Обряды «перехода» в русской народной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.
Русские обряды и праздники являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Обряд в традиционной культуре 4
1.1 Возникновение типы культур и особенности народной культуры. 4
Возникновение типы культур. 4
Особенности народной культуры . 6
1.2 Обряд в традиционной культуре : характеристика и структура 6
Глава 2. Пословицы, приметы, поговорки, песенный фольклор, в которых отражены обряды перехода 13
2.1 Пословицы и поговорки 13
2.2 Приметы 26
2.3 Песенный фольклор 33
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_gelya.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский  государственный социально-педагогический университет»

Институт художественного  образования

Кафедра хореографии

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Обряды «перехода» в русской народной культуре».

 

 

 

 

                                                                                Выполнил:

 Калиниченко А.В

                                                                                студентка группы

                                                                                 ХО-Хр-31

 

 

                                                                                 Проверил:

                                                                                преподаватель

Бахвалова В.А.

 

 

 

 

                                                 15.06.2012 г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Русские обряды и праздники являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры. Русские обряды, как организующая сила хозяйственной и культурной жизни русских, служит одной из важнейших характеристик народной культуры, является ее сохранностью. Русские обряды можно разделить на три периода: зимний, весенние – летний, осенний.          Стержнем русской обрядности является общинный, коллективный характер; ориентация на традиционную семью, стремление воспитать детей в духе русских традиций, обычаев; огромного внимания к общественному мнению, установка на семейно – родственные и соседско – дружеские контакты.

Русские обряды сочетают в себе древние языческие элементы и христианские. «Ритмика праздников и будней в дохристианский период была подчинена смене времен года, которые обусловливали занятия земледельца. Русичам- язычникам после крещения пришлось овладеть не только знанием православного учения, но постичь, принять пантеон христианских святых и соотнести все это с прежними своими верованиями. Процесс этого постижения был сложным, протяженным во времени и синкретичным по сути. Именно поэтому правомерно говорить о народно-православных, а не отдельно о народных и православных праздниках. Слитые воедино, они оказывали друг на друга влияние на протяжении веков, и это сложное соединение народного и православного начал сформировало стройную систему верований.

 

 

 

Глава 1.Обряд  в традиционной культуре

1.1 Возникновение  типы культур и особенности  народной культуры.

 Возникновение типы культур.

 

История изучения традиционных культур  разных народов и этносов насчитывает около двух столетий . Именно в 19 веке в европейских старанах появляются этнография, этнология, фольклористика -науки, изучающие народные быт, обычаи и культуру. С этой целью организуются экспедиции в различные регионы мира. Постепенно, с накоплением научных данных, учёные осознают одну очень важную особенность, свойственную традиционным культурам самых разных народов : человек традиционной культуры обладает своим особым мировоззрением, сильно отличающимся от европейского взгляда на мир. И без понимания базовых философских категорий, лежащих в основе этого мировоззрения, невозможно понять специфику традиционной культуры и искусства, найти правильные методы из изучения.

Во второй половине 20 века французский  этнограф и культуролог Клод Леви-Строс  ввел в научный обиход термины для обозначения двух принципиально разных типов культуры. Культуру европейского типа, которая с эпохой Нового времени стала основой для развития мировой цивилизации, он обозначил как  горячий  тип культуры.  Главное в культуре этого типа- ориентация на познание, на основание нового опыта с помощью методов рационального мышления. Главный инструмент такого познания-письменный (алфавитный) язык, с помощью которого фиксируются новые знания в виде исторических документов, научных трудов, литературных произведений и пр., т.е. памятников письменности. Это означает, что любая письменная культура является культурой  горячего  типа. Её  формирование у какое-либо типа народа обычно совпадает с этапом возникновения государства. Культура эта непрерывна эволюционирует, используя все новые технические средства для хранения и передачи информации. Таким образом, процесс освоения и накопления новых знаний о мире идёт постоянно-иными словами, культура  горячего  типа развивается динамически и линейно. В этой культуре возникает и становится центральным понятие авторства, творческой индивидуальности. Культура именно такого  горячего  типа в настоящее время доминирует в мире и формирует современного человека индустриального общества.

Существует и иной   холодный  тип культуры. К этому типу относятся архаичные или, как их принято называть, традиционные культуры- те, которые сложились у разных народов на самом раннем этапе их развития, в период родового общинного строя. Так , традиционная культура восточных славян сформировалась ещё в дохристианскую, языческую эпоху. В основе такой культуры лежит устойчивая система мифологических представлений об окружающем мире. Именно эти древнейшие врожденные мифологические представления человека о мире ( их ещё называют архетипами) выдающейся немецкий учёный  К.-  Г. Юнг называл  коллективное бессознательное . В такой культуре главное- это не познание, не освоение нового, а точная передача из поколения в поколение уже имеющегося Знания о законах мироустройства. Поэтому эта культура, в отличие от линейности   горячей  культуры, не эволюционирует, она ориентирована на традицию, на бесконечное воспроизведение одного и того же- традиционного опыта и системы ценностей, т.е. устроена циклично.

Ещё раз подчеркнём принципиальное мировоззренческое различие между этими двумя типами культуры. Если для человека горячей культуры мир предстаёт как совокупность материальных субстанций, которые подчиняются определённым физическим законам, и знание этих законов позволяет понять окружающий мир и использовать его в своих целях, то для человека  холодной  культуры мир есть совокупность одухотворённых сил и энергий, с которыми надо взаимодействовать по определённым, раз и навсегда установленным правилам. Соблюдение этих правил позволяет людям существовать в гармонии с окружающим миром, нарушение их не недопустимому. Поэтому накопленный столетиями опыт должен быть, как можно более точно передан следующим поколениям.

Особенности народной культуры .

 

Поскольку традиционная культура на архетипах   коллективного бессознательного  в ней отсутствует такая категория, как  творческая индивидуальность. Коллективность является неотъемлемой чертой народного  искусства, поэтому у народной песни нет авторов.

В культуре  холодного  типа знания человека о мире предаются бесписьменным, устным способом, что является ещё одной ее важнейшей особенностью. Традиционная культура не оставляет письменных свидетельств, она существует до тех пор, пока существует её носители. Поэтому преемственность опыта и системы ценностей в такой культуре обеспечивается самим укладом жизни человека традиционного общества ( у восточных славян, как известно, таким обществом была крестьянская община).

Уклад этот формирует  две основные сферы жизнедеятельности. Одна из них- земледелие, т.е. то, что  обеспечивает семью, род продовольствием. Вторая- социальные и семейные отношения, т.е. все, то что связано с общением людей и продолжением рода. Две эти сферы жизни крестьянской общины регулируются определёнными законами, которые закреплены в таком явлении, как обряд (или ритуал).

1.2 Обряд в традиционной  культуре :  характеристика и структура

 

Обряд в традиционной культур- это универсальный способ взаимодействие людей с внешним  миром (как с силами природы- божествами, духами и «нечистой силой» так  и с другими сообществами людей) и их влияние на этот внешний мир. Причём для человека с мифологическим сознанием влияние это достигается с помощью определённых магических приемов, которые составляют неотъемлемую часть любого ритуала. В традиционной культуре восточных славян существует два основных цикла обрядов, которые упорядочивают соответственно эти две основные сферы жизни человека традиционной культуры.

Во-первых это цикл календарных  земледельческих обрядов и праздников, отражающий все основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года(подробно он описывается в главе -  Ритуалы календарного цикла ).

Во-вторых, это цикл семейно-бытовых  ритуалов, включающий родино-крестинную, свадебную и погребально-поминальную  обрядность, т.е. отражающий все главные  этапы человеческой жизни ( ему посвящена глава 4 -  Семейно-бытовые обряды восточных славян ).

Большинство обрядов  календарного и семейно-бытового циклов у восточных славян относится  к так называемым обрядам перехода. Этот термин ввел в научный обиход французский ученый-этнолог Арнольд ван Геннепп в своей известной работе (  Ритуалы перехода ) . На основе анализа традиционных ритуалов ряда африканских племен он впервые описал этот тип ритуала, выявив его структуру. Геннепп выделяет три основных этапа обряда перехода.

Первый из них он связывает  с выделением объекта ритуала  и подчеркиванием его особого  пограничного ( переходного между  прежнем и будущим) состояния  с помощью определенных ритуальных действий (подробно они описаны в  соответствующих главах).

В календарной обрядности этим объектом обычно служит какой-либо ритуальный символ уходящего времени года- соломенное чучело в Масленице, другие специально изготавливаемые ритуальные фигуры и предметы- кукушка, стрела, сила на Троицу и пр.

В семейно-бытовом цикле  таким объектом является человек, член общины, меняющий свой социальный статус,- новорождённый (своеобразный «пришелец»» с того света на этот свет), жених и невеста (уже не парень и девка, и ещё не мужик и баба), покойник ( как новорождённый, но наоборот).

Вторым этапом обряда перехода  является уничтожение прежнего статуса объекта.

В календарных обрядах  это сжигание чучела Масленицы, похороны сулы, кукушки и пр. В обрядах  семейно-бытового цикла человек- объект ритуал-на этом этапе проходит через  своего рода «временную смерть» поскольку смысл перехода как раз и состоит в том, что объект ритуала умирает в прежнем качестве и рождается в новом.

Например, в свадьбе  знаком наступления ритуальной смерти девушки-невесты служит уничтожение  основного символа девичества ( так называемое прощание с красотой- на Русском Севере красоту обычно символизирует какой либо предмет одежды невесты, на Юге с девичеством прощаются, обламывая верхушку елечного деревца). Именно в этот момент невеста «умирает», как девушка, чтобы «родится» уже как замужняя женщина ( молодуха).

И наконец третьим  этапом  любого, переходного  обряда  является рождения ритуального объекта  в новом качестве.

В календарных обрядах  данный этап  обозначает собственно смену сезонов в один момент: до ритуала был один сезон (например, весна), а после выполнения ритуала наступил другой ( уже лето).

В семейно-бытовом цикле  на этой фразе происходит включение   обновленного  человека (объекта  ритуала) в традиционную общину.

Подобно тому как на первом этапе ритуала проводились действия, направленные на выделение, отчуждение  от обины человека, являющегося объектом ритуала, на третьем этапе выполняются те же действия в обратном направлении. Из бесформенной  прически-распущенных волос невесты-создается прическа молодухи, из  бесформенного  тела новорождённого повитуха особыми движениями нарочито лепит, создает человека,  лишь в похоронном обряде момент  возрождения  в новом качестве выносится за рамки обряда, но, безусловно, предполагается ( после смерти душа человека попадает на небо, он становится небожителем).

Ритуал представляет собой сложноорганизованное явление, в котором как в едином целом  сосуществуют различные элементы:

- магические действия, исполняемые в определённом порядке,

- различные виды искусства-  музыка, поэзия, танец, которые сопровождают эти действия,

- элементы материальной  культуры- особая ритуальная одежда, причёска, социально изготавливаемая  ритуальная еда и т.д.

Все эти элементы называют ещё кодами ритуала. Соответственно различают магический, музыкальный, хореографический, мимический, цветовой, кулинарный и прочие коды обряда.

Эта неразрывная связь  всех элементов, спаянная в одном  явлении- ритуале, называется синкретизмом. Синкретизм, наряду с коллективностью  и устностью, является ещё одной  важнейшей чертой традиционной культуры.

Кроме того, синкретизм является категорией, определяющей специфику  народного искусства и в частности-народной песни. Понятие фольклор означает именно синкретичное искусство, существующее лишь в бесписьменной, устной форме  и неразрывно связанное не только с обрядом, но и с мировоззрением и соответствующим укладом жизни человека традиционного общества.

Это означает, что фольклорное  произведение для человека традиционной культуры выполняет в первую очередь  прикладную, утилитарную функцию (как обязательный элемент обряда или как неотъемлемый атрибут определенных сельскохозяйственных работ), и во вторую – имеет сугубо эстетическую, художественную ценность. Такое свойство народного искусства получило название бифункциональной. Этот термин означает неразрывное единство прикладной и эстетической функции фольклора.

Разумеется, музыкальный  фольклор – это также бифункциональное искусство, неразрывно связанное со всей традиционной культурой. Из этого  следует, что, законы, по которым существует народная музыка, базируются на тех общих свойствах традиционной культуры, которые были описаны выше.

Информация о работе Обряды «перехода» в русской народной культуре