Обряды и обычаи древних славян

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 08:48, творческая работа

Краткое описание

Своей задачей я вижу изучить и выявить особенности славянских обрядов и обычай, целью ответа на опрос: "Что представляло собой славянские обряды и обычаи". Задача, безусловно, не из легких, учитывая явную недостаточность фактического материала. Также показать какие из обрядов дошли да наших дней и сохранили ли они свою актуальность в нашем современном мире. Цель этой работы попытаться выявить особенности славянской традиционной культуры, проследить процесс ее формирования и развития, выявить факторы, на этот процесс повлиявшие, также рассмотреть традиционные обычаи и обряды славянского этноса, поскольку каждый русский человек должен знать прошлое своего народа. В своем эссе я собираюсь рассмотреть и проанализировать то немногое, что известно нам о славянских обрядах и обычаях.

Содержание

Введение 3
I. Традиции и обычаи 4
1.1 Род и человек. 4
II. ОСНОВНЫЕ ОБРЯДЫ 6
2.1 Календарные праздники славян 6
2.2 Обряды перехода 9
2.3Погребение у древних славян 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 17

Вложенные файлы: 1 файл

Обряды и обычаи древних славян 2.docx

— 46.22 Кб (Скачать файл)

Обряд, связанный  с рождением ребенка, происходит в несколько этапов и имеет не только семейный, но и общинный характер. Прежде всего, повитуха подготавливает будущую мать к родам, что сопровождается определенным набором ритуальных действий, вроде переступания через веревку. Иногда в таких ритуалах участвует и отец ребенка. После родов, которые принимали не в доме, а в другом помещении (зачастую, в бане), производят ритуал принятия нового члена общины. Таковым обычно является омовение, т.е. ритуальное очищение ребенка, а также его матери и повитухи. Когда дитя благополучно родилось то начиналась большая серия ритуалов призванных защитить ребенка от злых духов, приобщить к природе и отдать под ее покровительство нового человека, чтобы ему сопутствовала удача в делах и жизни. Первой пелёнкой сыну служила отцовская рубаха, дочери—материнская. Вообще, все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос и так далее) были окружены важными и очень интересными ритуалами, которым опять же можно посвятить отдельную книгу. Присмотримся лишь к одному. В наши дни, желая приобщить новорожденного к христианской религии, родители несут его в церковь, где священник крестит его, опуская в купель с водой. При этом нарекается имя. Между тем обычай окунать младенца в воду (или, по крайней мере, обрызгивать) отмечен у самых разных народов.

Крещение совершалось  в церкви или дома. Крестили младенца не в день его рождения, а на третий или на сороковой день жизни. Родители на обряде не присутствовали. Их заменяли крестная мать и крестный отец. Крестная мать обычно дарила крестнику первую рубашку, а крестный отец - нательный крестик. Обряд состоял в том, что священник погружал малыша в сосуд с водой и вынимал его со словами: "Крещается во имя Отца и сына и святого духа раб божий (далее следовало нарекаемое имя)". Считалось, что после крещения ребенок Очищается от первородного греха и входит в лоно православной церкви. К самому обряду выбора, и наречения имени относились очень серьезно. У многих народов, в том числе у у языческих славян, бытовал обычай хранить в тайне присвоенное младенцу имя. ведь оно было своеобразным "ключом" к здоровью и благополучию человека, служил охранительным талисманом. Предполагалось, что враги, выведав имя, могли нанести человеку непоправимый вред. Чтобы этого не произошло, использовали "заменители" настоящего имени (особенно в детстве). Часто подобный "заменитель" был оскорбительным по звучанию -"лихо", "горюн", "хвороба. Славяне считали, что услышав такое имя, злые силы не станут претендовать нанезавидного ребенка. Если ребенок болел, плохо рос, ему могли произвести ритуальную смену имени, надеясь, что со старым именем уйдут и преследующие малыша беды. Меняли имя ив течение жизни: когда проводился обряд инициации (посвящения во взрослую жизнь), когда девушка выходила замуж, воину на грани жизни и смерти и т.п.

Инициация

Чтобы стать членом племени, ребенок должен был пройти инициацию. Происходила она в три ступени. Первая - непосредственно при рождении, когда повитуха обрезала пуповину наконечником боевой стрелы в случае с мальчиком, либо ножницами в случае с девочкой, и пеленала ребенка в пеленку  со знаками рода.

По достижении мальчиком  трех лет он проходил подстягу, т.е. его сажали на коня, опоясывали мечом и три раза обвозили вокруг двора. После этого его начинали учить собственно мужским обязанностям. Девочке в три года впервые давали веретено и прялку. Действо тоже сакральное, и первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день свадьбы для защиты от порчи. Прядение у всех народов ассоциировалось с судьбой, и с трехлетнего возраста девочек учили прясть судьбу себе и своему дому.

В двенадцать - тринадцать лет, по достижении брачного возраста, мальчиков  и девочек приводили в мужской  и женский дома, где они получали полный набор сакральных знаний, необходимых  им по жизни. После этого девушка  вскакивала в поневу (род юбки, носившийся поверх рубахи и говоривший о зрелости). Юноша после посвящения получал  право носить боевое оружие и вступать в брак.

 

О свадебных обрядах древних славян известно крайне мало. Практически все данные, которыми располагает современная наука, основаны на этнографических материалах.

В этнографических материалах конца ХІХ – начала ХХ вв. подробно описан свадебный обряд украинцев и русских, носящий ярко выраженный характер обрядовых действий дохристианской эпохи. Возможно, этот ритуал сохранился с языческой эпохи почти без изменений, а летописные сведения относятся к более древнему культурному пласту, когда еще не был распространен сложный свадебный обряд.

Описанный обряд происходит в три этапа, в каждом из которых  повторяются одинаковые ритуальные действия, которые постепенно развиваются  и усложняются. Эти основные этапы:

1) сватанье;

2) помолвка;

3) сама свадьба. 

На всех этих этапах повторяются  следующие моменты:

- попытка похитить невесту;

- сопротивление со стороны  родственников невесты;

- примирение обеих сторон;

- выкуп невесты у ее родных;

- религиозные церемонии.

Третий этап оканчиваться вступлением молодых в супружескую  жизнь. Свадебные обряды славян направлены на введение молодых в общественную жизнь в новом статусе – статусе супругов, новой семьи. С этой целью выполняется целый комплекс обрядов, которые не только фиксируют смену социального статуса молодых, но и призваны оберегать их от воздействия колдовства и нечистой силы. Это находит свое выражение в очистительных ритуалах, связанных с древними культами воды и огня и отражающие представление об очистительных свойствах стихий.

2.3Погребение у древних славян

Говоря о языческом  культе, нельзя не упомянуть о погребальных обрядах древних славян. Погребальных обрядов славяне знали несколько. Обряд трупосожжения у славян появился в XV в. до н.э. и существовал в той или иной мере 27 столетий, вплоть до эпохи Владимира Мономаха. В более ранних древнеславянских курганных погребениях обнаружены останки трупов в скорченных позах. Тем самым они имитировали позу эмбриона в материнском чреве, а скорченность достигалась искусственным связыванием трупа.  По всей видимости, родичи готовили умершего ко второму рождению, к перевоплощению в одно из живых существ. Скорченность трупов как массовое явление сохраняется до рубежа бронзового века и железного. Кое-где архаичная скорченность доживает до VI в. до н. э. На смену скорченности приходит новая форма погребения: покойников хоронят в вытянутом положении; умерший "спит", оставаясь человеком (спокойным человеком - "покойником").

Самая поразительная перемена в погребальном обряде связана с появлением кремации, полного сожжения трупов. Идея кремации тоже связана с представлениями о жизненной силе, о её неистребимости и вечности, но теперь ей находят новое местожительство - небо, куда души умерших попадают вместе с дымом погребального костра. Идея заселения неба ("ирья") душами своих предков появляется в эпоху усиления земледельческого хозяйства для содействия всем небесным операциям (дождь, туман, снег) на благо оставшимся на земле потомкам.

Позднее с обычаем сжигания умерших появились и специальные  погребальные сооружения - погосты, в  которых постепенно захоранивали останки всех предков. Останки наслаивались в течение многих столетий, и образовывались высокие конические курганы. Такие курганы встречаются в верховьях Днепра, Волги, Оки.

Хороня умерших, славяне  клали с мужчиной оружие, конскую  упряжь, убитых коней, собак, с женщиной клали серпы, сосуды, зерно, убитую скотину  и домашнюю птицу.

Когда хоронили знатного человека, вместе с ним убивали несколько  его слуг, причем только единоверцев - славян, а не иноземцев, и одну из его жен - ту, которая добровольно соглашалась сопровождать мужа в загробный мир. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире. Во время погребальной церемонии женщину подносили к воротам, за которыми на дровах, лежало тело ее мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит поскорее вести ее к ним.

Похороны завершались  стравой - поминками и тризной - воинскими состязаниями. И то и другое символизировало расцвет жизни, противопоставляло живых - умершим. Обычай обильного угощения на поминках дожил до наших дней.

Слово "столп" означало в древнерусском еще и надмогильный домик, саркофаг. Многие археологические раскопки подтверждают это. Так, в Боршеве в курганах Хв. впервые были обнаружены небольшие деревянные срубы с остатками трупосжигания и кольцевой оградой вокруг них. Пpax кремированных захоранивался в глиняных урнах, в обычных горшках для приготовления пищи. Урны захоранивали в "столпах" внутри насыпных курганов.

Известны также и "поля погребений", то есть кладбища без внешних наземных признаков.

Привычное нам погребение в земле широко распространилось только после принятия христианства (с IX-X вв.), но сожжение трупов еще сохраняется.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всякое явление в природе, делалось понятным и доступным человеку, только через сближение со своими ощущениями и действиями. Также я сделала вывод, что суеверия древних славян до сих пор живы, несмотря на то, что мы живём в XXI в.- веке интенсивно развивающихся компьютерных и информационных технологий, если нам перебежит дорогу чёрная кошка, мы стараемся не переходить дорогу, а некоторые люди даже три раза плюют через плечо. Ещё считается, что нельзя переступать через ноги младенцев, иначе они не вырастут.

Многие из нас боятся смотреть в  разбитое зеркало – так как  это признак несчастья.

Безусловно, XX век внес свои коррективы на ценностные критерии и соответственно некоторые обряды и обычая стали забываться и до нас дошли уже видоизмененные и более в упрощенном виде.

Русский писатель Л.Н. Толстой писал: «Сущность всякой веры состоит в  том, что она придаёт жизни  такой смысл, который не уничтожается смертью».

Наверное, поэтому, то во что верили славяне, до сих пор живо в подсознании  русских людей.

Результатом моей исследовательской  деятельности является изучения этой интересной проблемы, которая кажется перспективным, так как учёт всех возможных источников, то есть письменных памятников, фольклора, данных археологии и лингвистики, позволяет в какой-то мере восстановить древнейшие языческие представления наших предков.

Изучение обрядов и обычай древних славян необходимо нынешнему поколению, чтобы осмыслить, обсудить исторические, культурные и нравственные аспекты жизни наших предков, что поможет нам, ныне живущим, узнать своё далёкое прошлое, прошлое светлое и достойное. Прошлое, которое каждый русский человек должен знать и которым вправе гордиться. Очень важно не растерять и сохранить то, что осталось для потомков. Иначе в конечном итоге Русская традиционная культура как феномен перестанет существовать, и это может привести к гибели нации.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981
  2. Моисеева Л. А. История. Активизация изучения отечественной истории в контексте мировых цивилизационных процессов. – Владивосток: Русский остров, 2011.
  3. Пашина О.А Народное музыкальное творчество. С-П 2005

 


Информация о работе Обряды и обычаи древних славян