Наука и техника в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 10:20, доклад

Краткое описание

Возможно, ни одна эпоха в истории человечества не оказалась столь богатой на открытия буквально во всех научных дисциплинах, столь блестящим прорывом как в точных, так и в гуманитарных науках. Некоторым исследователям (А. Фоменко и др.) кажется даже неправдоподобным такая неравномерность в развитии науки и техники, когда тысячелетие, предшествовавшее эпохе Возрождения, дала меньше великих имён, чем всего два столетия Ренессанса.

Вложенные файлы: 1 файл

nayka i tehnika.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Технические идеи эпохи Возрождения

 

 

 

Книгопечатание.

 

По своему историческому значению изобретение  технических устройств для печатания  книг можно сравнить разве что  с изобретением в древности колеса или письменности. Печатание книг большими тиражами, несравненно более дешевое, чем переписывание от руки, сделало знания общедоступными.

Как и многие другие изобретения, книгопечатание возникло не на пустом месте. Элементы типографской технологии и техники накапливались  постепенно. Например, способ размножения вырезанных на деревянной доске изображений был известен в Европе в середине XIV века. Подобным образом переписчики воспроизводили в рукописях узорные буквицы и орнаменты, украшавшие листы. Со временем, мастера научились вырезать на досках весь текст, чтобы потом делать оттиски-копии на бумаге. Позже его стали набирать из маленьких кубиков, на каждом из которых была только одна буква. Набранную страницу заливали расплавленным мягким металлом, например свинцом. После его затвердевания получалась готовая форма, с её помощью можно было напечатать уже не один, а много оттисков.

Первым, кто  соединил все эти изобретения  в одном техническом устройстве и придумал технологию, обеспечившую печатание удобных для чтения ровных строк, стал немецкий мастер Иоганн Гутенберг(между 1394 и 1406 – 1468). В середине XV века в городе Майнце он отпечатал Библию. Книга имела по 42 строки на страницу, у неё не было ни титульного листа, ни нумерации страниц. Отдельные экземпляры этого первого в истории печатного издания хранятся в музеях как величайшие сокровища.

До конца  XV столетия типографии появились в Италии, Швеции, во Франции, в Дании и других странах. Количество книг резко возросло; не случайно, что начиная с XVI века ведет свою историю большинство крупнейших европейских библиотек.

 

 

 

Металлургия и горнодобывающая промышленность.

 

Профессор Георг  Бауэр (1494 – 1555) преподавал греческий  язык в Университете немецкого города Цвиккау. Его имя вряд ли дошло  бы до нашего времени, если бы в 1518 г. он неожиданно не бросил классические языки и не начал изучать горное дело наряду с медициной, химией и философией. Обобщив накопленный к тому времени опыт горно-металлургического производства, ученый опубликовал в 1550 г. трактат «О металлах» в 12 книгах под псевдонимом Агрикола. Книги эти служили своего рода энциклопедиями горного дела вплоть до промышленного переворота. Сегодня сочинения Бауэра – один из самых полных и достоверных источников сведений о средневековой металлургии и горном деле. Георг Агрикола разработал классификацию добываемых горных пород, впервые применил к полезным ископаемым понятие «чистый» и «смесь», изобрел и усовершенствовал несколько машин, применявшихся в горнорудном деле.

 

 

 

Городское строительство.

 

В эпоху Возрождения  многие европейские города приобрели свой неповторимый облик. Новые архитектурные идеи опирались на античные образцы, переосмысленные и улучшенные современными архитекторами. Эти идею воплощались в камне с помощью более совершенных строительных технологий. В то время построены не превзойденные по своей красоте базилика Святого Петра в Риме и собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции. В Париже были возведены знаменитый собор Парижской Богоматери, старейший из сохранившихся до наших дней Новый мост, начато строительство Лувра и новой ратуши. А вот уборка улиц и их освещение, водоснабжение городов и канализация – словом, состояние всех городских служб – даже к середине XVI века не достигли того уровня, который знал Древний Рим. Воду брали из реки в черте города и вручную переносили в дома; поэтому её, как правило, не хватало. Грязь и отходы скапливались на мостовых и в сточных канавах, вызывая эпидемии страшных болезней, например чумы, уносивших тысячи жизней.

В эпоху Возрождения  с этим злом начали бороться: строились  водозаборные системы, на смену сточным канавам пришли канализационные трубы. Во многих городах стали следить за чистотой протекавших в черте рек. 28 июля 1500 г. парламент Парижа принял специальные постановления, предписывающие удалить грязь и мусор с улиц и впредь проводить такую уборку регулярно, для чего ввести новый налог с горожан. Спустя 10 лет Людовик XII повелел парижанам не только платить налог, но и самим поддерживать чистоту и исправность мостовых на улицах перед своими домами.

Чтобы предотвратить наводнения и улучшить условия для судоходства по рекам, укреплялись их берега и сооружались каналы. В рукописях Леонардо да Винчи сохранился проект строительства канал на реке Арно, на берегах которой расположена Флоренция. Леонардо предлагал поддерживать постоянный уровень воды в канале с помощью больших резервуаров, накапливающих воду во время дождей и таяния снегов.Леонардо да Винчи

 

Леонардо  да Винчи вошел в историю прежде всего как гениальных художник эпохи  Возрождения. Но великий итальянец  интересовался практически всеми видами искусства и отраслями знания, как древними, так и возникшими недавно. Помимо произведений скульптуры и живописи он оставил весьма любопытные труды, оказавшие полезными для геологии и анатомии, математики и механики. Современники же почитали его не только как художника, но и как инженера.

И все же техническое  творчество Леонардо при его жизни  было известно далеко не полностью. Оно  получило достойную оценку лишь по прошествии веков, когда историки обнаружили и опубликовали рукописи, которые  автор зашифровал и спрятал.

Их анализ показал, что главным делом мастера были технические науки. В 1482 г., желая перебраться в Милан, Леонардо в длинном письме перечислил все то, чем он сумеет помочь этому городу в войне против государства Феррара. Ученый упоминает о постройке «очень легких и крепких мостов, которые можно без всякого труда переносить и при помощи которых можно преследовать неприятеля, а иногда и бежать от него», о средствах «жечь и рушить мосты неприятеля», о способах «отводить воду из рвов» в случае осады, о пушках-бомбардах, «которые кидают мелкие камни, словно буря, и наводят великий страх на неприятеля».

Полное перечисление всех изобретений и приспособлений, известных Леонардо заняло бы целый  том. По стилю его труды напоминают средневековые инженерные книги.  Всего до нас дошло свыше 6 тыс. рукописных страниц. Этот обширный материал разделен на кодексы – по темам, указаниям самого ученого, а иногда просто в зависимости от обстоятельств, при которых рукописи были обнаружены. Так, самый большой кодекс, насчитывающий около 1000 страниц, собран скульптором Помпео Леони. За свой объем он получил название «Кодекс атлантикус», в честь древнегреческого титана Атланта.

Отдельные части  «Атлантикуса», написанные между 1492 и 1499 гг., свидетельствую о том, что  ученый сделал поистине революционный  шаг в технике: он создал теоретические основы инженерной практики, т.е., по сути, превратил инженерное дело в теоретическую дисциплину. Кроме того, Леонардо пришел к различению понятий машины и её элементов – механизмов и деталей – и классифицировал известные тогда кулачковые механизмы, винтовые передачи, разнообразные зубчатые зацепления.

Гениальный  мыслитель считал науку высшей формой знания и отмечал, что «никакое человеческое знание нельзя считать наукой, если не располагает математическими  доказательствами». И потому стремился найти математические закономерности и в теории механизмов, и в живописи, и в архитектуре.Заключение

 

Наука эпохи  Возрождения слабо затронула  производительные силы, развивавшиеся  по пути постепенного совершенствования  традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

 

Однако эпоха  Возрождения (особенно 16 в.) отмечена уже  крупными научными сдвигами в области  естествознания. Его развитие, непосредственно  связанное в этот период с запросами  практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример — творчество Леонардо да Винчи — художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии. Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, «... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растет объём знаний и в других областях науки. Так, Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17—18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии — к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму — совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского учёного Г. Галилея.Литература

 

1. Березовая Л.Г. История  русской культуры: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л.Г. Березовая, Н.П. Берлякова. – М.: «Гуманит. издат. центр ВЛАДОС», 2006 – Ч.1 – 2.

2. Викторов В.В. Культурология:  учебник. – изд. доп. / В.В. Викторов –  М.: «Вузовский учебник, ИНФРА-М», 2010.

3. Горелов А.А. Культурология:  учеб. пособие / А.А. Горелов. —  М: «Юрант-М», 2002.

4. Гуревич Д.С. Культурология:  учебник / Д.С. Гуревич. - М.: «Гардарики», 2005.

5. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана – М.:

«Высшее образование», 2008.

6. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян,  А.В.

Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е

изд., испр. и доп. - М.: «Высш. Школа», 2004.

7. Культурология: учебное пособие  для студентов высших учебных

заведений. / под ред. Г.В. Драча. – 5-е  изд.- доп. и перер. - Ростов-

н/Д, Феникс, 2004.

8. Культурология: учебник  для студентов вузов / Т.Г. Грушевицкая,

А.П. Садохин – 3-е изд., перераб. и доп. –  М.: «ЮНИТИ-ДАНА», 2007.

9. Культурология: учеб. пособие  / под. ред. А.А. Радугина. — М:

«Центр», 2003.

10. Силичев Д.А. Культурология:  учеб. пособие. — М.: «Приор», 2001.


Информация о работе Наука и техника в эпоху Возрождения