Начало культуры. Возникновение человека и общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:48, реферат

Краткое описание

История культуры — это история возникающих и исчезающих ее феноменов, история народов и их творений, легших в основание современного мира, история зарождения, расцвета и гибели блестящих достижений человеческого бытия.
Может возникнуть (и возникало) представление о том, что любая культура обречена. Но ни одна культура не умирала и не стиралась совершенно. Она всегда возрождалась в последующих фазах развития, давала новые неожиданные ростки. И пока хотя бы один человек на земле умеет делать из природного материала необходимые предметы, хранит в памяти слово, мелодию или образ и воспроизводит их, культура не погибла. Каким бы ни было ее состояние, она еще может снова цвести и плодоносить.

Содержание

Начало культуры. Возникновение человека и общества………………2

Особенности материальной и духовной культуры первобытного общества……………………………………………..……………………5

Особенности характера первобытной культурной деятельности……..8

Духовная культура в период разложения………………………..……14

Заключение………………………..…………………………………….18

Список литературы……………………………………………………..19

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 49.34 Кб (Скачать файл)

Первые мифы были тотемистическими. Исполняемые членами коллектива, ряжеными под тотемное животное, ритуальные тотемистические пляски стали истолковываться  как сцены из жизни далеких  предков, а эти предки начали рассматриваться  как существа, бывшие одновременно и людьми и животными, как полулюди-полуживотные. Передаваемые из поколения в поколение  описания и объяснения этих обрядов  стали развертываться в более  или менее связные повествования  о жизни и похождениях тотемистических  предков. Когда становление тотемистических  мифов завершилось, обряды, бывшие их основой, выступили как инсценировки этих мифов, драматические иллюстрации  к ним.

В дальнейшем мифы стали возникать  и независимо от обрядов. В них  действиями тех или иных существ  стали объясняться самые различные  явления. Широкое распространение  получили мифы о культурных героях - существах, которые ввели те или  иные обычаи, нормы поведения, общественные институты, элементы материальной культуры. Первоначальные представления о  культурных героях очень близки к  представлениям о тотемистических  предках. Но в отличие от последних  культурные герои индивидуализированы, они имеют собственные имена. Типичным культурным героем, правда более  поздней эпохи, является Прометей, который  принес людям огонь, научил их различным  ремеслам и искусствам. Первоначальные мифы не были религиозными, ибо их герои  не наделялись сверхъестественной силой. В дальнейшем возникла и религиозная  мифология.

Исходным пунктом эволюции религии  была, как указывалось в первом выпуске, магия. Возникнув, магия развивалась. Существуют различные классификации  магических действий. В основу одних  положены особенности магической «техники» (магия имитативная, парциальная, инициальная  и т. п.), в основу других - связь  с теми или иными сферами человеческой деятельности (магия охотничья, рыболовная, земледельческая, любовная, лечебная, вредоносная и т. п.).

На мой взгляд, нужно прежде всего  выделить магию действия, которую  можно подразделить на два подвида. Первый и самый ранний подвид магии  действия - магия содействия. В таком  случае магические обряды лишь дополняют  здравые действия, направленные на достижение желаемого результата. Цель магических действий состоит в том, чтобы обеспечить успех здравых  действий. Эти магические обряды сопровождают здравые действия и по убеждению  людей содействуют их успешному  результату.

Второй подвид магии действия - магия самодействия. Магические обряды не сопровождают здравые действия, а их заменяют. По убеждению людей, одних только магических действий вполне достаточно, чтобы вызвать нужный результат. Такой характер часто  носила вредоносная магия.

Другой основной вид магии - словесная, или вербальная магия. Если магия  действия проявляется в обрядах, то словесная магия - в заклинаниях, заговорах и т.п. Она тоже подразделяется на магию сопровождающую, содействующую, когда цель заклинания состоит в  обеспечении успеха здравых действий, и магию заменяющую, самодействующую, когда считается, что одних лишь заклинаний, заговоров достаточно, чтобы добиться желаемого результата.

Вместе с магией возник своеобразный вид знания - знание о том, какие  обряды нужно совершить, чтобы обеспечить достижение желаемого результата, - обрядознание. Это знание было пустым, бесполезным - пустознанием.

Если вначале сверхъестественное влияние приписывалось только определенным человеческим действиям, то в дальнейшем им стали наделяться и объективные  события. Так возникла вера в приметы - оменализм (от лат. omen - примета), а вместе с ней гадательная магия (мантика). Наряду с обрядознанием появился новый вид пустознания - суезнание, вначале знание о несуществующих свойствах реальных явлений, а в  последующем - и о несуществующих в реальности вещах.

Следующий после оменализма шаг  состоял в наделении сверхъестественным влиянием определенных предметов - фетишей, включая амулеты и талисманы. Возник фетишизм. Магия и фетишизм, как уже говорилось в первом выпуске, зародились уже в эпоху палеоантропов.

Еще позднее сверхъестественная сила начала мыслиться как способная  передаваться от человека к человеку, от предмета к предмету. Эту форму  религии называют эманизмом. И, наконец, сверхъестественная сила стала представляться в виде особых самостоятельных существ. Так возникла вера в демонов или, как иногда говорят, духов. Последний  термин явно неудачен. Особые сверхъестественные существа понимались отнюдь не как  духовные, а как весьма и весьма телесные объекты. Примерами демонов  могут послужить домовые, лешие, водяные, русалки, эльфы, тролли, наяды, дриады и т. п. Своеобразной категорией демонов являются души умерших, которые  тоже понимались как телесные существа. Эту форму религии называют демонизмом, или анимизмом (от лат. anima - душа).

Первоначально сверхъестественные существа - демоны - мыслились как живущие  рядом с людьми в том же самом  мире. И лишь в дальнейшем оформилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от естественного  мира.

Своеобразным синтезом фетишизма  и демонизма является идолопоклонство, когда невозможно точно установить, наделяется ли сверхъестественной силой изображение демона или изображенный демон. Сходный характер имеет культ растений и животных. Невозможно, например, установить, кому приписывается сверхъестественная сила: дереву или связанному с ним (обитающему в нем) демону.

По мере развития религии выделяются люди, которые, как считалось, были способны успешнее других использовать сверхъестественную силу для достижения тех или иных целей. Вначале это были колдуны. С переходом к демонизму появляются специалисты по общению со сверхъестественными  существами. К ним относятся шаманы - особые люди, которым приписывается  способность, приводя себя с помощью  различных средств (пение, пляска, удары  в бубен и т.п.) в исступление, вступать в прямое общение с духами (демонами). Люди верили, что шаманы с помощью духов могут лечить от болезней, предотвращать различного рода несчастья, обеспечивать успех  в промыслах, предсказывать будущее  и т.п. Систему верований, в центре которой находятся шаманы, называют шаманизмом.

Следующий шаг в развитии религии  связан с начавшимся в дальнейшем переходом от первобытного общества к классовому. Расслоение общества, выделение из среды ранее равных общинников могущественной аристократии находит свое отражение в расслоении сверхъестественного мира, в выделении  из среды равных по значению сверхъестественных существ нескольких особо могущественных - богов. Зарождается многобожие, или  политеизм (от греческого поли - много, теос - бог). Вместе с ними появляются жрецы - посредники между людьми и  богами. Окончательное оформление политеизма относится уже к классовому обществу, где боги приобретают облик грозных  владык, правящих миром и распоряжающихся  судьбами людей. Изменяется характер культа. Целью обрядовых действий становится умилостивление богов. Дальнейшее развитие религии в классовом обществе приводит к возникновению единобожия, или монотеизма (от греческого моно - один, единый; теос - бог).

С появлением демонизма и особенно политеизма наряду с мифами нерелигиозными возникли мифы религиозные, в которых  рассказывалось о похождениях и  делах демонов и богов.

В целом на стадии первобытного общества все явления духовной жизни были теснейшим образом связаны, взаимно  переплетались и проникали друг в друга. Все это дает основание  говорить о синкретизме, т. е. слитности, нерасчлененности духовной культуры первобытности.

 

 

 

 

 

  1. Заключение.

 

Одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно-физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками человека природные вещества и объекты), то в качестве К.д. выступают те явления, к-рые связаны с сознанием, с интеллектуальной, а также с эмоционально-психол. деятельностью человека — язык, обычаи и нравы, верования, знания, искусство и т.п. Такое понимание К.д. пришло в отеч. практику из нем. литры в 19 в. Среди англ. и франц. эволюционистов того периода подобное деление на материальную и духовную культуру было также широко распространено. Так, Тайлор в работе “Первобытная культура” в одних случаях перечисляет “промышленную, умственную, полит., нравств. области культуры”, в других — более отчетливо подразделяет культуру на две части — “материальную” и “умственную”, подразумевая под последней идеи, обычаи, мифы, воззрения и верования.

Отеч. философы, социальные аналитики в дореволюц. период, а  также в послереволюц. годы в зарубежном изгнании широко обращаются к понятию  “К.д.”; оно у них тесно соотнесено с духовной основой обществ. бытия. В работах рус. авторов к. 19 —  пер. пол. 20 в. (в последнем случае, если они работали вне России) термин “К.д.” переплетается с такими понятиями, как “духовная жизнь”, “сфера духа”, “духовное обновление”  и др. Во всех указанных понятиях сфера и сущность духовного связывается  с объективной, надиндивидуальной  реальностью, к-рая одновременно укоренена  также в сердце человека, открываясь ему через внутр. усилия и мистич. опыт. Это — реальность Добра, Красоты, Истины и в конечном итоге реальность Бога. Такое понимание природы  духовного позволяет дифференцировать его не только на фоне материальных, но и на фоне социальных аспектов культуры, признавая вместе с тем, что материальное и социальное выступают как бы внешним выражением и воплощением  духовного.

Отеч. научно-филос. мысль  советского периода демонстрирует  несколько этапов освоения понятия  К.д. На первых порах развития советской  науки и философии акцент делался  на преодолении идеалистич. характера  явлений К.д., все многообразие к-рой  сводилось при этом к таким  областям обществ. сознания и практики, как образование, просвещение, искусство, наука, философия. В понимании этих феноменов К.д. наиболее важным считалось  преодоление гегелевского подхода  к ним как к проявлениям  абсолютного духа. Понятие “К.д.”  долгий период оставалось в советской  научно-филос. лит-ре под подозрением, обращение к нему требовало непременного объяснения и оправдания его использования. Всякий раз необходимо было признать, что К.д. рассматривается в качестве вторичного явления, зависимого от материального  бытия.

Список Литературы.

 

1. Культурология: Учебник   под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. Высшее образование.

2. Булгакова С. В. Культурология.

3. Ширшов И.Е. Культурология  – теория и история культуры: учебное пособие.

4. Давидович В.Е., Жданов Ю.И Сущность культуры.

5. Эренгросс Б.А. Культурология.  Учебник для вузов.

6. Драч Г.В., Матяш Т.П.  Культурология. Краткий тематический словарь.

 


Информация о работе Начало культуры. Возникновение человека и общества