Начало культуры. Возникновение человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Может возникнуть (и возникало) представление о том, что любая культура обречена. Но ни одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих фазах развития, давала новые неожиданные ростки. И пока хотя бы один человек на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.

Содержание

Начало культуры. Возникновение человека и общества………………2

Особенности материальной и духовной культуры первобытного общества……………………………………………..……………………5

Особенности характера первобытной культурной деятельности……..8

Духовная культура в период разложения………………………..……14

Заключение………………………..…………………………………….18

Список литературы……………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 49.34 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

  1. Начало культуры. Возникновение человека и общества………………2

 

  1. Особенности материальной и духовной культуры первобытного общества……………………………………………..……………………5

 

  1. Особенности характера первобытной культурной деятельности……..8

 

  1. Духовная культура в период разложения………………………..……14

 

  1. Заключение………………………..…………………………………….18

 

  1. Список литературы……………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Начало культуры. Возникновение человека и общества.

 

      История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.

Может возникнуть (и возникало) представление о том, что любая  культура обречена. Но ни одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих  фазах развития, давала новые неожиданные  ростки. И пока хотя бы один человек  на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или  образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.

Возникновение культуры связано  с появлением человечества. Множество  различных теорий стремится объяснить  причины его появления. Одни предполагают божественное сотворение человека (религиозные  теории): шумерские боги, а также  Прометей лепили людей из глины, Бог-отец Ветхого завета создал Адама «Из праха земного». Ни одна из них не нашла по сей день никакого фактического подтверждения. Созданный «по образу Своему, по образу Божию» человек отнюдь не имел тех знаний, которыми ему, как творению божьему, приличествовало бы обладать. Он был лишен даже малых возможностей божественного существования: прежде всего ему нужно было есть, пить (как животному), ему грозило множество болезней, у него не было даже примитивных умений и навыков.

Другая, весьма распространенная, теория — теория эволюции, начало которой  положил Ч. Дарвин. Для него человек  был высшим природным творением, выжившим лишь благодаря тому, что  оказался наиболее приспособленным  к существованию даже в самых  неблагоприятных внешних условиях. Существуют и современные варианты эволюционистской теории. Так, немецкий философ и антрополог Макс Шелер (1874—1928) считал, что человек вовсе  не был совершенством в животном мире, напротив, он был физически  слабее многих своих животных собратьев, его органы чувств были хуже развиты, чем у них, но он обладал даром  подражания и жил “по мерке  любого вида” животных, используя  различные способы укрытия, питания и приспособления .

Л. Н. Гумилёв создал теорию происхождения человечества, которую  можно назвать “космической”. Он считает, что человечество существует как особое явление природы, часть  биосфер. Биосфера, с его точки  зрения, “не только биомасса всех живых  существ, включая вирусы и микроорганизмы, но и продукты их жизнедеятельности  — почвы, осадочные породы, свободный  кислород воздуха... Все это — энергия, нас питающая”. Другие виды энергии — это солнечная, энергия распада радиоактивных элементов, пучки космической энергии. От совокупного действия разных видов энергии зависят периодические всплески пассионарности, пассионарные толчки. Именно такого рода толчки лежат в основе не только возникновения, развития и угасания, исчезновения различных народов и их культур, но и в основе возникновения человеческого общества. Гумилёв представляет историю культуры как историю пульсации пассионарных толчков, вызывающих то расцвет, то гибель той или иной культуры.

Эти предварительные сведения нам необходимы, чтобы войти в  реку времени и в путешествии  по ней понять труды и дни людей  в мире от древности до сегодняшнего дня, увидеть в них то, что должно составлять главную ценность отдельной  человеческой жизни и жизни всего  человечества.

Главные факторы становления  и развития культуры первобытного общества

Благодаря работам историографов, археологов и этнографов, описывающих  жизнь примитивных народов, письменным источникам, в том или ином виде сохранившимся в развалинах погибших городов, накоплен богатый материал, дающий возможность с достаточным  основанием рассуждать о первобытной  культуре.

Можно выделить минимум четыре фактора, связанных с возникновением культуры. 

Появление орудий труда. Древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня, дерева и кости, называется каменным веком (свыше 2 млн. — 6 тыс. лет назад). Он делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). В некоторых регионах каменный век закончился гораздо ближе к нашим дням.

Основные этапы развития первобытной культуры

Первобытная культура постепенно разворачивалась во времени и  в пространстве, которые осваивало  человечество, проходя определенные этапы отношений с природой, но постоянно решая главную задачу того времени — выжить и продолжить свой род.

Такая задача несет в себе биологическое начало и существует в любом животном сообществе с  одной только разницей  - в качественно новых способах ее решения человеком. Самое раннее отношение человека с природой — некое равновесие, партнерство, или, по выражению Л. Н. Гумилёва. Человеческое сообщество, представляющее собой небольшую группу людей (20—50 человек), связанных кровным родством, осваивает определенный участок земли для жизни, занимаясь собирательством — присвоением природных даров (кореньев, дикорастущих плодов, моллюсков и т. д.). Этот участок земли для людей — экологическая ниша, где они чувствуют себя в относительной безопасности, имея максимум того, что могут получить. Когда ресурсы оказываются исчерпанными, сообщество ищет другую территорию, которая станет для него следующей экологической нишей.

Первобытная культура была консервативной: любое новшество  нарушало привычный ход вещей  и потому казалось опасным, чреватым всякого рода неприятностями или даже смертельными бедствиями. Кроме того, при небольшой продолжительности жизни (средний возраст равнялся 20—22 годам) прирост информации не мог быть значительным, а сменяемость поколений была частой, поэтому выживание зависело от точного воспроизведения накопленного опыта. В этой связи первобытная культура ориентировалась на прошлое, старательно формировала стереотипное поведение, охраняла во всех видах деятельности апробированный опыт и ценности, накопленные прежде. И все-таки изменения в обществе, хоть и медленно, но происходили. Они касались всего способа жизнедеятельности людей, поэтому мы можем выделить в первобытной культуре два основных этапа: раннепервобытная община и позднепервобытная община.

Браки были недолговечными из-за слабых экономических связей супругов, многомужие существовало так  же, как и многоженство. Правда, и  при таких отношениях супруги  все же обменивались результатами деятельности: мужья пользовались продуктами собирательства, а жены — охотничьей добычей мужей; не только мать, но и отец проявляли  заботу о детях, но эти отношения  на раннепервобытной стадии развития существовали лишь в зародыше. Каждый из супругов, как и их дети, принадлежали своей группе. Подрастая, мальчики проходили  обряд инициации (лат. initium “начало”), перехода во взрослое состояние и  пополняли мужскую группу. Родство  осознавалось лишь горизонтально, то есть между живущими родителями, братьями и сестрами. Общего предка видели только в тотемном животном. “Люди рождались  в коллективе, имевшем общий тотем, и поэтому были сродни друг другу”. Изобретения этого времени не покажутся современному человеку значительными, но они определяли новый уровень отношений с природой. “Освоив составные орудия, человек изобрел рычаг, придумал копьеметалку и лук, в 2—3 раза увеличил дальность полета разящего оружия”. Более всего в этом преуспели “лесные ведды: натягивая лук ногами, они бросали стрелу на треть километра, а на расстоянии 35 м навылет пробивали оленя”. В раннепервобытной общине появились зачатки счета предметов, отсчета времени, представления о пространстве тоже были связаны с окружающей средой: например, “близко” — в пределах видимости и безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности материальной и духовной культуры первобытного общества.

Первый период развития материальной культуры первобытного общества - присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются:

 
1. Палеолит (греч. рalaiуs - древний и  lithos - камень) - завершается 35-33 тыс.  до н. э. Первые орудия труда,  применение огня, постройка жилища (естественные и шалашеобразные). 

 
2. Мезолит (греч. mеsos - средний, промежуточный). В это время появляются как  первичные орудия труда: микролиты  (миниатюрные каменные орудия), лук  со стрелами, палка, камень, копье,  так и вторичные (с их помощью  создавались первичные орудия: кремень,  с помощью которого заострялись  камни, и т. д.)       Для обработки камня применялись удар, пиление, сверление, шлифование, нагревание и накаливание на огне, полирование.

 
3. Неолит (греч. nеos - новый). 6-4 тыс. до  н. э. Формируются разные типы  жилища: полуземлянки, свайные постройки,  настилы из бревен.

 
        На этой стадии развития  общество переходит от присваивающего  хозяйства к производящему. Появляются  земледелие и животноводство (а  позже - ремесленничество), оттесняя  на задний план рыболовство,  охоту и собирательство. К данному  периоду относятся и первые  мегалитические сооружения. Этот  перелом в развитии материальной  культуры называют неолитической,  или аграрной, революцией. Первые  производящие хозяйства формируются  в Передней Азии.

 
4. Энеолит (лат. аeneus - медный, и  греч. litos - камень). Переход от каменных  орудий к медным и бронзовым: 4 тыс. до н. э.

 
5. Бронзовый век: с конца 4 тыс.  до н. э. Это время появления  первых цивилизаций (на территориях Северо-Восточной Африки, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, Китайской равнины и полуострова Индостан). В это время формируется и классовое общество. Внешние признаки его становления: 

-  появление монументальных каменных или кирпичных строений; 
- как правило, возникновение письменности; 
- оформление культуры (материальной и духовной) господствующего класса - элиты;

- трансформация единой культуры первобытного общества в культуру социальных низов.

 
6. Железный век, завершающий раннеклассовую  историю человечества. Духовная культура первобытного общества. Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры. 
         Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе и т. д. и т. п. Естественно, что основной формой памяти в данное время становится коллективная память, ориентированная на воспроизводство известного, бывшего в практике, эта форма памяти не требовала наличия письменности (стимулом для ее появления становится событие чрезвычайное, требующее фиксации, - война, воцарение, природный катаклизм), но опиралась на огромное количество символов, ритуалов, обрядов, основной функцией которых была гармонизация человека в обществе.  
        Одними из важнейших ритуалов древности были распространенные повсеместно обряды инициации (посвящения). В ходе инициации неофит подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. В этот же период ему сообщались мифы племени, знания о мире, нормы и правила поведения во взрослом коллективе, в том числе и в брачных связях. Сам обряд ухода из общины подростком и возвращение в нее через определенное время уже в статусе взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение после смерти. 
         Инициация была важным культурным явлением в жизни первобытного общества. За время таинств подросток успевал пережить пограничные состояния и получал необходимый для успешного функционирования в коллективе социальный опыт. Через инициацию в коллективе и у индивида фиксировалась важность нового, взрослого состояния в жизни человека. 
         Первым этапом развития письменности была пиктография - рисунчатое письмо, в это же время или чуть ранее появляются первые системы счета: сначала - это счет множества, способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем - счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление же абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и, по-видимому, с появлением цивилизации. 
         Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуют астрономические мотивы: это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения - кромлехи - (к примеру, Стонхедж в Англии), служащие как обсерваториями, так и выполняющие ритуальные функции, и мифы, содержащие представления об обустройстве Вселенной. Проводить астрономические наблюдения людей заставляли как нужды повседневной жизни, так и вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (характерно, что древние календари появляются раньше, чем произведения искусства).  
        Основными типами календарей становятся лунный, ориентирующийся на фазы Луны (он приводит к появлению шестеричной системы счисления), и солнечный (формирует десятеричную систему счисления). Во времена архаики господствует мифологическое - циклическое - восприятие времени. Причиной этого стала тесная связь человека того времени с циклическими изменениями, происходящими в природе. Для появления же линейного восприятия времени необходим, во-первых, отрыв человека от циклизма природы, что характерно для городской цивилизации, и, во-вторых, какое-либо сверхвыдающееся событие, которое может стать вехой и разделить все время на два отрезка: «до» и «после» (потопа, Рождества Христова, Сотворения мира и т. п.). Линейное восприятие времени станет характерным для христианской и последующих эпох и принесет новое представление о прогрессе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности характера первобытной культурной деятельности.

Первобытность является исторически  первым и самым продолжительным  этапом развития человеческой культуры. Вопрос о временных рамках этого  периода вызывает много споров. В  целом принято делить древнейший период человеческой культуры на эпохи палеолита (800-13 тыс. лет до н.э.), мезолита (13-6 тыс. лет  до н.э.) и неолита (6-2 тыс. лет до н.э.). Но и позже рядом с возникшими цивилизациями продолжали жить архаичные племена охотников и собирателей, а также земледельцы и скотоводы, находящиеся на стадии родоплеменных отношений, использующие примитивные орудия труда.

Первым материальным свидетельством существования человека являются орудия труда. У археологов нет единого  мнения относительно возраста самых  примитивных орудий труда. В палеоантропологии  считается, что они появились 2 млн. лет назад. Поэтому жителей этого  периода называют Homo habilis (человек  умелый). Но ряд археологов датируют первые орудия труда возрастом 5-4 млн. лет назад. Конечно, это были чрезвычайно  примитивные инструменты, очень  трудно отличимые от естественных осколков камней. Считалось, что они изготавливались  путем разбивания камня камнем. 800-300 тыс. лет назад наши предки уже  могли использовать огонь. Но только неандертальцы (250-50 тыс. лет назад), видимо, стали делать это постоянно. С поздними неандертальцами связано  появление первых искусственных  погребений, что говорит о формировании культа предков. Анатомическое строение неандертальцев позволяет предположить, что у них уже были зачатки  речи. Однако ученые считают, что коллективная жизнь неандертальцев носила еще  стадный характер. Поэтому только Homo sapiens (неоантроп, кроманьонец), появившийся 50-30 тыс. лет назад, может в полной мере считаться культурным существом.  Основным занятием кроманьонцев по-прежнему оставались охота, собирательство и рыбная ловля. Использовались каменные, деревянные, костяные орудия для охоты и обработки. Техника их изготовления носила здесь гораздо более совершенный характер. Так, отколотые с помощью заготовки пластины кремния подвергались вторичной обработке, превращаясь в скребки, резцы, ножи и т.д. Жилищами служили в основном пещеры, землянки, но появились и постройки из костей животных. Кроманьонцы изготавливали одежду из шкур и растительных материалов. При захоронении несомненно использовались погребальные ритуалы. Обнаружение в погребениях костей животных, орудий труда и оружия свидетельствует о наличии представлений о загробной жизни.  В это время появляется пещерная живопись, статуэтки и украшения.

Информация о работе Начало культуры. Возникновение человека и общества