Обряды «перехода» в русской народной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 12:30, курсовая работа

Краткое описание

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд — это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.
Русские обряды и праздники являются одним из древнейших и интереснейших пластов народной культуры.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Обряд в традиционной культуре 4
1.1 Возникновение типы культур и особенности народной культуры. 4
Возникновение типы культур. 4
Особенности народной культуры . 6
1.2 Обряд в традиционной культуре : характеристика и структура 6
Глава 2. Пословицы, приметы, поговорки, песенный фольклор, в которых отражены обряды перехода 13
2.1 Пословицы и поговорки 13
2.2 Приметы 26
2.3 Песенный фольклор 33
Заключение 40
Список литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_gelya.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Голубь прилетает либо к пожару, либо к известию, и плохому  человеку голубь не прилетит; дятел  около жилья предвещает смерть, встретить  по дороге зайца дурная примета, если впереди стадо вечером идет рыжая корова - следующий день будет солнечным, если черная - к ненастью; если животное домашнее не имеет имени - то оно скоро заболеет и умрет; кошка трехцветного окраса сулит в доме достаток и богатство; если курица закричит петухом быть беде; если разорить гнездо ласточки - не миновать пожара; если лошади в стойле без причины потеют - умрет хозяин; мыши пищат - к свадьбе; паука убить - к несчастью; петухи распелись - к вестям; птица хохлиться - к непогоде; если пчелиный рой влетит в дом, то в течении года кто-то скончается; свинья навстречу - к счастью; не бей и не пинай собаку - с тобой судороги случаться; тараканы в доме - к богатству.

2.3 Песенный фольклор

О русском  фольклоре.

Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

В доклассовом обществе фольклор тесно связан с другими  видами деятельности человека, отражая  зачатки его знаний и религиозно-мифологических представлений. В процессе развития общества возникли различные виды и формы устного словесного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили длительную жизнь. Их своеобразие прослеживается только на основании косвенных показаний : на текстах позднейшего времени, сохранивших архаические черты содержания и поэтической структуры, и на этнографических сведениях о народах, находящихся на доклассовых ступенях исторического развития. Только от 18 века и позже известны подлинные тексты народной поэзии. Очень немного записей сохранилось в 17 веке. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии значительно сложнее, чем произведений литературных. Неизвестны не только имя и биография автора – создателя того или иного текста, но и неизвестна социальная среда, в какой сложилась сказка, былина, песня, время и место их сложения. Об идейном замысле автора можно судить только по сохранившемуся тексту, притом нередко записанному много лет спустя.

Важным обстоятельством, обеспечивающим развитие народной поэзии в прошлом, являлось, по словам Н. Г. Чернышевского, отсутствие «резких различий в умственной жизни народа». «Умственная и нравственная жизнь, - указывает он, - для всех членов такого народа одинакова – потому и произведения поэзии, порожденной возбуждением такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково милы и родственны всем членам народа». В таких исторических условиях появлялись произведения, созданные «всем народом, как одним нравственным лицом». Благодаря этому народную поэзию пронизывает коллективное начало. Оно присутствует при возникновении и восприятии слушателями вновь создаваемых произведений, в их последующем бытовании и переработках. Коллективность проявляется не только внешне, но и внутренне – в самой народно-поэтической системе, в характере обобщения действительности, в образах и т. д. В портретных характеристиках героев, в отдельных ситуациях и образах фольклорных произведений мало индивидуальных особенностей, занимающих столь видное место в художественной литературе.

Как правило, в момент создания, произведение переживает период особой популярности и творческого  расцвета. Но наступает время, когда  оно начинает искажаться, разрушаться  и забываться. Новое время требует  новых песен. Образы народных героев выражают лучшие черты русского национального характера ; в содержании фольклорных произведений отражаются наиболее типичные обстоятельства народной жизни. Вместе с тем народное поэтическое творчество дореволюционного не могло не отразить историческую ограниченность и противоречия крестьянской идеологии. Живя в устной передаче, тексты народной поэзии могли значительно измениться. Однако, достигнув полной идейной и художественной завершенности, произведения нередко сохранялись долгое время почти без изменений как поэтическое наследие прошлого, как культурное богатство непреходящей ценности.

Песенная  лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Её состав разнообразнее, чем героического эпоса, сказок и других жанров. Создавались  песни в далеко не одинаковое время. Каждое время слагало свои песни. Неодинакова и длительность жизни каждого песенного жанра. Например, женские песни семейной тематики, начиная со свадебных, как наиболее старые и традиционные помнятся лучше других. Песни же рекрутские 18 века и несколько больше половины 19 века, прожили чуть больше столетий и совсем исчезли из народного репертуара после военной реформы 70 – х годов 19 века.

Недолог был век и  удалых песен. Возникшие как противодействие  крепостному гнету, они были поддержаны вниманием передовых поэтов и вызвали множество откликов и подражаний в художественной литературе. Но они быстро забывались после реформы, уступив место новым произведениям и новым формам борьбы и протеста.

Песни очень различны. Например, песни детские и разные виды песен свадебного обряда или хоровода ни по содержанию, ни по оформлению не сходны. Для более полного представления. Остановимся на некоторых из них.

Пестушки – песенки  и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например :

«Ах, поет, поёт

Соловушка !

Ах поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой.»1

Потешки – песенки  и стишки к первым играм ребенка  с пальцами, ручками, ножками. Например :

«Потягунючки, поростунюшки !

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки.»

Заклички – детские  песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

- Весна красна ! На  чём пришла ?

- На сошечке, на  бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные  обращения к кому-либо. Например говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба !

Укатись вся.

Подблюдные песни. Данные песни использовались в гадании  и свое название получили в связи  с игрой, которой сопровождалось гадание. В блюдо каждый играющий клал свой предмет (обычно колечко), затем пелись «подблюдные» песни. Ведущий игру не глядя вынимал из блюда первое попавшее под руку кольцо. Содержание песни относили к тому, чье кольцо оказывалось вынутым. Образ подблюдной песни заключал в себе иносказание, намек, по которому судили о будущем. У песни был обязательный припев, который закреплял гадание. Например ;

Котик кошурку манит  в печурку :

- поди-ка, кошурка, в  печурке поспать

У меня ли в печурке  теплёхонько,

И постеля легохонька.

Кому же мы спели,

Тому добро,

Кому вынется

Тому сбудется.1

Самое важное место занимали песни и в составе свадебного обряда : они принадлежат обряду и вне обряда не исполняются. Их функция – обрядовая, они придают гласности начало, ход и завершение свадьбы как бытового юридического акта. Своё назначение эти песни сочетают с поэтизацией традиционного ритуала. Отличительной особенностью свадебных песен является эпический, повествовательный стиль.

Величания – жанр песенного  восхваления преимущественно жениха, невесты. Например ;

- Какова, какова красна  девушка ?

- Ростом она ростом 

Ни малая, ни великая,

Личиком, личиком

Бело-круглоликая,

Глазушки, глазушки

Что ясного сокола,

Бровушки что у черного  соболя.

Сама девка бравая,

В косе лента алая.2

Изначально функция  величания в свадьбе соединялась  с заклинательной магией : благополучие, счастье невесты и жениха, их родных представлялись реальными, уже наступившими. В поздних формах заклинательную магию в величаниях вытеснило выражение идеального типа нравственного поведения, красоты, бытового достатка вне связи с магией. В этих песнях создавались идеализированные образы девушки и парня, жениха и невесты.

Причитания – лирические произведения, непосредственно передающие чувства и мысли невесты, её родственников  и подруг, других участников свадьбы:

…В тереме Феклуша  умывается,

В высоком Климовна умывается,

Горючими слезами обливалася,

Как-то мне с батюшкой расстатися,

Как-то мне с матушкой прощатися…1

Изначально функция  причитания была всецело предопределена обрядом. Невеста представляла свой уход из семьи как действие, свершающееся против ее воли, чтобы избежать нежелательной мести покровителей очага. Но, возможно, что уже и в ту далекую пору плач явился в какой-то степени и прямым выражением подлинных чувств невесты в момент расставания с семьёй. Позднее причитания лишь отчасти следовали древнему ритуалу и по большей части стали прямым выражением чувств людей, которых кровно касалось драма разлуки с семьёй. Наиболее существенная стилевая особенность причитания – передача смятенных чувств человека.

Слёзную тональность  причитаний, строгую эпичность песен  и торжественность величаний  в свадьбе хорошо дополняли так  называемые корильные песни –  песни – шутки, часто пародии  на величания. Корильные песни исполнялись  в семье жениха и невесты после  свершения всех основных действий свадебного «чина». Их функция чисто развлекательная и юмористическая. Цель исполнения корильных песен в обряде – высмеять его участников, укорить их, обругать за скупость, нежелание наградить певцов за исполнение песни:

… Мы все песни перепели,

У нас горлышки пересохли!

Мы невестина пива не пивали,

Мы женихова - не видели,

Невестино пиво – как  наливо,

Женихово – как  помои.1

Однако назначение корильных  песен и в другом. В рамках обрядового жанра народ выразил свои взгляды на весьма существенные явления социально-бытовой жизни, мешавшие осуществлению идеалов, о которых шла речь в величальных песнях. Осмеянию подверглись жадность, пьянство, глупость, семейные неурядицы.

Заклинательные песни  – это одно из важнейших средств, которым древний человек пытался  повлиять на природу, на враждебные ему  силы. Цель таких песен – воздействовать на какое-нибудь явление природы, от которого ожидалась помощь в трудах земледельца, на тот или иной заповедный предмет, которому приписывалось магическое значение, на неведомую силу – судьбу, распоряжавшуюся счастьем человека в его личной жизни. Эти песни в основном исполнялись при приготовлении каравая на свадьбу :

Ты, святой Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепкую, лепкую.

 

Заключение

 

Главной целью написания  работы было обобщение и систематизация знаний о народном календаре и связанных с ним обычаях и обрядах.

Проделанная работа завершена  составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала.

Данные материалы могут  быть использованы в любом общеобразовательном учреждении для организации учебно-воспитательного процесса.

И.В. Кириевский писал  «Воспитание дабы принять характер народный».

Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидарности людей, живших в одном селе, деревне, городском квартале.

Молебен и крестный ход, собиравшие в обязательном порядке всех жителей, общая праздничная гульба - всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник, на который приходила вся ближняя и дальняя родня, способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи. Он нёс своеобразные образовательные функции. Частое общение с приехавшей издалека роднёй, с пришельцами, привлечёнными праздником: ярмарочными торговцами, балаганщиками, нищими, богомольцами - позволяло жителям узнавать новости, обмениваться впечатлениями о событиях в стране, судить о победах и поражениях войск, получать знания о далёких странах и народах. Обсуждение важных новостей помогало осознанию общих интересов жителей не только одного села, но и всего уезда. Губернии, страны. Праздник, одним из условий которого было ничегонеделанье, давал передышку в тяжёлом труде крестьянина или ремесленника. Кроме того, праздник отвлекал людей от будничных забот, семейных неприятностей, жизненных трудностей, давал психологическую разрядку, а совместное времяпрепровождение, активное общение издавало иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время снимало социальную напряжённость в обществе. Праздники с их весёлыми плясками. Песнями, кулачными боями, борьбой. Позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты и способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение односельчан, передать им своё умение более молодым. Следует отметить также ещё одну важную сторону народных праздников, связанную с заботой о продолжении рода. Праздники, на которые стекалось много молодёжи, часто из отдалённых деревень, представлявши парням и девушкам более широкие, чем в другие дни возможности выбора брачного партнёра, а радость и весёлье снимали естественную напряжённость между молодыми людьми.

Информация о работе Обряды «перехода» в русской народной культуре