным путем
была реализована испанской экспедицией
Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей
Южную Америку и совершившей первое кругосветное
путешествие (на практике была доказана
шарообразность Земли). В XVI в. европейцы
были уверены, что «мир сегодня полностью
открыт и весь человеческий род познан».
Великие открытия преобразили географию,
стимулировали развитие картографии.
Последствия великих географических
открытий:
· Перемещение главных торговых путей
в океаны. Страны Ближнего Востока, ранее
бывшие «перекрёстком цивилизаций», теперь
оказались в захолустье.
· «Продовольственная революция» в Европе,
связанная с внедрением множества новых
культур: картофеля, кукурузы, томатов,
подсолнечника, ананасов, квиноа, коки
(большая часть которых стала известна
благодаря Педро де Сьеса де Леону), широким
импортом различных пряностей, какао,
чая. В то же время, Колумбов обмен был
двусторонним: в Америке получили распространение
кофе, пшеница, сахарный тростник и др.
· Расширение кругозора европейцев: бурное
развитие географии, контакты с народами
разных культур, лучшее понимание разнообразия
животного и растительного мира.
· Также Великие географические открытия
повлекли за собой революцию цен - первооткрыватели
земель вывезли из Нового Света много
золота и серебра, что привело к снижению
цен на столь драгоценные металлы, а, следовательно,
увеличились цены на все остальные товары.
· Создание колониальной системы
· Власть Европы над другими частями света.
Поведение Европы было связанно с колониальной
политикой.
· Изменения в социальной структуре. Появление
новых слоёв.
· Пиратство. Работорговля.
· Уничтожение культуры индейцев (Майя,
Ацтеки, Инки), захват индейских земель.
· Распространение иноземных товаров
в Европе.
· Научно-технический прогресс.
· Христианизация индейцев.
Коперник и коперниканцы
В начале Эпохи Возрождения подвижность
Земли (более того, её поступательное
движение) утверждал Николай Кузанский,
но его обсуждение было сугубо философским,
не связанным с объяснением
Окончательно гелиоцентризм возродился
в XVI веке, когда польский астроном Николай
Коперник разработал теорию движения
планет вокруг Солнца на основании пифагорейского
принципа равномерных круговых движений.
Одной из причин возвращения к гелиоцентризму
было несогласие Коперника с птолемеевой
теорией кванта; кроме того, он считал
недостатком всех геоцентрических теорий
то, что они не позволяют определить «форму
мира и соразмерность его частей», то есть
масштабы планетной системы. Коперник
объяснил причины попятных движений планет,
вычислил расстояния планет от Солнца
и периоды их обращений. Объявляя Землю
одной из планет, Коперник устранял резкий
разрыв между «надлунным» и «подлунным»
мирами, характерный для философии Аристотеля.
Результаты своих трудов он обнародовал
в книге «О вращениях небесных сфер», изданной
в 1543 году. За два года до этого теорию
Коперника популярно изложил немецкий
астроном Георг Иоахим Ретик, одно время
сотрудничавший с Коперником и считавший
себя его учеником. Неясно, какое влияние
на Коперника оказал Аристарх (в рукописи
своей книги Коперник упоминал о гелиоцентризме
Аристарха, но в окончательной редакции
книги эта ссылка исчезла).
В некоторых отношениях теория Коперника
сохраняла «родимые пятна» геоцентризма:
· центром планетной системы было не столько
Солнце, сколько центр земной орбиты;
· из всех планет Земля единственная двигалась
по своей орбите равномерно, в то время
как у остальных планет орбитальная скорость
менялась, что Коперник объяснял комбинацией
движения по большим и малым кругам.
Тем не менее, им был дан импульс для дальнейшей
разработки гелиоцентрической теории
движения планет, сопутствующих задач
механики и космологии. В числе сторонников
гелиоцентризма в XVI веке были астрономы
Томас Диггес, Георг Иоахим Ретик, Кристоф
Ротман и Михаэль Мёстлин, физики Джамбатиста
Бенедетти, Вильям Гильберт и Симон Стевин,
философ Джордано Бруно, священник Диего
де Цунига. С другой стороны, ряд астрономов,
не принявших гелиоцентризм как космологическое
учение, приветствовали отказ Коперника
от кванта и активно использовали его
теорию планетных движений для расчётов
эфемерид. В их числе Эразм Рейнгольдт,
составивший на основе теории Коперника
планетные таблицы (Прусские таблицы).
Некоторые учёные, отвергая поступательное
движение Земли, принимали её вращение
вокруг оси (например, Николас Реймерс,
известный также как Урсус). Наиболее авторитетными
оппонентами гелиоцентризма в XVI — начале
XVII века были астрономы Тихо Браге и Христофор
Клавиус, математик Франсуа Виет, философ
Фрэнсис Бэкон.
«Родимые
пятна геоцентризма», сохранявшиеся
у Коперника, вывел немецкий астроном
Иоганн Кеплер. Он ещё со студенческих
лет (пришедшихся на конец XVI века) был
убеждён в справедливости гелиоцентризма
ввиду способности этого учения дать естественное
объяснение попятных движений планет
и возможности вычислять на её основе
масштабы планетной системы. В течение
нескольких лет Кеплер работал с величайшим
астрономом-наблюдателем Тихо Браге и
впоследствии завладел его архивом наблюдательных
данных. В ходе анализа этих данных, проявив
исключительную физическую интуицию,
Кеплер пришёл к следующим выводам:
· Орбита каждой из планет является плоской
кривой, причём плоскости всех планетных
орбит пересекались в Солнце. Это означало,
что Солнце находится в геометрическом
центре планетной системы, тогда как у
Коперника таковым был центр земной орбиты.
Кроме всего прочего, это позволило впервые
объяснить движение планет перпендикулярно
к плоскости эклиптики. Само понятие орбиты,
видимо, также было впервые введено Кеплером,
поскольку ещё Коперник полагал, что планеты
переносятся с помощью твёрдых сфер, как
у Аристотеля.
· Земля движется по своей орбите неравномерно.
Тем самым впервые Земля уравнялась в
динамическом отношении со всеми остальными
планетами.
· Каждая планета движется по эллипсу,
в одном из фокусов которого находится
Солнце (I закон Кеплера).
Кеплер открыл закон площадей (II закон
Кеплера): отрезок, соединяющий планету
и Солнце, за равные промежутки времени
описывает равные площади. Поскольку расстояние
планеты от Солнца при этом также менялось
(согласно первому закону), отсюда следовала
переменность скорости движения планеты
по орбите. Установив свои первые два закона,
Кеплер впервые отказался от догмы о равномерных
круговых движениях планет, с пифагорейских
времён владевшей умами исследователей.
Причём, в отличие от модели кванта, скорость
планеты менялась в зависимости от расстояния
от Солнца, а не от некоторой бестелесной
точки. Тем самым Солнце оказалось не только
геометрическим, но и динамическим центром
планетной системы.
Кеплер вывел математический закон (III
закон Кеплера), который связывал между
собой периоды обращений планет и размеры
их орбит: квадраты периодов обращений
планет относятся как кубы больших полуосей
их орбит. Впервые закономерность устройства
планетной системы, о существовании которой
догадывались ещё древние греки, получила
математическое оформление.
На основании открытых им законов движения
планет Кеплер составил таблицы планетных
движений (Рудольфинские таблицы), по точности
далеко оставлявшие позади все таблицы,
составленные ранее. Эти таблицы ещё более
уточнил английский астроном Джереми
Хоррокс, в течение долгих лет бывший единственным
последователем Кеплера. Трудами Кеплера
и Хоррокса был задан новый стандарт точности
планетных теорий.
Одновременно с Кеплером на другом конце
Европы, в Италии, трудился Галилео Галилей,
оказавший двоякую поддержку гелиоцентрической
теории. Во-первых, с помощью изобретённого
им телескопа Галилей сделал ряд открытий,
либо косвенно подтверждавших теорию
Коперника, либо выбивавших почву из-под
ног его противников — сторонников Аристотеля:
·Поверхность Луны не гладкая, как подобало
небесному телу в учении Аристотеля, а
имеет горы и впадины, как Земля. Кроме
того, Галилей объяснил пепельный свет
Луны отражением солнечного света Землёй.
Благодаря этому Земля стала телом, во
всех отношениях подобным Луне. Устранялось
противоречие между земным и небесным,
постулировавшееся у Аристотеля.
·Четыре спутника Юпитера (получивших
впоследствии название галилеевых). Тем
самым он опроверг утверждение, что Земля
не может обращаться вокруг Солнца, поскольку
вокруг неё самой обращается Луна (такой
тезис часто выдвигали противники Коперника):
Юпитер заведомо должен был вращаться
либо вокруг Земли (как у Птолемея и Аристотеля),
либо вокруг Солнца (как у Аристарха и
Коперника).
·Смена фаз Венеры, указывавшая, что Венера
обращается вокруг Солнца.
Галилей установил, что Млечный Путь состоит
из большого количества звёзд, неразличимых
невооружённым взглядом. Это открытие
совершенно не умещалось в космологию
Аристотеля, но вполне было совместимо
с теорией Коперника, из которой следовала
огромная удалённость звёзд.
Одним из первых Галилей открыл солнечные
пятна. Наблюдения над пятнами привели
Галилея к выводу о вращении Солнца вокруг
своей оси. Само существование пятен и
их постоянная изменчивость опровергали
тезис Аристотеля о «совершенстве» небес.
Галилей показал, что видимые размеры
планет в различных конфигурациях (например,
в противостоянии и соединении с Солнцем)
меняются точно в том соотношении, как
следует из теории Коперника.
Наоборот, при наблюдении звёзд в телескоп
их видимые размеры не меняются. Этот вывод
опровергал некоторые доводы оппонентов
гелиоцентризма.
Вторым направлением деятельности Галилея
было установление новых законов динамики.
Им была открыта инерция и принцип относительности,
что позволило устранить традиционные
возражения противников гелиоцентризма:
если Земля движется, почему мы этого не
замечаем?
У противников гелиоцентрической теории
было два вида аргументов:
· против вращения Земли вокруг собственной
оси. Учёные XVI века уже могли оценить линейную
скорость вращения: около 800 м/сек на экваторе.
Вращаясь, Земля испытывала бы колоссальные
центробежные силы, которые неминуемо
разорвали бы её на части. Если бы Земля
вращалась, все находящиеся на её поверхности
лёгкие предметы разлетелись бы во все
стороны Космоса. Если бы Земля вращалась,
любой брошенный предмет отклонялся бы
в сторону запада, а облака плыли бы, вместе
с Солнцем, с востока на запад. Небесные
тела движутся, потому что они состоят
из невесомой тонкой материи, но какая
сила может заставить двигаться огромную
тяжёлую Землю? Эти аргументы потеряли
силу после создания классической механики.
Такие фундаментальные понятия этой науки,
как центробежная сила, относительность,
инерция появились в значительной мере
при опровержении этих доводов геоцентристов.
· против поступательного движения Земли.
Отсутствие годичных параллаксов звёзд.
Для опровержения этого довода гелиоцентристам
приходилось предполагать огромную удалённость
звёзд. Тихо Браге на это возражал, что
в таком случае звёзды оказываются необычайно
большими, по размерам больше орбиты Сатурна.
Эта оценка следовала из его определения
угловых размеров звёзд: он принимал видимый
диаметр звёзд первой величины примерно
2 - 3 угловых минуты. Этот довод был, в значительной
мере, опровергнут Галилеем, который заключил,
что при наблюдении звёзд в телескоп их
видимый размер не меняется, следовательно,
оценка Браге угловых размеров звёзд сильно
преувеличена.
Низкая точность Прусских таблиц по сравнению
с Альфонсинскими, основанными на теории
Птолемея.
Этот довод потерял свою актуальность
после публикации Кеплером Рудольфинских
таблиц.
Кроме того, Тихо Браге считал доводом
против гелиоцентризма отсутствие попятных
движений комет, которые должны были бы
наблюдаться, если бы они обращались вокруг
Солнца. И они действительно наблюдаются,
о чём в XVI в. ещё не было известно. Между
тем, начиная с конца XVI в. именно комбинированная
система Тихо Браге (по существу, модернизированная
форма геоцентрической теории) становится
главным конкурентом гелиоцентризма.
Даже в 1651 году космографию Тихо Браге
излагал в своём «Новом Альмагесте» иезуит-астроном
Дж. Риччиоли (что не помешало ему назвать
один из наиболее заметных лунных кратеров
именем Коперника).
Многие учёные вплоть до конца XVII века
просто отказывались делать выбор между
этими гипотезами, указывая, что с точки
зрения наблюдений гелиоцентрическая
и комбинированная системы эквивалентны;
конечно оставаясь на такой точке зрения,
невозможно было развивать динамику планетной
системы. В числе сторонников этой «позитивистской»
точки зрения были Джованни Доменико Кассини,
Оле Рёмер, Блез Паскаль. Были и решительные
противники гелиоцентризма, среди которых
выделялся Риччиоли, автор упомянутого
труда «Новый Альмагест», где он перечислил
и обсудил 49 доказательств в пользу Коперника
и 77 - против.
Как ни странно, даже феноменальная точность
теории Кеплера не переубедила скептиков,
которые указывали, что сопоставимой и
даже более высокой точности можно достигнуть
и традиционными методами — сочетаниями
движений по эпициклам и деферентам. Были
и такие учёные, которые, принимая гелиоцентризм
в целом, отказывались принять теорию
Кеплера - например, Галилей.
Необходимо добавить, что в спорах с геоцентристами
сторонники Аристарха и Коперника находились
отнюдь не в равных условиях, поскольку
на стороне первых был такой авторитет,
как Церковь (особенно в католических
странах).
Геоцентристы (в их числе астрономы Тихо
Браге и Христофор Клавиус) привлекали
для подкрепления своей позиции и ненаучные
аргументы, в том числе и сугубо религиозные.
Ещё при жизни Коперника вожди протестантов
Лютер, Меланхтон и Кальвин выступили
против гелиоцентризма, заявляя, что это
учение противоречит Священному Писанию.
Католическая церковь сначала отнеслась
к этим спорам скорее равнодушно и даже
не без некоторой симпатии к новой системе
мира; известно, что Коперник сначала не
хотел публиковать свой труд, но его убедили
католические священники кардинал Николай
Шомберг и епископ Тидеман Гизе. Однако
в начале XVII века настроения начинают
меняться. Попытки защиты гелиоцентризма
от обвинений в противоречии Писанию предпринимали
Галилей и католический монах Паоло Фоскарини,
но в 1616 году католическая церковь объявила
гелиоцентрическую теорию еретической
(вспомним, что Аристарха также обвиняли
в нечестивости).
Свою точку зрения религиозные фундаменталисты
подкрепляли ссылками на Библию.