Нормы ударения русского литературного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 23:27, реферат

Краткое описание

Одним из показателей грамотности речи человека является ее соответствие языковым нормам. Именно эти нормы отражают правила использования языковых средств в каждый конкретный период развития литературного языка. Они охватывают и регламентируют все стороны языка: произношение, правописание, словоупотребление и грамматик.
Языковые нормы не придумываются учеными, и не назначаются указом Правительства. Они создаются самими носителями языка, то есть нами. Так, нормативным считается вариант, употребляемый подавляющим большинством носителей языка

Содержание

Введение
Проблема нормы ударения в работах современных исследователей
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Нормы ударения русского литературного языка.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

Кроме того, при анализе нормы ударения сложных слов необходимо учитывать феномен так называемого дополнительного ударения. С точки зрения автора статьи, дополнительное ударение представляет собой явление фразовой просодии и возникает только в случаях, когда оно необходимо для надлежащего просодико-семантического оформления фразы. Таким образом, дополнительное ударение не является собственно словесным. В статье отмечается, что для большинства сложных слов характерно смещение дополнительного ударения на начальный слог первой основы (ви´ноторгóвля (ср.: винó), зéрнохрани´лище (ср: зернó), и´глотерапи´я (ср.: иглá).

Автор предлагает условно разделить на три группы в зависимости от позиции дополнительного ударения. Так, к первой группе относятся слова, в которых ударение появляется на том же слоге, что и в исходной основе (например, зóлотоискатель – зóлото). Во вторую группу входят слова, в которых дополнительное ударение проявляется на слоге, безударном в исходной основе (например, зéрнохрани´лище – зернó, и´глотерапи´я – иглá. К третьей группе относятся слова, дополнительное ударение в которых может колебаться и переходить с одного слога на другой (например, оказаться на втором или третьем слоге глубóко-, глубокó-, высóко-, высокó-). При этом в спонтанной речи дополнительное ударение может переноситься даже на первый слог (вы´сококультурный, к примеру).

В статье отмечается, что перенос дополнительного ударения на начальный слог первой основы, хоть и встречается в устной речи довольно часто, не признаются современными орфоэпическими словарями. В словарях дополнительное ударение не ставится на первый слог.

В заключение автор приходит к выводу, что проанализированный материал подтверждает наличие в русском языке тенденции к смещение ударения к началу слова, а нередко и на первый слог слова. В одних случаях факты смещения ударения уже закреплены на уровне языка, в других они существуют только в устной речи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проанализировав и сравнив главу учебного пособия Н. С. Валгиной и статью Р.Ф. Касаткиной, посвященные проблеме существования тенденции к изменению нормы ударения различных слов в современном русском языке можно сделать вывод, что оба исследователя обращают внимание на явления смещения словесного ударения, получившие широкое распространение в настоящее время. И Н.С. Валгина, и Р.Ф. Касаткина отмечают, что процесс «расшатывания» норм ударения русского языка активно происходит с 90-х годов XX века. К числу возможных причин они относят, как снижение уровня речевой культуры людей, выступающих перед публикой, так и стремление СМИ общаться с аудиторией на языке, понятном среднему (не очень хорошо образованному) зрителю.

При этом, Н. С. Валгина старается охватить проблему целиком и показать, как происходит процесс изменения норм ударения применительно к разным частям речи. Опираясь на труды других исследователей она также стремится выявить определенные тенденции смены. Кроме того, в работе Валгиной уделяется внимание различиям в трактовке нормы ударения в различных словарях. Причиной, по мнению автора, является тот факт, что одни составители словарей ориентируются на нормы ударения, существовавшие в начале XX века, а другие учитывают современные факты постановки ударения.

Статья Р.Ф. Касаткиной посвящена частной проблеме: в ней рассматриваются тенденции к смещению ударения в одно- и двухсложных словах, в также в сложных словах, состоящих из нескольких основ. Автор также приходит к выводу, что некоторые факты изменения нормы ударения (в частности, смещение ударения на первый слог в сложных словах), широко распространены в речевой практике, однако, не отражены в словарях.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Валгина Н.С. Активные процессы в области ударения // Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Логос, 2003. – С. 61-75.
  2. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М.: 1980 // Цит. по: Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995. С. 47
  3. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма. — Л., 1978. – С. 60-64.
  4. Касаткина Р.Ф. Некоторые наблюдения над особенностями словесного ударения в современной русском языке. Новые энклиномены? // Русистика. Славянистика. Европеидистика. Сборник к 60-летию А.А. Зализняка. – М.: Индрик, 1996. – С. 400-408
  5. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точка зрения на язык // Избранные труды. М.: Учпедгиз, 1959. С. 54

 


 



Информация о работе Нормы ударения русского литературного языка